Порочный круг

Порочный круг

Эффективная часть общества платит более высокие налоги, которые идут неэффективной части общества. Однако вероятность изменений близка к нулю.
Среда, 5 июня 2013, 10:27
Дмитрий Ляпин, старший научный сотрудник Национального института стратегических исследований, глава правления Института собственности и свободы

В "Справочнике налоговых льгот", который готовился Государственной налоговой службой, на 1 января 2013 года насчитывалось более 300 налоговых льгот. Абсолютное большинство из них приводило к потерям госбюджета.

За первое полугодие 2012 года их объем составил 22,2 млрд грн, а количество льготников увеличилось на 2,4 тыс до 43,7 тыс субъектов. Основная сумма потерь приходится на льготное налогообложение налогом на прибыль и НДС.

По НДС потери бюджета в первом полугодии 2012 года составили 12,139 млрд грн или 54,7% общих потерь, в том числе по льготам, связанным с поддержкой агросектора, поставкой лекарств и поддержкой образования.

По налогу на прибыль бюджетные потери за указанный период составили 8,695 млрд грн или 39,1% общих потерь. Господдержкой воспользовались в основном предприятия энергетической отрасли и самолетостроительной промышленности.

Реклама:

О положительной роли налоговых льгот однозначно можно было бы утверждать, если бы экономические результаты от их предоставления превышали расходы. Это могло бы проявиться, например, в виде роста прямых иностранных инвестиций и ВВП. Однако такие результаты отсутствуют.

По данным Госстата, темпы изменений прямых иностранных инвестиций в экономику Украины от стран-членов ЕС, за исключением Кипра, по результатам 2012 года были отрицательными на сумму 1,2 млрд долл.

Таким образом, нет каких-либо оснований для утверждения, что налоговые льготы инициируют прямые иностранные инвестиции. Этот факт полностью согласуется с позицией, что приток инвестиций в первую очередь и в основном стимулируется привлекательным бизнес-климатом, а не налоговыми льготами.

В опосредованном контексте можно было бы утверждать, что налоговые льготы важны для стабилизации социально-экономического климата, и применяются для сохранения рабочих мест, особенно в монопроизводственных городах.

Однако в этой модели остается проблема: одна часть общества платит более высокие налоги, которые на не совсем понятных основаниях перераспределяются в пользу другой части общества, преимущественно неэффективной.

При этом посредник - государство - собирает налоги, перераспределяет их, оставляя значительную долю этого ресурса для собственного существования.

Фото УП

Здесь создается и поддерживается порочный круг: как правило, неэффективным секторам экономики или территориям государство гарантирует определенные привилегии, что приводит к усилению налоговой и административной нагрузки на рядовых граждан и бизнес, как следствие - к сокращению их экономической активности и ухудшению положения неэффективных секторов экономики.

Разорвать этот порочный круг можно путем отказа от искусственных массивных преференций и поддержки неэффективных элементов общества. Именно в этом направлении происходили реформы в Грузии. Однако вероятность таких реформ в Украине близка к нулю. 

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: