Трансфертный законопроект и международная мода
Использование цен, существенно отклоняющихся от рыночных, во внутригрупповых сделках становится причиной недополучения бюджетами многих стран налоговых поступлений.
Недавно Еврокомиссия призвала Бельгию, Грецию, Финляндию, Италию и Польшу принять новые правила об обмене информацией для обеспечения прозрачности и повышения эффективности международного налогообложения.
В Австралии компании-участницы международных консорциумов также становятся объектом все более пристального внимания налоговых органов.
Все это говорит о том, что вопросы трансфертного ценообразования приобретают все большее значение в мировой практике, а налоговые органы становятся более опытными и, как следствие, более требовательными к обоснованию компаниями применяемых ими трансфертных цен.
Украина, по сути, также является участницей этого процесса.
В целом можно говорить, что законопроект о трансфертном ценообразовании №2515, утвержденный парламентом в первом чтении, направлен на гармонизацию украинского законодательства с европейскими нормами.
В частности - с "Руководящими принципами трансфертного ценообразования для многонациональных предприятий и налоговых администраций" Организации экономического сотрудничества и развития" - ОЭСР.
Проанализируем документ по конкретным позициям.
Перечень контролируемых сделок
Согласно законопроекту №2515, контролируемыми будут признаваться операции, сумма доходов по которым для обеих сторон составит 50 млн грн и более за календарный год, с взаимосвязанными лицами и несвязанными лицами - нерезидентами, которые зарегистрированы или платят налог на прибыль в стране, где его ставка на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине.
В России порог контролируемости для внутрироссийских сделок установлен на уровне 1 млрд руб и отсутствует для внешнеэкономических сделок - с 2014 года, если они совершаются со взаимозависимыми лицами.
Что касается сделок с независимыми лицами, объектом контроля являются, например, операции с товарами мировой биржевой торговли, если их объем превышает 60 млн руб в год, а также сделки с резидентами некоторых низконалоговых юрисдикций.
Как и в Украине, список таких стран утверждают регулирующие госорганы.
В Польше порогом контролируемости для сделок между взаимосвязанными лицами считается 50 тыс евро, если сумма сделки превышает 20% от акционерного капитала компании за финансовый год (100 тыс евро в противном случае), 30 тыс евро для операций с нематериальными активами, 20 тыс евро для сделок с компаниями - резидентами низконалоговых юрисдикций.
Порядок подачи и содержание документации
Украинский законопроект предусматривает, что при превышении указанных порогов налогоплательщики обязаны уведомить налоговые органы о контролируемых сделках до 1 мая года, следующего за отчетным.
Фото "Интерпайп" |
Крупнейшие налогоплательщики, кроме того, обязаны подать в налоговые органы документацию о трансфертном ценообразовании в отношении каждой контролируемой сделки.
Это колоссальная нагрузка для налогоплательщиков, связанная с проведением функционального и экономического анализа, сравнительных исследований и надлежащим документальным оформлением всего вышеперечисленного.
Для сравнения, во Франции документацию о трансфертном ценообразовании взаимозависимым компаниям необходимо готовить только в том случае, если суммарный объем сделок между ними превышает 400 млн евро в год.
Во Франции, Германии и Нидерландах все налогоплательщики освобождены от обязанности подавать документацию, кроме как по требованию налоговых органов в течение определенного законом периода.
Тем не менее, своевременная добровольная подготовка документации по контролируемым сделкам имеет ряд преимуществ.
Так, в Нидерландах при отсутствии соответствующей документации о трансфертном ценообразовании бремя доказывания соответствия трансфертных цен рыночному уровню перекладывается с налоговых органов на компанию.
В Италии налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы об осуществленных внутригрупповых сделках, но при этом могут выбирать, подавать ли документацию ежегодно вместе с налоговой декларацией.
Наличие документации упрощает процедуру налогового аудита и снижает риск доначисления налоговых обязательств и штрафов. Итальянские компании, годовой оборот которых составляет менее 50 млн евро, пользуются упрощенной процедурой подготовки документации.
Если обязать украинский бизнес подавать копии всех первичных документов по каждой документируемой сделке, он захлебнется в рутинном бумажном документообороте. Первичные документы налогоплательщики должны подавать только по требованию налоговых органов.
В Миндоходов заявляли, что готовы отказаться от требования предоставлять первичные документы - соответствующие изменения должны быть внесены в законопроект при его подготовке ко второму чтению.
Методы трансфертного ценообразования
Законопроект предполагает использование пяти методов трансфертного ценообразования, при этом предпочтительным является метод сопоставимых рыночных цен - СРЦ.
Фото "Интерпайп" |
Если используется какой-либо другой метод, налогоплательщику необходимо обосновать выбор метода и объяснить, почему СРЦ является неприменимым в его случае. ОЭСР также предписывает использование этого метода как приоритетного, если он является применимым к рассматриваемой сделке.
Большинство европейских стран и Канада следуют предписаниям ОЭСР в вопросах выбора метода. В Нидерландах налогоплательщики свободны выбирать любой метод, предложенный ОЭСР, но должны обосновывать свой выбор перед налоговыми органами.
При этом последние предпочитают использование традиционных методов методам, основанным на сопоставлении рентабельности сделок.
Таким образом, в этом вопросе европейская практика может отличаться в зависимости от страны, но в целом ограничена предписаниями ОЭСР, которых в скором времени, возможно, будет придерживаться и Украина.
Законодательство США содержит детальные предписания о том, какие методы применимы для различных видов сделок. При этом налогоплательщики обязаны использовать тот метод, который даст наиболее надежный результат в определении рыночной цены для каждого вида сделки.
Штрафы
Украинский законопроект предусматривает штрафы в размере 5% от суммы сделки за неподачу уведомления о контролируемых сделках, а для крупнейших налогоплательщиков - также 100 минимальных зарплат за неподачу или неправильное составление документации о трансфертном ценообразовании.
Для сравнения: в Канаде штраф за неподачу документации может достигать 12 тыс долл. В Финляндии аналогичный штраф может достигать 25 тыс евро.
В Латвии штраф за позднюю подачу информации о контролируемых сделках варьируется от 70 до 700 евро, в Германии максимальная величина - 5 тыс евро либо 5-10% от размера доначисленных налоговых обязательств.
Во Франции штраф за неполную информацию по трансфертным ценам составляет от 5 тыс евро до 10% от объема доначисленных налоговых обязательств.
В США штраф за неподачу уведомления о взаимосвязанных лицах составляет 10 тыс дол. Штраф в случае доначисления налоговых обязательств варьируется от 20% до 40% от размера доначисленных налоговых обязательств.
В Миндоходов обещали отказаться от чрезмерно жестких штрафов. Эти нормы должны быть внесены в законопроект при подготовке его ко второму чтению.
Двойное дно преференций
Одной из особенностей украинского законопроекта является то, что его переходными положениями до 2018 года устанавливаются льготы для так называемых стратегических отраслей экономики - металлургии и химии.
Фото "Интерпайп" |
Стоит отметить, что в этих отраслях концентрация компаний, осуществляющих контролируемые сделки, наиболее высокая. Крупные украинские промышленные группы включают в себя взаимосвязанные компании, в том числе, компании, зарегистрированные в офшорных зонах.
Но даже с учетом преимуществ льготного режима принятие законопроекта №2515 означает для таких компаний появление у них новых обязательств перед налоговыми органами.
В случае отклонения трансфертных цен от рыночного уровня более чем на 5% налогоплательщики будут обязаны провести самостоятельную переоценку и доначисление налоговых обязательств и уплатить налоги до 1 мая следующего года за отчетным, а также предоставить налоговым органам первичную документацию, подтверждающую осуществление контролируемой сделки.
В таком случае налогоплательщик освобождается от применения к нему штрафных санкций. Другой выход - провести сравнительное исследование, опираясь на один из методов трансфертного ценообразования и обосновать соответствие использованной в сделке трансфертной цены рыночному уровню.
В противном случае даже "льготников" ждут доначисления налоговых обязательств и штрафы со стороны налоговых органов.