Конец украинского виноделия
Соглашение об ассоциации с Евросоюзом содержит несколько важных аспектов, касающихся дальнейшей работы украинских виноделов в условиях содружества.
Наиболее болезненным для всех производителей алкоголя в Украине является вопрос акцизного налогообложения.
Согласно статье 353 соглашения об ассоциации, налоговое законодательство Украины постепенно будет приведено в соответствие с правовой системой ЕС.
В какие сроки случится это сближение, четко указано в директиве 92/83/ЄЕС от 19 октября 1992 года относительно гармонизации структур акцизных сборов на спирт и алкогольные напитки.
"Положения директивы должны быть внедрены на протяжении пяти лет с момента вступления в силу соглашения об ассоциации".
Сами ставки определит другой документ - директива 92/84/ЄЕС от 19 октября 1992 года. В соответствии с европейской системой, акцизный налог на вино рассчитывается исходя из количества гектолитров конечного продукта.
В приведенной ниже таблице указаны минимальные ставки акцизного налога по видам алкоголя, которые станут актуальными после подписания соглашения.
Директива |
Товарные коды продукции |
Директива 92/84/ЄЕС |
Классификация алкоголя по акцизному сбору |
Минимальная ставка акцизного сбора |
|
Спирт и алкогольные напитки |
- Продукты товарных кодов CN 2207 и 2208 с фактической алкогольной крепостью от 1,2% об, если такие продукты являются составной частью продукта, подпадающего под другие разделы товарных кодов CN. - Продукты товарных кодов CN 2204, 2205 и 2206, с фактической алкогольной крепостью, которая превышает 22% об. - Питьевые алкогольные напитки, содержащие спирт, независимо от того, изготовлены они в форме растворов. |
550 экю с гектолитра чистого спирта |
Промежуточные продукты |
Продукты с фактической крепостью от 1,2 до 22% об, и на которые распространяются товарные коды CN 2204, 2205 и 2206, но не охватываются положениями статей 2, 8 и 12 директивы. |
45 экю с гектолитра чистого спирта |
Вино |
- Неигристое вино: товарные CN коды 2204 и 2205, крепостью от 1,2% до 15% объема, от 15% до 18% объема, спирт ферментного происхождения. - Игристое вино: товарные CN коды 2204 10, 2204 21 октября, 2204 29 октября и 2205, крепостью от 1,2% до 15% объема, спирт ферментного происхождения. |
0 экю с гектолитра чистого спирта |
Пиво |
Товарные CN коды 2203,2206, крепостью 0,5% объема. |
1,87 экю с гектолитра/градуса алкоголя готового продукта |
Другие неигристые ферментированные напитки |
- Продукты, подпадающие под товарный CN коды 2204 и 2205, которые не указаны в статье 8. - Продукты, подпадающие под товарный CN код 2206, имеют крепость от 1,2% об до 15% об при условии, что спирт полностью ферментного происхождения. |
0 экю с гектолитра продукта |
Другие игристые ферментированные напитки |
- Продукты, подпадающие под товарный CN код 2206 00 91. - Продукты, подпадающие под CN коды 2204 10, 2204 21 октября, 2204 29 октября и 2205, которые не указаны в статье 8 и которые разливаются в бутылки, закупоренные специальными пробками типа "гриб", содержащихся на месте с помощью стяжек или застежек, которые имеют избыточное давление в три или более бары из-за присутствия в растворе двуокиси углерода, имеют крепость от 1,2% об до 15% об при условии, что спирт в конечном продукте полностью ферментного происхождения. |
0 экю с гектолитра продукта |
Таким образом, украинские виноделы получат нулевые ставки на группу столовых вин, что можно рассматривать как положительный результат, поскольку данный сегмент имеет большой потенциал.
Не менее важная проблема отрасли вследствие подписания договора с ЕС - потери из-за запрета на использование географических названий.
Во время переговоров украинская сторона к сожалению, с легкостью отказалась от права, предоставляющего украинским виноделам использовать такие географические названия, как Коньяк, Мадера, Портвейн - вопреки уже сложившимся вековым традициям в производстве этих напитков.
На переговорах не был принят во внимание тот факт, что отечественные производители не посягали на право писать, к примеру, слово "коньяк" на бутылке, которая предназначена для экспорта на рынки третьих стран.
Мы настаивали только на том, чтобы продолжать использовать географические названия на территории Украины и продавать эту продукцию исключительно на внутреннем рынке, обязуясь писать это название исключительно кириллицей, не претендуя на международное использование латиницы.
Такое право является вполне обоснованным, поскольку среди украинских потребителей уже сформирован соответствующий сегмент покупателей.
В случае запрета на использование названия "коньяк" наиболее реальный сценарий - замещение данного определения словом "бренди".
Віктор Янукович. Фото president.gov.ua |
Однако в такой ситуации мы будем вынуждены создать название для алкогольного напитка, который в Украине именуют бренди, или же оставить бренди, но переименовать коньяк.
Так или иначе, мы сталкиваемся с проблемой продвижения этого напитка. Необходимо провести серьезную информационную работу среди потребителей, прежде чем они согласятся его приобрести. ЕС четко дал понять, что никакого финансового ресурса от него ждать не стоит - затраты ложатся на государство.
Рассчитывать на отечественные предприятия не приходится, они не располагают таким запасом средств. Ведь речь идет не просто о рекламе конкретной ТМ, а о рекламе напитка в целом. Теоретически это под силу только крупным холдингам.
В таком случае после подписания соглашения об ассоциации на рынке останутся два-три крупных производителя. Коньячной отрасли будет нанесен ущерб.
Сейчас именно производство коньяка можно назвать наиболее стабильной категорией. По данным Госстата, за первое полугодие 2013 года его производство увеличилось на 11% в сравнении с аналогичным периодом 2012 года. В случае подписания соглашения успехи производителей коньяка будут перечеркнуты.
Соглашение с ЕС ставит украинских и европейских производителей алкоголя в одинаковые условия, но при разных стартовых позициях.
С одной стороны - украинская винодельческая отрасль, которую лишили последней программы поддержки, с постоянно падающим уровнем производства, сужающимся рынком и полным отсутствием понятия "украинское вино" в мире.
С другой стороны - европейское виноделие, где каждый производитель получает финансовую и организационную помощь со стороны своего государства, а потребитель обладает полнотой знаний о производимых продуктах.
Украинские производители в таких условиях вести конкурентную борьбу не смогут.
Фото uzhgorod.in |
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.