Унылые полгода работы налоговой
1 октября 2014 года подводились не только итоги трех кварталов по сбору доходов бюджета.
Прошло также полгода со дня прихода в Миндоходов, а затем в Государственную фискальную службу команды Игоря Билоуса и Владимира Хоменко.
Полгода - вполне достаточный срок, чтобы оценить их работу.
Ожидалось, что они проведут кадровую "чистку", перекроют самые зловещие схемы неуплаты налогов и наладят цивилизованные отношения с бизнесом.
Как и следовало ожидать, ничего из перечисленного не произошло.
Вместо изменения гнилой системы налоговой Билоус и Хоменко ее возглавили.
ЭП уже писала о своеобразном подходе Билоуса к кадровой политике. На руководящие должности в ведомстве приходят личности с удивительным послужным списком, а сами назначения внешне выглядит непрозрачно.
Через несколько дней после выхода этой публикации по странному стечению обстоятельств с должности директора координационно-мониторингового департамента ушел представитель "команды Виталия Захарченко" Сергей Мищенко.
Правда, заслуги ЭП в этом не было. Говорят, поднявшейся вокруг Мищенко шумихой удачно воспользовался близкий к Арсению Яценюку первый зампред ГФС Владимир Хоменко, который захотел поставить на эту должность своего человека.
Он якобы поставил вопрос ребром: нельзя держать столь одиозного человека на столь ответственной позиции. Впрочем, Мищенко, скорее всего, уйдет недалеко. Источники ЭП в налоговой сходятся во мнении, что он станет советником Билоуса.
Еще одно направление, которое должно было стать ключевым для руководителя ГФС, - реформирование фискального органа. К сожалению, кроме смены названия и связанного с этим снижения статуса - с министра до руководителя службы - не произошло ничего. Однако даже это - не плод работы команды Билоуса.
Решение о превращении Миндоходов в ГФС принимал Минфин, он же его и лоббировал. По идее, служба подчинена Минфину, но работает ли эта вертикаль, неизвестно. Ранее ни один министр финансов не смог подчинить себе налоговую.
Самое смешное, что Билоус даже не смог закончить позитивные начинания своего предшественника. Таковые, кстати, были. В частности, в вопросах электронных сервисов для налогоплательщиков.
Канул в лету проект "электронного кабинета" налогоплательщика, с помощью которого планировалось дать бизнесу полный доступ к информации о начислениях и расчетах в карточках лицевых счетов, позволить в электронном виде не только подавать отчетность, но и сразу производить расчеты.
Игорь Билоус. Фото minrd.gov.ua |
С большой долей вероятности можно утверждать, что при Александре Клименко "кабинет" бы уже работал - при всех прочих моментах, которые существовали во времена Виктора Януковича. При Билоусе об этом никто и не вспоминает.
Главное направление работы ведомства теперь - максимальное засекречивание неблаговидной информации о расчетах налогоплательщиков с бюджетом и бюджета с налогоплательщиками. Не сдвинулась с мертвой точки и идея создания электронной формы отчетности для физлиц-непредпринимателей.
Конечно, основное направление работы, за которое должна отвечать ГФС, - это наполнение доходной части бюджета. Здесь наблюдается полная катастрофа, и с течением времени она лишь усугубляется.
Дело даже не в полуразрушенном Донбассе. По словам главы НБУ Валерии Гонтаревой, за счет военных действий в зоне АТО экономика потеряла около 10% ВВП, 15% промышленного производства и 30% валютных поступлений.
Однако падение в сборе налогов куда больше, чем эти цифры. Особенно учитывая, что девальвация в Украине произошла с 8 грн за долл до 14 грн за долл или на 75%. Этот факт тут же сказался на ценах большинства секторов народного хозяйства.
Государственная казначейская служба отчиталась, что за девять месяцев сбор в общий фонд госбюджета без учета возмещения НДС составил 262,8 млрд грн или 95,9% от запланированного согласно росписи. Недобор - 11,1 млрд грн. Однако "план-факт" - не лучшая система координат, если оценивать выполнение бюджета.
Владимир Хоменко |
Куда показательнее сравнение с аналогичным периодом 2013 года, когда не было войны и девальвации на 75%, работали "обнальные" конторы, а предприятия Сергея Курченко пригоняли в Украину составы контрабандного топлива. По сравнению с 2013 годом сбор без учета возмещения НДС вырос на 3,2 млрд грн или на 1,2%.
В сентябре 2014 года сбор без учета возмещения НДС составил 28,3 млрд грн или 90,1% от плана. Недобор - 3,1 млрд грн или около 10%. Однако цифра провала оказывается еще выше в сравнении с сентябрем 2013 года: сбор без учета возмещения НДС упал на 6,8 млрд грн или почти на 20%.
Показатели работы собственно налоговой в рамках ГФС, без таможни, еще более унылые. Если у таможни имеется хотя бы минимальная прибавка к 2013 году в размере 2,3 млрд грн или 2,8%, то налоговики недобрали 6,8 млрд грн или 4,5%. В сентября фискалы собрали на 1,4 млрд грн или на 5% меньше, чем в сентябре-2013.
Налога на прибыль поступило на 9,2 млрд грн меньше, НДС - на 3,6 млрд грн.
Меньше поступило даже акцизов, хотя их ставки были существенно повышены. Отчасти это продиктовано "форстоллингом", когда в преддверии повышения сбора алкогольные и табачные предприятия забивают склады продукцией со старой акцизной маркой. Можно предположить, что и после распродажи старых запасов объемы поступлений акциза в бюджет возрастут не особенно сильно.
Приведенные цифры позволяют предположить, что новая команда позволяет себе или другим воровать деньги даже в больших масштабах, чем это было ранее. Один из примеров - повышение ставок акцизов и снижение их поступлений.
Вот другой пример. Объемы продаж в стране возросли даже с учетом проблем в Крыму и Донбассе, но НДС собрано на 5,7% меньше, чем в 2013 году.
Это без учета 200-300 млрд грн, которые, по словам руководства ГФС, в 2013 году были якобы выведены из бюджета через "налоговые ямы". После закрытия "ям" деньги должны были пополнить бюджет через уплату НДС и налога на прибыль.
Впрочем, "ямы" никто не закрывал. Поговаривают, они просто "переехали" в Днепропетровскую область и продолжают там чудесно работать.
По информации, которая обсуждается работниками ГФС на Львовской площади, только за лето известный куратор этих "ям" из Днепропетровска вбросил в систему администрирования НДС более 5 млрд грн фиктивного налогового кредита. О каком росте поступлений и борьбе с "ямами" тогда можно говорить?
Кстати, тот же "куратор" не заплатил в бюджет уже почти 1,5 млрд грн платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, если точнее - нефти. Какие последствия это имело для автора схемы? Никакие.
Интересовался ли глава Днепропетровской ОГА Игорь Коломойский, кто курирует "налоговые ямы"? Фото segodnya.ua |
Стоит рассказать и о "теневой" стороне работы ГФС - долгах по возмещению НДС из бюджета. Предприятиям просто не отдают их деньги.
Объемы кредитования бизнесом бюджета через переплаты и рост задолженности по невозмещенному НДС с начала 2014 года, если не учитывать НДС-облигации, которые тоже являются формой кредитования, выросли более чем на 20 млрд грн.
Если сложить все перечисленные недопоступления, учесть рост курса доллара, инфляцию, расширение базы налогообложения, а также введение новых налогов, то выйдет, что за девять месяцев 2014 года потери бюджета выросли примерно на 40 млрд грн в сравнении с аналогичным периодом 2013 года.
Эта цифра и должна лечь в основу оценки работы команды ГФС. По закону направлять работу службы и анализировать результаты ее работы должен Минфин. Тем не менее, он упорно этим не занимается.
Министр финансов Александр Шлапак и курирующий налоговое направление замминистра Денис Фудашкин за полгода отметились только усилением налогового пресса. Причем они ратуют за то, чтобы покрепче обложить налогами "пересичного" украинца, оберегая интересы олигархов.
Как эти налоги администрируют Билоус и Хоменко, их не интересует. В этой связи возникают большие вопросы к рассказам Арсения Яценюка о "сильном премьере".
Если Фудашкин не хочет спрашивать с Билоуса и Хоменко за провал администрирования налогов, то, может, Шлапаку следует спросить с него за провал фискальной политики?
За прошедшие полгода Шлапак и Фудашкин при поддержке Яценюка провели через Верховную раду: - военного сбора - 1,5% с доходов физических лиц, - сбора с покупки иностранной валюты - 0,5% от суммы операции.
2. Расширение базы налогообложения: - введено налогообложения пассивных доходов физлиц, в том числе процентов по депозитам, на уровне 15% (17%). - введено налогообложения НДС по ставке 7% лекарств и медицинских изделий (детские подгузники и другие товары облагаются по ставке 20%).
3. Поднятие ставки налогов: - подняты ставки акцизов почти на все виды подакцизных товаров в 1,25, 2 и более раз, - поднята ставка сбора за пользование радиочастотным ресурсом в два раза. - подняты ставки платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых в два-восемь раз.
Принятые решения привели к росту фискальной нагрузки либо на население, либо на легально работающие предприятия. В целом дополнительная нагрузка измеряется десятками миллиардов гривен. В зависимости от отрасли фискальная нагрузка на легальный бизнес увеличилась на 5-30%.
Это на фоне того, что ликвидации схем уклонения от налогообложения и детенизации бизнеса не произошло. Все это ведет к дальнейшему разрушению конкурентной среды в Украине. |
Министр финансов Александр Шлапак. Фото kmu.gov.ua |
Фото на головній: Ігор Білоус (праворуч) та Володимир Хоменко. Фото minrd.gov.ua
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.