Газовый транзит: минус четыре перевалки

Газовый транзит: минус четыре перевалки

В первой половине 2014 года транзит сжиженного газа через Украину снизился почти на 15% по сравнению с этим же периодом 2013 года. Причиной стали политические и экономические события в стране и за ее пределами.
Воскресенье, 24 августа 2014, 15:12
Иван Кудинов, UPECO

Транзит сжиженных углеводородных газов - СУГ - через Украину всегда был привлекателен для зарубежных компаний, особенно на фоне растущего спроса в Европе и Турции.

Интерес вырос настолько, что позволил украинским и зарубежным бизнесменам инвестировать в развитие инфраструктуры.

В итоге Украина за последние несколько лет приросла новыми мощностями по перевалке СУГ. Правда, загрузить их на 100% удастся нескоро. В 2014 году предпосылки к росту нереалистичны.

Экономика растущего производства сжиженного газа в России, которая является основным транзитером СУГ через украинскую территорию, не совпадает с политикой страны. Примером тому является Крымский полуостров, который в 2013 году был одним из главных пунктов транзита сжиженного газа.

Реклама:

Теперь оккупированный Крым оказался отрезан от бизнеса, и керченские перевалки перестали приносить прибыль своим владельцам.

Кроме ситуации вокруг Крыма, развязанная Россией война на Донбассе отразились на потоках газа, поскольку значительная часть ресурса из России и Казахстана проходила именно через Луганскую и Донецкую области.

К примеру, на пограничном переходе Гуково - Красная Могила в июне, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, объемы снизились на 70%, а после его закрытия в начале июля и вовсе иссякли.

Из-за угрозы потери грузов поставщики были вынуждены переориентироваться на другие пункты. Казахстанские объемы Гуково перешли на погранпереход Соловей - Тополи в Харьковской области. Кроме того, казахи некоторое время отправляли ресурс на переход Успенская - Кавишно, пока туда не докатились залпы "Градов".

Следует отметить, что смена маршрутов повлияла на небольшие компании-поставщики, которые из-за роста железнодорожного плеча и логистических затрат снизили грузопотоки в направлении Украины.

Из-за напряженной ситуации некоторые иностранные компании, получавшие ресурс из Украины, перешли на европейские терминалы из-за опасений за груз.

Также на объемы перевалки повлияли сезонные ремонтные работы на российских заводах. В июне "Сибур", основной производитель сжиженного газа в России, ремонтировал предприятия "Няганьгазпереработка" и "Уралоргсинтез". Останавливались на профилактику "Сибурхимпром" и "Томскнефтехим".

"Лукойл" проводил профилактические работы на Коробковском ГПЗ. Кроме того, находилась в ремонте "Пермнефтегазпереработка". Из-за плановых ремонтов на перевалке "Сибура" в Усть-Луге в июне загрузка снизилась на 15-20%. На российский транзит также повлиял рост цен на СУГ на внутреннем рынке.

За май-июнь оптовые цены в РФ выросли на 10% и вернули интерес производителей LPG - liquefied petroleum gas, английская аббревиатура СУГ - к рынку внутри страны. В конечном счете накопление субъективных и объективных факторов и дало столь негативный результат.

Общий объем украинской перевалки за шесть месяцев составил 1,77 млн тонн. Из них 55% пришлось на морские потоки и 45% - на железнодорожные. В сравнении с этим же периодом 2013 года снижение составило 14,5%. За такой же период 2013 года соотношение выглядело 59% к 41% - перевес был на стороне портов.

Станція "Красна могила" до війни. Фото wikipedia.org

В списке главных транзитеров изменений не произошло: Россия, Казахстан и Беларусь. В разрезе стран лидером является РФ - более 68%, затем идут Казахстан - 30,5% - и Беларусь - около 1%.

По сравнению с объемами 2013 года россияне потеряли 18% перевалки или 271 тыс тонн. Белорусские объемы снизились на 34%. Кроме ситуации в Украине, уменьшению способствовала дальнейшая переориентация сябров на Европу.

Сохранили динамику лишь казахи. Снижение транзита составило всего 0,5%. Впрочем, казахстанский ресурс также постепенно уходит из Украины. В первую очередь - на рынки Азии: в Китай и Таджикистан.

Основные объемы газа отправлялись в Турцию - 857 тыс тонн, Польшу - 382 тыс тонн, Венгрию - 209 тыс тонн, Румынию - 109 тыс тонн и Словакию - 54 тыс тонн.

Куда ведет колея

Сухопутный транзит LPG в первой половине 2014 года показал спад на 3% с 822,4 тыс тонн до 797,4 тыс тонн. Уменьшение коснулось почти всех пограничных переходов. Впрочем, появились новые направления. Например, в феврале-июне напрямую в Германию отправилось 6,14 тыс тонн российского ресурса.

Наибольшая доля сухопутного транзита приходится на станции Изов Львовской области - 338,6 тыс тонн. От данного пункта широкая колея 1 520 мм, которая не требует перегрузки, проходит вглубь Польши на 396 км до станции Славкув-Полудневы. По сравнению с 2013 годом прирост Изова составил 4%.

Транзит увеличился благодаря наращиванию казахстанской перевалкеи, которая вследствие изменения маршрутов выросла на 25 тыс тонн. Зато существенно упали и так небольшие объемы белорусов: с 3,2 тыс тонн до 600 тонн.

Широкий железнодорожный путь на территорию Польши проложен также через станцию Ягодын на Волыни. Колея проходит вглубь на 33 км до польской станции Дорохуск. Через этот пункт в 2014 году прошло 50 тыс тонн ресурса, что на 43% меньше, чем за аналогичный период 2013 года.

Снижение связано с сокращением загрузки российским и белорусским газом, который по широкой колее направлялся в Европу. Составы, которые приходят на польскую территорию, сливаются либо на терминалах, которых там в достатке, либо в газовозы и дальше - вглубь страны и за ее пределы.

Другим ключевым пунктом сухопутного транзита является станция Батево, где по широкой колее, без перегрузки ресурс следует в Венгрию. В 2014 году переход Батево - Эпрешко сохранил существующие объемы на уровне 161 тыс тонн.

В Венгрию также ведет переход Чоп - Захонь, куда заходит узкая колея 1 435 мм. В 2014 году эти ворота показали снижение на 20%.

Натисніть для збільшення

В направлении Словакии ресурс распределяется через железнодорожные пункты Чоп - Чиерна и Ужгород - Матевце. В 2014 году Чоп - Чиерна, куда также подведена узкая колея, показал уменьшение почти на 7%.

Зато переход Ужгород - Матевче демонстрировал динамику роста: с 6 тыс тонн до 9 тыс тонн. На этом участке широкая колея проходит в сторону Словакии на 89 км.

Грузооборот по широкой колее на таможенном пункте Дьяково - Халмсу, ведущем в Румынию, показал снижение на 23%, с 54 тыс тонн до 41 тыс тонн. Из этого количества 60% приходится на казахстанский газ, 40% - на российский.

На Закарпатье работают три терминала по переваливанию СУГ: между поселком Ключарка и селом Павшино, "Петро карбо хем", 220 тыс тонн в год, вблизи поселка Страбичево, терминал ЧП "Компания "Надежда", 162 тыс тонн в год, а также в Батево, "Карпаты", 100 тыс тонн в год.

Эти терминалы переваливают LPG в Словакию, Венгрию и Румынию. В основном на узкоколейных работают Чоп - Захонь, Венгрия, и Чоп - Чиерна, Словакия.

Характеризируя первое полугодие 2014 года, управляющие терминалов отмечают уменьшение газового транзита. На терминале "Надежда" рассказали, что в первой половине 2014 года объемы немного упали - до 7,5 тыс тонн в месяц.

"Из-за ситуации в Украине некоторые европейские компании опасаются работать на Закарпатье. Кроме того, на объемы повлияла стагнация нефтехимической промышленности в Европе", - отметили в Страбичево.

В 2014 года компания увеличила резервуарный парк до 500 м куб.

"Это нововведение больше предназначено для внутреннего рынка, поскольку в регионе мы представлены в розничном сегменте и осуществляем торговлю газовозами", - добавили в компании. Терминал "Надежды" имеет четыре колеи с каждой стороны и возможность суточной перегрузки до 480 тонн.

На терминале "Карпаты" также затишье. "Имеем 6-7 тыс тонн в месяц. В мае-июне потоки стали самыми низкими, около 4 тыс тонн. Европейские контрагенты опасаются за груз в связи с ситуацией в Украине", - сообщили на терминале.

На участке терминала "Карпаты" имеются четыре подъездные пути по 1 435 мм и три пути по 1 520 мм. Терминал увеличил резервуарный парк до 300 м куб.

В "Петро карбо хем" также отметили снижение объемов, особенно в мае-июне. К терминалу "Петро карбо хем Мукачево" подведено 10 км железнодорожного полотна шириной 1 425 и 1 520 мм, что позволяет загружать до 800 тонн газа.

После перелива в евровагоны ресурс расходится по железнодорожным переходам в направлении Словакии, Венгрии и Румынии. Трейдеры отмечают, что при переливе трех "наших" выходит два евровагона. При этом груз проходит как единая перевозка, его исходные данные по документам не меняются.

 Фото unian.ua

Остальные сухопутные направления демонстрировали смешанную динамику. Снижение оборотов показал переход Могилев-Подольский - Вэлчинец (-23,5%), по которому сжиженный газ уходил в Молдавию. Уменьшилась загрузка и другого перехода, идущего в эту страну, - Кучурган - Новосавицкая (-16,8%).

Снижение показателей на "молдавских" пунктах происходило вследствие сокращения партий российского товара. Увеличение наблюдалось только на ренийском погранпереходе. Через станцию Рени в Румынию прошло около 65,5 тыс тонн - плюс 41% - преимущественно российского ресурса.

Турки спасают объемы

В первой половине 2014 года перевалка в украинских портах упала на 22% с 1,25 млн тонн до 979 тыс тонн. Как и в 2013 году, основным вектором поставок была Турция, 857 тыс тонн или 87% всего морского транзита Украины. Именно туда отправляется львиная доля российского и казахского экспорта сжиженного газа.

Турецкий рынок с каждым годом демонстрирует рост, особенно в автомобильном сегменте. В 2013 году около 50% ресурса северного соседа, проходящего через территорию Украины, ушло к берегам Малой Азии.

В 2014 году турки не смогли скрасить картину, но во многом именно благодаря им Украина стабильно имеет объемы перевалки. Впрочем, и на данном направлении показатели в сравнении с цифрами 2013 года уменьшились на 25%.

Другими крупными получателями морского транзита СУГ были Италия, 54 тыс тонн, и Марокко, 27,9 тыс тонн.

Появились и новые направления: Португалия, 7 тыс тонн, Испания, 5,4 тыс тонн, Греция, 290 тонн, и даже Мавритания, 342 тонн. Приходится констатировать, что морской транзит Украины не выходит за пределы Средиземноморского бассейна.

Основным фактором, который повлиял на снижение объемов перевалки, стал Крым. Оккупация АРК Россией ухудшила показатели Керченского рыбного порта на 45%. Всего здесь функционируют четыре перевалки: "Ювас-газсервис", "ТЭС-терминал", "АЕгаз-терминал", "Гермес-ойл".

В Крыму сложилась сложная ситуация. Парализованное железнодорожное сообщение и международные санкции привели к массовому оттоку компаний. Перевалка в Керченском морском порту практически остановилась. Паромные поставки из России, которые производились раньше, также существенно упали.

"Ситуация обострилась еще в марте 2014 года. Украинская сторона брала плату за транзит на материке, но когда цистерны заходили в Крым, новая крымская "власть" выставляла еще и свой счет. Со временем перевозки вообще прекратились", - отметил игрок газового рынка.

21 марта российские экспортеры сжиженного газа прекратили сухопутные отгрузки газа в Керчь через территорию Украины.

 Натисніть для збільшення

"Ювас-газсервис" - единственный терминал, который работает и сейчас. После мартовских событий объемы упали в разы. Компания раньше получала 50% грузов по паромной переправе и 50% - по железной дороге. После прекращения железнодорожных поставок с материка остались только паромные объемы.

"Переваливаем 20-30 тыс тонн в месяц. В июне отгрузили 28 тыс тонн. В июле ожидаем уменьшения, поскольку этот месяц всегда является застойным для терминалов и трейдеров. Пока ресурс переваливается, но, возможно, и мы повторим историю "АЕГаза", "Гермеса" и ТЭС", - отметили в компании.

В "Ювас-газсервисе" добавили, что из Крыма ушли украинские и большинство иностранных компаний. "Сотрудничаем с турками. Они опасаются санкций, но продолжают принимать ресурс", - отметили в одном из керченских терминалов.

Таким образом, к объемам полугодовой статистики 2014 года можно "накинуть" 55-75 тыс тонн СУГ, переваленных "Ювасом" в конце весны - начале лета. По понятным причинам эти показатели не учитывались украинской статистикой.

На терминале "АЕГаз", который был открыт в 2012 году казахскими инвесторами, в начале мая перевалка остановилась полностью.

"Российский ресурс к нам поступал по железной дороге. После прекращения сообщения с Украиной объемы иссякли. Пришлось распустить по домам всех сотрудников и остановить работу. Хотя первые три месяца переваливали в обычном порядке, по 25-30 тыс тонн", - сообщили в "АЕГаз-терминале".

Неутешительные новости пришли и с перевалки "Гермес-ойл". "У нас отгрузки прекратились в конце марта. Сейчас работа остановлена, сотрудники уволены, хотя в начале 2014 года перевалка велась успешно. Наши мощности небольшие, но до 20 тыс тонн отгружать в танкера удавалось", - отметили в компании.

"ТЭС-терминал" также стоит. Компания лишь перевозит своим паромом газовозы для собственных нужд и для торговли мелким оптом на полуострове.

В целом, все компании указывают на массовый отток клиентов вследствие напряженных украинско-российских отношений и международных санкций.

По информации крымских газотрейдеров, существующие объемы теперь направляются в Тамань - "Таманьнефтесинтез", мощность 1 млн тонн в год - и Темрюк - "Отэко", мощность 500 тыс тонн в год.

Хотя они уступают керченским, но львиной доле компаний, которые были основными клиентами Керченского рыбного порта, выгоднее грузить там.

Напряженная ситуация в Украине и увеличение сроков доставки до терминалов в Одессе и Ильичевске, а также угроза подпадания под международные санкции при отгрузках с терминалов в Керчи способствовали перенаправлению части объемов LPG "Сибура" на терминал "Таманьнефтегаза".

Керченський морський рибний порт. Фото kmrp.com.ua

После прекращения железнодорожного сообщения СУГ в керченские терминалы можно доставлять только через паромную переправу. За такое плечо придется раскошелиться еще на 50 долл за тонну, хотя котировки на сжиженный газ идентичны и в Керчи, и в Темрюке, и на Тамани - fob Черное Море.

"В Керчи остались компании, которые работают на свой страх и риск", - отмечают газотрейдеры.

Возвращаясь к "материковым" портам, следует отметить, что объемы крупнейшей одесской перевалки "Укрлоудсистем" остались на уровне 2013 года. С Одесского порта было отправлено 436 тыс тонн СУГ, что на 2,7% меньше, чем в 2013 году.

Со станции Одесса - Пересыпь в Турцию уходил российский и казахский продукт. На данный базис приходится до 45% транзита казахов через Украину.

В Илличевском морском рыбном порту объемы перевалки по сравнению с 2013 годом упали на 8,4%. Ильичевск отправлял только российский ресурс в Турцию.

Упала перевалка в Рени. Здесь находятся два комплекса: "Лагуна Рени" и "Рени лес". В "Рени лес", которая входит в группу компаний "Марлена", сообщили, что по сравнению с 2013 годом объемы существенно снизились.

"Работаем с чешским трейдером Moravia, сербским Euro Gas, турецкими компаниями, хотя объемы не такие, как в 2013 году.

Дело в том, что многие российские поставщики переориентировались на румынские порты, например, на Констанцу. С Новороссийска в данный порт уходят танкеры, которые в Румынии перегружают LPG на баржи с меньшим водоизмещением, далее они расходятся по Дунаю", - отметили в компании.

"Лагуна Рении", принадлежащий ГК ВЕТЭК Сергея Курченко, в 2014 году сжиженный газ не переваливал. Причиной застоя послужила смена власти, хотя и в 2013 году "Лагуна" не могла похвастаться значительной загрузкой.

Даже с учетом сложившейся ситуации в стране транзит 2014 года на 250 тыс тонн больший, чем за аналогичный период 2012 года. Сколько бы ни говорили об утрате Украиной статуса транзитного государства, она пока остается привлекательной для перевалки сжиженного газа и других грузов.

Фото на головній: Керченський морський рибний порт. Фото kmrp.com.ua

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: