Украинская правда

Кабмин превратит Крым в свободную экономическую зону

Решение создать СЭЗ на полуострове - изящный шаг. Такие зоны традиционно не являются таможенной территорией государства, хотя и расположены на его территории. Соответственно, ввоз и вывоз продукции оформляется через таможню - как будто это территория другого государства.

"Экономическая правда" уже писала о попытках Верховной рады запретить украинскому бизнесу работать в Крыму.

Это предусматривал разработанный внефракционным Юрием Деревянко и проголосованный в первом чтении закон "Об оккупированных территориях".

Согласно документу, бизнесмен считается изменником Родины, если работает в АРК. За "сотрудничество" с оккупантами его могли посадить в тюрьму.

Впрочем, до этого не дошло. 15 апреля Верховная рада приняла законопроект Сергея Соболева "Про забезпечення прав і свобод громадян та правовий режим на тимчасово окупованій території України".

Первоначально он тоже предусматривал запрет хозяйственной деятельности. Такая норма содержалась в статье 8 проекта, принятого в первом чтении.

Ко второму чтению она стала 13-й, но полный запрет на хозяйственную деятельность сохранился. Только в последний момент эти нормы были исключены благодаря трезвым головам из правительства.

 Порівняльна таблиця до проекту закону про окупований Крим. Для перегляду документа  натисніть на фото

Вместо запрета в акте появилась запись, согласно которой "особенности осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории определяются специальным законом".

Его созданием занялось правительство. В ЭП попали два разработанных в Кабмине законопроекта: "Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо особливостей оподаткування платників податків на території АР Крим та Севастополя" и "Про спеціальну економічну зону "Крим".

Если они будут одобрены парламентом, то станут нормативным обеспечением для ведения экономической деятельности в Крыму после его аннексии Россией.

Если бы парламент пошел по первоначальному, "запретительному" пути, это привело бы к катастрофе. Это не преувеличение.

Во-первых, не только в Крыму, но и на территории материковой Украины запрет привел бы сокращению рабочих мест.

Причем если в Крыму работу потеряли бы максимум 10 тыс человек, то на материковой Украине - десятки тысяч. Это и поставщики сырья, в частности для "Крымского титана" и завода "Залив", и промышленные потребители продукции, в частности Крымского содового завода.

Во-вторых, Украина отказалась бы от множества активов своих компаний в Крыму. В том числе - от санаториев, которые принадлежат украинским фирмам, от возделывания земель украинских агрохолдингов, от торговли и малого бизнеса.

Видимо, в правительстве оценили возможные последствия, и возобладал разум. После этого Кабмин разработал два упомянутых выше законопроекта.

Арсеній Яценюк. Фото kmu.gov.ua

Следует признать, что идея создания специальной экономической зоны "Крым" оказалась на редкость изящным решением существующей проблемы.

СЭЗы традиционно не являются таможенной территорией государства, хотя и расположены на его территории. Соответственно, ввоз и вывоз продукции оформляется через таможню по всем правилам ввоза или вывоза продукции - как будто это территория другого государства.

Соответственно, при объявлении Крыма СЭЗ можно применять таможенные режимы экспорта и импорта по отношению к ввозу из Крыма и вывозу в Крым товаров. При этом можно не признавать факт включения АРК в состав России.

Более того, специальная экономическая зона всегда имеет льготные условия налогообложения. Таким образом, создание СЭЗ позволяет освободить от обязанности начисления и уплаты налогов и сборов, предусмотренных Налоговым кодексом Украины. Вариант тоже вполне разумный.

Во-первых, де-факто украинские контролирующие органы все равно не смогли бы проконтролировать уплату налогов в украинский бюджет.

Во-вторых, крымские субъекты хозяйствования будут платить российские налоги, поэтому украинские платить не будут априори.

При этом планируется указать, что действовать СЭЗ будет на время действия закона "Про забезпечення прав і свобод громадян та правовий режим на тимчасово окупованій території України". То есть в случае возврата Крыма закон можно отменить, и режим СЭЗ перестанет действовать автоматически.

Второй правительственный законопроект детализирует налоговые особенности. В частности, конечные потребители в Крыму не будут плательщиками сбора за специальное использование воды, которая поставляется по Северо-крымскому каналу. Вместо них сбор будет платить управление Северо-крымского канала.

Сімферополь, 23 квітня 2014 року. Фото kianews.com.ua

Для крымских предприятий, которые работают на других территориях Украины, от уплаты налога на прибыль предлагается освободить только их "крымскую составляющую". Все их подразделения на других территориях Украины будут считаться отдельными плательщиками налога.

Аналогичная система уплаты предусмотрена для фиксированного сельхозналога, платы за землю, единого налога, местных сборов.

Это создает льготные условия для украинского бизнеса, желающего работать с оккупированной территорией. Логика в этом есть: пусть территория аннексирована Россией, зато на ней можно зарабатывать. Более того, становится выгодным торговать с Крымом именно из Украины.

А вот винную промышленность полуострова ждут неприятности. Деятельность по производству спирта, алкоголя и табака в Крыму предлагается запретить. Это предложение, правда, противоречит концепции всего законопроекта.

Произведенные в Крыму алкогольные напитки и табачные изделия вполне можно было облагать акцизом при ввозе на таможенную территорию Украины. Это давало бы деньги в бюджет, а потребители могли бы и дальше лицезреть на прилавках "Массандру", "Инкерман", "Магарач" и "Коктебель".

Экономическое обоснование для исключения конкретных видов продукции не просматривается. Зато угадываются чьи-то личные интересы. Особенно с учетом того, что замминистра финансов Денис Фудашкин, курирующий налоговую политику, не раз был замечен в поддержке интересов алкогольного бизнеса.

На самом деле производство алкоголя в Крыму сохранится - вопреки закону. Это будет подрывать авторитет Украины и указывать на неподконтрольность Крыма, хотя весь законопроект направлен на то, чтобы этот факт максимально скрыть.

Плюс - в Украине с полок магазинов исчезнет продукция упомянутых "Массандры", "Инкермана" и многих других торговых марок.

Фото kudarom.com.ua

Предложенные нормы наверняка не идеальны, и практика покажет уязвимые места в их применении. Однако в целом эти предложения отвечают на вопрос о том, как можно будет вести хозяйственную деятельность в Крыму и с Крымом. Главное - они должны уберечь украинский бизнес от неоправданных потерь.

Когда могут быть приняты эти проекты, неизвестно. Пока же и Украина, и Россия предпринимают в отношении Крыма крайне противоречивые действия.

Так, Миндоходов с 21 марта перестало регистрировать в Едином реестре налоговых накладных накладные крымских предприятий. Для их контрагентов с материка это означает отсутствие возможности включать заплаченный НДС в налоговый кредит. При этом не платить НДС Минсдох им тоже не позволяет.

Мало того, что такая позиция контролеров ведет к потерям украинских предприятий. Она является косвенным признанием аннексии Крыма. Если бы в Миндоходов не признавали Крым российским, то обязаны были бы до принятия специального закона руководствоваться действующим законодательством.

Еще одно странное действие Миндоходов - разъяснение, что крымские предприятия могут перерегистрироваться на материковую территорию Украины. В таком случае они смогут платить налоги в Украине и не платить в России.

Решение патриотическое и явно рассчитано на патриотов. Однако национальные чувства не могут скрыть очевидную несуразность идеи.

Предприятия будут работать на территории, оккупированной Россией. Значит, их вынудят платить налоги в российский бюджет. По сути, Миндоходов предложил предприятиям платить налоги дважды или, с точки зрения оккупантов, действовать на территории Крыма нелегально.

Москва тоже "веселит" крымский бизнес. К 14 апреля - за шесть дней до окончания сроков подачи деклараций - Госсовет Крыма принял постановление "Об утверждении положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период".

 Крим. Фото inpress.ua

Получилась замечательная смесь из норм российского и украинского законодательств, в которой невозможно разобраться в весьма короткий срок.

Впрочем, кое-что во временном постановлении ясно. Например, предприятия не могут учитывать в составе налогового кредита весь НДС, заплаченный своим контрагентам с 1 марта. К слову, крымский референдум состоялся 16 марта.

Налог можно будет зачислить только в валовые расходы. Это мощный "подарок" новой власти крымскому бизнесу. Он приведет к резкому увеличению обязательств по НДС, ведь их никто не аннулирует.

Теперь ввоз товаров "из-за рубежа" - из Украины - должен облагаться по российской ставке НДС - 18%. Однако украинские предприятия продолжают продавать товар в Крым с украинским 20-процентным НДС. Вот одна из причин подорожания товаров и услуг на полуострове при неизменном уровне пенсий.

Непонятно, как быть упомянутым выше производителям алкогольных изделий. Быстро получить российскую лицензию они вряд ли смогут, а работать по украинской им теперь нельзя.

Правда, во всей этой комбинации есть и выигравшие. Предприятия, которые не платили налоги в украинский бюджет и накопили долги, теперь ничего не должны.

Видимо, по этим же соображениям не платят налоги многие предприятия из восточных областей. Вдруг придут "зеленые человечки" и простят все долги.

Фото на головній: Арсеній Яценюк. Фото kmu.gov.ua

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.