МВФ: не все золото, что блестит
МВФ в свои рекомендации традиционно закладывает условия, позволяющие только лишь выравнивать макропоказатели. Цена подобных решений - это головная боль национальных правительств, а не фонда.
Это объясняет многочисленные примеры того, что финансовая помощь МВФ нередко приводила к усугублению социально-экономического кризиса в странах.
В условиях мирового кризиса необходимы более гибкие решения, поскольку искусственная подгонка макроэкономических показателей под ориентиры рушит существующие модели функционирования экономик и усиливает стресс-фактор.
Любое правительство будет исходить из возможности выполнения условий и их последствий для своего политического будущего.
Если рассматривать последние условия МВФ в отношении Украины, то я не вижу никакого смысла их выполнять. Сумма кредита вполне может быть компенсирована другими заимствованиями.
Последствия их выполнения не только отбросят ВВП в отрицательную зону, но и приведут к негативным социальным последствиям: росту безработицы и дальнейшему снижению покупательской способности.
Пока что, на мой взгляд, правительства последних пяти лет в отношении займов МВФ действовали вполне адекватно. Замораживание сотрудничества с фондом в последние годы не принесло экономике Украины никакого вреда.
Во-первых, существовало мнение, что приостановка сотрудничества с МВФ станет негативным сигналом для иностранных инвесторов. Однако сегодня на фоне событий в еврозоне и мировой экономике в целом инвесторы и так проявляют сдержанность в инвестиционной активности.
Во-вторых, приостановка сотрудничества с МВФ позволила перенести часть долговой нагрузки с внешнего на внутренний рынок и притормозить темпы наращивания внешнего долга.
Наконец, внешние займы, которые осуществлялись в последние годы, не сопровождались экономическими требованиями.
Убежден, что большая ставка по таким кредитам полностью компенсирует ту негативную нагрузку, которая сопровождает нынешний кредитный транш МВФ.
Таким образом, Украина особенно ничего не потеряла, хотя, безусловно, такая оценка не распространяется на перспективы сотрудничества с МВФ.
На мой взгляд, крайне странно, что фонд продолжает настаивать на сдержанной бюджетной и монетарной политике в условиях, когда меры бюджетной экономии показали свою полную несостоятельность в Европе.
Здесь, мне кажется, вопрос в адекватности теоретического и методологического подхода фонда к решению проблемы. Снижение роста еврозоны до -0,4% в 2013 году - наглядное тому подтверждение.
Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард. Фото AFP |
Украина как экспортно-ориентированная экономика демонстрирует снижение темпов роста ВВП в направлении отметки 1,4%. Если апробированная в еврозоне методика будет применена в Украине, это станет катализатором еще большей просадки, в первую очередь - и без того слабого внутреннего рынка.
Плюс ко всему, если в еврозоне проблема - высокий уровень госдолга, то в Украине он еще далек от "красной зоны" - 60% ВВП. Это свидетельствует об отсутствии необходимости вводить такие же меры, как в странах Европы.
Хотя, не исключено, что так МВФ лишь сокращает риски для собственного капитала, направляемого в качестве кредита в национальные экономики.
Несмотря на всю спорность отечественной монетарной политики, следует признать: правительству и регулятору удалось сдерживать экономику от резкого падения. И если этот процесс происходил вполне успешно, то со стимулированием дело обстоит намного хуже.
Убежден, что процесс переориентации экспорта на внутренний рынок в условиях кризиса, особенно кризиса потребления, - это безуспешное занятие.
Однако потенциал борьбы с коррупцией, сдерживающий внутренние и внешние инвестиции, не реализуется вообще. А ведь именно здесь находится ресурс, который по объемам как минимум в 2,5 раза перекрывает последние оценки суммы кредита МВФ.
Текущие фискальные рекомендации МВФ для Украины - отказаться от снижения ставки НДС и налога на прибыль и повысить налоговую нагрузку на первые три группы "упрощенцев " не адекватные реалиям Украины.
Возможно, отказ от снижения ставок сказался бы позитивно на наполняемости бюджета в стране с благоприятным деловым климатом. Однако в украинских условиях выполнение рекомендаций МВФ нивелирует те небольшие преимущества, привнесенные Налоговым кодексом.
В то же время существуют серьезные сомнения в том, что подобные меры позволят увеличить поступления в бюджет. Ответом на них будет сохранение теневых схем работы бизнеса. Полагаю, что МВФ отталкивается исключительно от теоретических подходов, не принимая во внимание страновые особенности.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.