"Свобода транзита" по-белорусски

"Свобода транзита" по-белорусски

Чаще всего конфискат приобретают фирмы, связанные с чиновниками таможни, или сами таможенники. Страшно то, что подобное "пиратство" легализировано.
Среда, 25 сентября 2013, 12:35
Светлана Жадько, директор по импорту ООО "У.Т.К", Днепропетровск

В 2006 году президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал указ о реализации принципа свободы транзита.

Предпосылкой стало недовольство Федеральной таможенной службы РФ проводимой политикой Государственного таможенного комитета Беларуси - ГТК - в отношении транзитных грузов и массовых конфискаций.

Конфискации активно поддерживались правительством Беларуси. Тогда эта страна получила устойчивую репутацию черной дыры в центре Европы.

Указ президента должен был урегулировать вопросы, связанные с транзитным перемещением грузов. Он был направлен на упрощение и ускорение процедур таможенного оформления и укрепление положительного имиджа республики.

Реклама:

Однако с конца 2012 года данный указ в Беларуси негласно перестал действовать, и сейчас белорусские таможенники стали придираться к наименованию и коду товаров, следующих транзитом через Беларусь.

Следствие данных придирок - составление административного протокола и суд, оканчивающийся конфискацией товара. Как уже отметили участники ВЭД России, Беларуси и Прибалтики, повторяется ситуация 2002-2006 годов, когда под любым надуманным предлогом транзитные грузы конфисковывались.

Для обоснования конфискации используется даже самая маленькая, ничего не значащая для экономической безопасности страны неточность. Складывается устойчивое подозрение, что конфискация грузов - это осмысленная кампания таможенников дружественной Республики.

Особый интерес для них представляют товары эксклюзивные, хорошо востребованные, более высокой ценовой категории.

 Фото gpk.gov.by

Как и в 2002-2006 годах, грузы четко отслеживаются. Определяется, что именно сотруднику таможни нужно для подконтрольного ему бизнеса, и "отметается" на границе. Суд проходит быстро, пострадавший не успевает даже доехать до пограничного перехода. Такие случаи участились.

18 сентября 2013 года украинская компания-импортер рыбы везла через Беларусь рыбные субпродукты. Автомобиль без объяснения причин был остановлен.

Без составления протоколов и актов он был вскрыт, чем были нарушены указ Лукашенко от 2006 года "О свободе транзита" и Таможенная конвенция о международной перевозке грузов, не говоря о правах грузополучателя.

В результате досмотра таможенники РБ обнаружили якобы несоответствие маркировки груза на ящиках наименованию, указанному в документах. Это несоответствие было формальным : на ящиках продукт был маркирован как "хвостовые части на шкуре", в то время как во всех документах - "Обрези".

Завод-производитель сразу же направил начальнику таможни РБ письменное разъяснение, что хвостовые части на шкуре относятся к общей классификации "Обрезь" и являются ни чем иным как обрезями с хвостовой части.

В ящиках находился именно этот товар, то есть он отвечал задекларированному наименованию. Тем не менее груз задержали. Без письменного постановления на следующее утро его вывезли за 300 км в другой город на рыбозавод.

В присутствии директора компании, который немедленно выехал в Беларусь, задержанный груз выгрузили в камеру с температурой внутри 0 градусов, хотя товар имеет маркировку -18 градусов.

На замечания о том, как, куда и в какие условия выгружается товар, таможенный инспектор не реагировал. Протокол изъятия составлять отказался. Получается, никакого груза не было, никто его не принимал и не приводил в негодность.

Только после многократных звонков во всевозможные госорганы РБ и Украины акт изъятия был составлен - уже в другом городе и без примечаний. Директору компании-грузополучателя акт подписать не дали.

Сейчас сотрудники ведомства продолжают препятствовать к доступу к материалам дела и отказываются проводить экспертизу товара с целью дать официальное заключение, что хвостовые части относятся к понятию "Обрези".

В отличие от Украины, в Беларуси субъектом административной ответственности может быть только физлицо. Лишь оно имеет право знакомиться с материалами, давать пояснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства.

В таможенных правонарушениях, связанных с транзитными грузами, таким лицом является либо ничего не ведающий водитель, который обычно даже на суд не является, либо абстрактное неустановленное лицо.

Импортер же, перемещающий товар через границу и являющийся его владельцем, вообще не является участником административного суда и не имеет права выступать в процессе. Нет у него права и обжаловать судебное решение о конфискации груза. Такого закона, который есть в РБ, нет нигде в мире.

Нигде, кроме Беларуси, нет такого, что виновным в правонарушении признают одного, а имущество конфисковывают у другого.

Нет в других странах и положения, что даже при отсутствии правонарушителя, когда таможенники печатают протоколы на неустановленные лица, и установления его вины к имуществу применяется конфискация.

Фото turystycni-marky.com.ua

С юридической точки зрения эта ситуация абсурдная. Факт неустановления правонарушителя сам по себе исключает применение какой-либо административной ответственности, так как ее не к кому применять.

К суду фактически привлекаются рыба, мясо, автомобили, оборудование, и их приговаривают к смене хозяина.

За выходные, пока товар находился на рыбозаводе, могла произойти гибель товара. По словам белорусского юриста, товар уже могли реализовать - для этого таможне решения суда не надо. Вопрос, кому и как, - риторический.

Стоит отметить , что во время задержания один из чиновников таможни проявил "живой" интерес к задерживаемому товару и даже предложил директору компании-импортера подвозить такой же товар в будущем для нужд его бизнеса.

Цинизм поражает, но стоит ли удивляться? Реализация конфиската - прибыльная статья дохода. При его продаже цена снижается на 20% от установленной рынком, а если товар еще полежит, то по закону цену можно опустить вдвое.

Чаще всего конфискат приобретают фирмы, связанные с чиновниками таможни, или сами таможенники - как показывает данный случай. Нет никаких сомнений, куда и кому уйдет данный товар.

Страшно то, что подобное "пиратство" легализировано. Стоит оказаться не в том месте не с тем товаром - и можно с ним навсегда попрощаться. За 2004 год из 845 конфискационных дел, рассмотренных только в одном суде Бреста, таможенники проиграли лишь одно.

Около 80% грузов с рыбой идут транзитом через Беларусь. Каждая компания может стать потенциальной жертвой "ноу-хау" нечистых на руку чиновников. Рассчитывать, что законным способом докажешь свою правоту, не приходится. "Правда" там другая, не поддающаяся ни логике, ни здравому смыслу, ни закону.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: