Невидимая электронная марка

Невидимая электронная марка

Прежнему правительству удалось заработать с помощью "Укрспирта" миллиарды, и новая власть не спешит отказывать себе в таком же удовольствии.
Вторник, 6 мая 2014, 09:04
Сергей Михайлечко, директор ассоциации "Виноградари и виноделы Украины"

Слово "детенизация" по частоте использования новой властью уже может с легкостью конкурировать с "люстрацией".

Главенство в борьбе с "тенью" принадлежит Минэкономразвития, Минфину и Миндоходов.

Последнее, судя по официальным сообщениям и комментариям руководства, готово уже в первом полугодии 2014 года разобраться со всем нелегальным алкоголем.

К сожалению, какого-то нового, действительно эффективного метода борьбы с контрафактом налоговики так и не предложили.

Реклама:

Вновь поднят вопрос об изменении акцизной марки, в частности, внедрении ее электронного аналога.

Из последних заявлений Миндоходов следует, что ведомство начало внедрять электронный оборот и систему отслеживания подакцизных товаров. В частности, определены компании, которые могут предложить свой вариант программного акцизного продукта.

Активность Миндоходов обеспокоила производителей подакцизных товаров, поскольку информации о системе и сроках ее внедрения ведомство не предоставляло.

Вопросы возникли и у Минфина. 29 апреля состоялось заседание двух ведомств, на котором прозвучали первые данные о проекте электронной акцизной марки.

Свои предложения по переводу контроля над подакцизной продукцией в электронную сферу озвучили четыре компании. Две швейцарские - Sicpa и Швейцарская ассоциация цифрового кодирования и отслеживания - DCTA, а также два украинских игрока - ООО "Продакш групп" и полиграфкомбинат "Украина".

Суть представленных систем - генерирование индивидуального числового кода на единицу продукции, который позволит получать информацию о производителе и пути ее следования.

Пожалуй, наиболее близкой к понятию "электронная акцизная марка" оказалась разработка DCTA: уникальный код наносится на каждую упаковку и ящик. Получить информацию о коде можно, отправив его по СМС на соответствующий номер или позвонив в инфоцентр.

Данная технология применялась только в табачной отрасли Швейцарии, поэтому возник вопрос, можно ли наносить этот код на бутылку.

Второй швейцарский участник - Sicpa - предлагает продукт, предусматривающий нанесение некого графического элемента. Компания обещает взять на себя затраты по установке оборудования, которое будет генерировать электронную марку, а также терминалов, которые бы позволяли получить информацию о данной продукции.

На этом благотворительность заканчивается, поскольку за каждую тысячу нанесений производитель подакцизной продукции будет платить 20 евро или 31 коп за бутылку. Таким образом, к ставке акцизного налога, которая и так растет бешеными темпами,  добавится сумма, связанная с постоянно плавающим курсом валют.

Министр экономики Павел Шеремета. Фото УП

Украинские компании предложили усовершенствовать бумажную акцизную марку путем размещения на ней дополнительных зашифрованных элементов.

"Продакшн групп" выдвинула идею указывать два кода: открытый и закрытый, а полиграфкомбинат "Украина" видит перспективу в размещении на акцизной марке QR-кода с зашифрованной информацией о продукте и производителе.

Производители пока не получили ответ на главный вопрос: как электронная акцизная марка может изменить ситуацию с продажей нелегального алкоголя в рознице?

Продажа контрафакта с поддельной бумажной маркой или незаконным кодом из случайного набора цифр - это зона ответственности реализатора, а выявление нарушения - зона ответственности налогового инспектора. Вот где нужно ужесточать контроль.

Также на совещании не была названа сумма необходимых капиталовложений по внедрению системы и не предоставлены гарантии, что коды не могут быть использованы повторно производителями контрафакта.

Все не так оптимистично, как может показаться из сообщений Миндоходов. Ведомство обещает уже к 15 мая провести детенизацию рынка подакцизных товаров, однако это нереально. Проект электронной акцизной марки находится на стадии обсуждения, и говорить о нем как о методе борьбы с нелегальным производством уже сегодня нельзя.

К тому же, модернизация акцизной марки - лишь один из сегментов борьбы с "тенью". Более действенныое оружие против контрафактного алкоголя - уничтожение источника нелегального спирта. Таким источником является концерн "Укрспирт".

Ранее было заявлено о проведении расследования в отношении работы этого государственного предприятия. Производители надеялись, что правительство примет необходимые радикальные решения - демонополизирует спиртовую отрасль и заберет у "Укрспирта" исключительное право на производство этого продукта.

 Первый замминистра доходов и сборов Игорь Билоус. Фото minrd.gov.ua

Однако позиция нового министра аграрной политики и продовольстви Игоря Швайки не оставляет надеж на улучшение ситуации. Он четко заявил, что спиртовая отрасль является для Украины стратегической, поэтому должна оставаться в государственной собственности.

Прежнему правительству удалось заработать с помощью "Укрспирта" миллиарды, и новая власть не спешит отказывать себе в таком удовольствии. Для общественности она создает видимость работы, поднимая шумиху вокруг электронной акцизной марки.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: