Война и право на труд
17 марта 2014 года исполняющий обязанности президента Александр Турчинов подписал указ "О частичной мобилизации.
Этим документом была объявлена частичная мобилизация на всей территории Украины.
При этом на территории АРК и города Севастополя мобилизация должна осуществляться из числа добровольцев.
В условиях фактического отторжения от Украины Крыма, продолжающейся конфронтации с Россией и не прекращающихся по выходным дням протестов пророссийских сил в восточной Украине, к сожалению, остается возможность введения военного или чрезвычайного положения в стране.
Поскольку нормальное функционирование экономики в таких случаях будет затруднено или вовсе невозможно, перед работодателями встанет вопрос сокращения расходов, в том числе на рабочую силу.
В этой статье мы рассмотрим права работодателей на сокращение штата или иные действия в отношении трудового коллектива, направленные на сокращение расходов в условиях чрезвычайного или военного положения.
Также мы очертим обязанности, которые могут появиться у работодателей и работников перед государством. Такая информация пригодится наемным работникам для защиты своих трудовых прав.
В соответствии с нормами Конституции в условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений.
Не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные статьями 24, 25, 27, 28, 29, 40, 47, 51, 52, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63 Конституции, в том числе право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, жилье.
Соответственно, право на труд, предусмотренное статьей 43 Конституции, а также прочие трудовые права могут быть ограничены указом о введении чрезвычайного или военного положения.
Чрезвычайное положение
В соответствии с нормами закона "О правовом режиме чрезвычайного положения" чрезвычайное положение - это особый правовой режим, который может временно вводиться в Украине или отдельных ее местностях при попытке захвата власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия.
Чрезвычайное положение может быть введено в случае возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, блокирования или захвата важных объектов или местностей, возникновения массовых беспорядков, массового перехода государственной границы с территории смежных государств.
ЧП в связи с массовыми нарушениями общественного порядка может сопровождаться принудительным отчуждением или изъятием имущества у юридических и физических лиц, запретом призывникам и военнообязанным менять место проживания без ведома соответствующего военного комиссариата.
Каких-либо специальных ограничений трудовых правоотношений законодательство о чрезвычайном положении не предусматривает.
Із самооборони Майдану... Фото business-tv.com.ua |
Работодателю для сокращения своих расходов на наемных работников придется руководствоваться общими положениями украинского трудового законодательства, например, сокращать штат или изменять существенные условия труда в предусмотренном трудовым законодательством порядке.
В то же время ЧП может быть основанием для простоя. Согласно Кодексу законов о труде - КЗоТ - это временная приостановка работы, вызванная отсутствием организационных или технических условий для выполнения работ.
КЗоТ предусматривает, что время простоя не по вине работника оплачивается из расчета не ниже двух третей оклада работника.
Разумеется, в условиях чрезвычайного положения, как и без введения такового, может быть проведена мобилизация. Она может предполагать призыв части населения на военную службу. В случае призыва наемного работника трудовой договор с таким работником прекращается, гласит КЗоТ.
Закон "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей" предусматривает, что за военнослужащими, которые до призыва работали на предприятиях любых форм собственности, при увольнении в трехмесячный срок сохраняется право на трудоустройство на то же предприятие.
Тем не менее, таким правом наделяются военнослужащие срочной службы. Лица, призванные в связи с мобилизацией, таким правом без дополнительных изменений в законодательство, скорее всего, воспользоваться не смогут.
Многие работодатели в неблагоприятных для себя условиях любят отправлять сотрудников в неоплачиваемый отпуск. Однако отпуск без сохранения зарплаты может быть предоставлен работнику только в порядке закона "Об отпусках" и только по желанию работника, а не по инициативе работодателя.
Принудительное отправление работника в отпуск без сохранения зарплаты является грубым нарушением законодательства о труде, за что работодатель должен быть привлечен к ответственности.
Военное положение
Согласно закону "О военном положении" военное положение - это особый правовой режим, который вводится в Украине или отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности для государственной независимости Украины, ее территориальной целостности.
Меры режима военного положения могут включать в себя трудовую повинность для трудоспособных лиц, не привлеченных к работе в оборонной сфере, сфере обеспечения жизнедеятельности населения и не забронированных за предприятиями на период мобилизации и военного времени.
...у Національну гвардію. Фото Оскара Янсона |
Работникам, привлеченным к выполнению общественно полезных работ, после их окончания предоставляется предыдущая работа, а при ее отсутствии - другая равноценная должность на том или, с согласия работника, другом предприятии.
Также возможно использование мощностей и работников предприятий всех форм собственности для нужд обороны, изменение режима их работы, проведение других изменений производственной деятельности, а также условий труда в соответствии с законодательством о труде.
Согласно закону "Об обороне Украины" граждане мужского пола, годные к военной службы по состоянию здоровья и возрасту, а женского пола - также по профессиональной подготовке, должны выполнять воинский долг.
Такие граждане могут быть призваны на военную службу и уволены на основании пункта три части первой статьи 36 КЗоТ.
Граждане, пребывающие в запасе и не призванные на военную службу или не привлеченные к исполнению обязанностей по мобилизации по должностям, предусмотренным штатами военного времени, во время мобилизации могут быть привлечены к выполнению оборонительных работ.
Такие граждане могут быть приравнены к лицам, выполняющим государственные или общественные обязанности в контексте статьи 119 КЗоТ. В таком случае им гарантируется сохранение рабочего места и среднего заработка.
Остальные работники, которые продолжат работу в интересах работодателя, будут пользоваться теми же трудовыми правами, что и в мирное время. Впрочем, в условиях военного положения работодатель может также попытаться ввести простой для снижения своих затрат.
Офицеры, кроме резервистов, не проходившие службу в качестве офицеров или уволенные со службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, рядовые, сержанты и старшины могут быть призваны военкоматами на учебные сборы.
Военнообязанные первого разряда - до пяти раз сроком до двух месяцев каждый раз, второго разряда - до трех раз сроком до одного месяца каждый раз.
Военнообязанные, кроме резервистов, в период между учебными сборами могут привлекаться по плану Генштаба ВСУ к проверочным сборам сроком до 15 дней как без отрыва от производства, так и c отрывом.
Общий срок сборов во время пребывания военнообязанных, кроме резервистов, в запасе не может превышать десяти месяцев. При этом время пребывания на проверочных сборах причисляют к общему сроку пребывания на учебных сборах.
Общий срок пребывания резервистов на сборах не может превышать трех месяцев в году.
Фото wartime.org.ua |
В случае принятия решения о введении в Украине или отдельных местностях чрезвычайного положения, а также объявления отдельных местностей Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации военнообязанных могут призывать на специальные сборы на срок не более двух месяцев.
За призванными на сборы военнообязанными на весь период сборов и резервистами на все время службы в военном резерве, включая время проезда к месту их проведения и обратно, сохраняются места работы, должности и средняя зарплата на предприятии независимо от подчинения и форм собственности.
Выплата средней заработной платы военнообязанным за весь период сборов и резервистам за время их службы в военном резерве осуществляется за счет средств госбюджета в порядке, установленном Кабмином.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.