Какой ущерб война нанесла "Укрзализныце"
За время проведения АТО украинские военные и сепаратисты не жалели имущество "Укрзализныци": взрывали мосты, железнодорожные станции, локомотивы с вагонами и железнодорожные полотна. Особенно сильно железнодорожная инфраструктура пострадала в местах "жестких" боев: Иловайск, Авдеевка, Донецк, Славянск и Донецк-Северный.
По данным "Укрзализныци", предоставленным "ЭП", за время АТО Донецкой железной дороге нанесен ориентировочный ущерб почти на 0,88 млрд грн. Эти подсчеты включают в себя стоимость поврежденных объектов с работами по их восстановлению, но не включают поврежденную инфраструктуру, которая находится на территории подконтрольной сепаратистам и нуждается в экспертной оценке.
Самый большой ущерб был нанесен колейному хозяйству: было разрушено 17 единиц искусственных сооружений (мостов, переездов) и 77 участков железнодорожного полотна (суммарная протяженность поврежденных путей 1,7 км). Нам восстановление этой инфраструктуры "Укрзализныце" потребуется более 326 млн грн.
Значительный ущерб нанесен оборудованию энергоснабжения. Повреждены или уничтожены 5 тяговых подстанций (Северск, Славкурорт, Никитовка, Иловайск, Славянск), 163 км контактной сети, трансформаторные подстанции. Общая сумма убытков – 334 млн грн.
Было уничтожено или повреждено 220 локомотивов. Цена вопроса – 80 млн грн.
Помимо прямого ущерба из-за войны, "Укрзализниця" теряет доходы из-за падения перевозки пассажиров и грузов. За 7 месяцев 2014 года пассажиропоток сократился на 59%.
"В частности, на Донецкой железной дороге за 7 месяцев этого года пассажиропоток в дальнем сообщении составил 654,45 млн пас-км против 1114,72 млн. пас-км за аналогичный период прошлого года. На Приднепровской железной дороге - 1873,97 млн пас-км (4935,62 млн пас-км за 7 месяцев 2013 г.)", - сообщили в "Укрзализныце".
По предварительным данным, за 8 месяцев этого года падение пассажиропотока составит 58,6% - до 13 846,9 млн пас-км, что на 9 779,5 млн. пас-км меньше, чем годом ранее.
В сегменте грузовых перевозок также наблюдается падение, правда, пока не настолько значительное, как в сфере пассажирских перевозок. За 7 месяцев 2014 года объемы перевозок железнодорожным транспортов в Украине упали на 3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года – до 239,8 млн тонн. Эта тенденция за последние месяцы только усиливается. За 8 месяцев этого года перевозка грузов упала уже на 6,6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года – до 267,3 млн тонн.
Естественно, сильнее всего падение грузов произошло на Донбассе. Так, в августе перевозка груза Донецкими железными дорогами в 3 раза в сравнении с августом 2013 года.
В основном, падение перевозки грузов произошло за счет нефти и нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений, кокса, угля, химикатов и строительных материалов. Отгрузка остановлена на многих предприятиях Донецкой и Луганской областей.
Ситуация на Донбассе вынуждает железнодорожником пересмотреть свои планы на 2014 год.
Если в начале года "Укрзализныця" закладывала падение грузоперевозок в 2%, сегодня этот показатель понижен уже до 4,2%. И это далеко не предел. Если ситуация в Донецкой и Луганской областях ухудшится, падение будет куда существенней.
Фото УНИАН |
О финансовых показателях в "Укрзализныце" говорить не захотели. По итогам 2014 года железнодорожники планировали получить 52,7 млрд грн чистого дохода и 634,6 млн грн чистой прибыли. Уже понятно, что такого результата не будет. Основной источник доходов "Укрзализницы" - грузоперевозки. Они приносят компании почти 80% выручки. Если учесть, что грузоперевозка упадет на 4,2%, компания не досчитается примерно 1 млрд грн выручки.
При этом с падением доходов "Укрзализныце" нужно решать проблему с увеличением расходов на восстановление уничтоженного или поврежденного имущества в Донецкой и Луганской областях.
Расходы "Укрзализници" на 2014 год запланированы в размере 54 млрд грн. Львиная часть этих денег - 45,7 млрд грн, или 80% от общей суммы, предназначена на зарплаты, топливо, ремонтные работы, выплаты по кредитам и облигациям. Вместе с этим, остро стоит вопрос о замене устаревшего подвижного состава, а также завершение уже реализующихся проектов (электрификацию участка Долинская - Николаев - Колосовка, строительство Бескидского теннеля, двухколейной вставки на участке Гребенка - Полтава - Лозовая, реконструкцию вокзала в Харькове).
На восстановление железнодорожного имущества на Донбассе ни в бюджете, ни в самой компании денег нет. Но эта работа будет стоять в приоритете. Украине не может себе позволить отрезать от железных дорог столь важный промышленный регион. Поэтому "Укрзализнице" придется замораживать действующие проекты, и влезать в еще большие кредиты.
А это означает, что будет либо существенно сокращена программа обновления вагонного парка, либо заморожены проекты по электрификации важных для страны участков.
***
Фото на главной Podrobnosti
***
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.