Как бежать от засилья доллара
После окончания Второй мировой войны большинство международных торговых сделок осуществляется с использованием доллара в качестве валюты расчетов.
Он используется банками для клиринга международных платежей и является главным компонентом государственных валютных резервов многих стран.
Эта система уже не раз подвергалась критике, но есть ли у нас другие варианты?
Когда закончилась Вторая мировая война, Европу терзала депрессия и инфляция, а валютных резервов у нее не было, следовательно, торговые операции проводились с высокими вмененными издержками.
Чтобы облегчить торговлю и не требовать плату после каждой транзакции, Организация европейского экономического сотрудничества в 1950 году создала Европейский платежный союз.
Получив поддержку в виде долларовой кредитной линии, пятнадцать стран Западной Европы, вошедших в Платежный союз, установили четкие обменные курсы с долларом и впоследствии зафиксировали свои внутренние цены, отменив все валютные ограничения для внутренних европейских торговых сделок.
Эта программа стала основой для крайне успешной Программы европейского восстановления - Плана Маршала, в рамках которой Соединенные Штаты помогали Европе поднимать экономики из руин.
Сегодня большинство развивающихся экономик, за исключением некоторых стран Восточной Европы, по-прежнему предпочитают проводить свои внутренние макроэкономические корректировки через стабилизацию валютного курса с долларом, по крайней мере, временно.
Между тем, чтобы избежать конфликта валютных курсов, ФРС, как правило, не вмешивается в дела валютных рынков.
Сейчас доллар уже не справляется со своей ролью международного якоря, поскольку развивающиеся рынки не довольны политикой нулевых процентных ставок ФРС, которая провоцирует приток "горячих" денег из США.
Это, в свою очередь, ведет к резкому укреплению валютного курса и потере конкурентоспособности на международных рынках - если, конечно, центробанки этих стран сидят сложа руки и не проводят интервенции, покупая доллары.
На самом деле, с конца 2003 года, когда ФРС впервые срезал учетную ставку до 1%, спровоцировав формирование спекулятивного пузыря на американском рынке недвижимости, долларовые валютные резервы в развивающихся странах выросли в шесть раз.
Здание ФРС. Фото ria.ru |
К 2011 году их объем достиг 7 трлн долл. Таким образом, монетарная база в этих странах разрослась, что привело к усилению инфляционного давления и спекулятивному росту цен на сырьевые активы, в частности, на нефть и продукты. Штаты тоже не в восторге от того, как функционирует долларовый стандарт.
Другие страны могут в случае необходимости провести интервенцию на рынке, чтобы стабилизировать курс своей валюты по отношению к доллару. Америка же не может вмешиваться в динамику обменных курсов, чтобы не нарушить логическую связь со своей политикой процентных ставок.
Таким образом, в стране фактически отсутствует собственная валютная политика. Более того, Штаты не довольны валютными политиками других государств.
Два десятка лет назад они заставили Японию укрепить иену против доллара, утверждая, что страна ведет нечестную игру, и поэтому в Америке растет дефицит торгового баланса. Сегодня в роли козла отпущения выступает Китай.
Его доля в дефиците Америки увеличивается, поэтому нарастает и давление на Пекин со стороны Вашингтона, где политики намерены во что бы то ни стало добиться от китайских властей укрепления юаня.
Вот тут-то и скрыт главный парадокс. Стандарт доллара не нравится никому, однако правительства и рынки частного капитала до сих пор не могут найти ему адекватную замену.
Фактически, дефицит торгового баланса США - это результат неэффективных сбережений, в первую очередь, в государственном секторе, а не следствие перекосов на валютном рынке.
Огромный дефицит бюджета, возникший в США в период правления Рональда Рейгана, лег в основу знаменитых двойных дефицитов - фискального и торгового. И недооцененная иена тут ни при чем, не она привела к росту двустороннего дефицита с Японией в 1980-е и 1990-е годы.
При Джордже Буше и Бараке Обаме в новом тысячелетии фискальный дефицит разросся еще сильнее, до невероятных размеров. Это значит, что торговый дефицит тоже продолжит увеличиваться, и конца-края этой динамике не видно.
Однако американские политики продолжают винить во всем Китай и требовать от него укрепления якобы недооцененного юаня.
Фото ogo.ua |
Ошибочно и глупо утверждать, что рост валютного курса поможет сократить профицит торгового баланса в стране, потому что в условиях глобализации удорожание валюты ведет к сокращению внутренних инвестиций.
Поэтому нападки на Китай совершенно напрасны и не обоснованы. Хуже того, они отвлекают внимание политиков от огромного фискального дефицита Америки - 1,2 трлн дол или 7,7% ВВП в 2012 году - и затрудняют принятие действительно необходимых и эффективных мер, направленных на сокращение расходов.
Некоторые считают, что огромный фискальный дефицит не важен, поскольку Штаты способны пользоваться преимуществом, которое дает долларовый стандарт. То есть они могут финансировать свой дефицит, продавая казначейские облигации иностранным центральным банком с почти нулевой доходностью.
Однако высокие и неистребимые торговые дефициты США с развитыми странами, в частности, в Азии, ведут к ускорению процессов деиндустриализации в США и дают протекционистам козыри.
Да, торговый дефицит Америки примерно равен дефициту текущего счета - это сумма, на которую внутренние инвестиции превышают внутренние сбережения.
Поэтому те, кого беспокоит высокая безработица в секторе обрабатывающей промышленности США, вероятно, тоже могут присоединиться к числу сторонников сокращения фискального дефицита.
Можно ли оправдать намеренное наращивание фискального дефицита и нулевую процентную ставку необходимостью оживить внутренний экономический рост и создать рабочие места?
С начала кредитного кризиса прошло уже пять лет, однако мало что изменилось. В любом случае, волна критики в отношении долларового стандарта растет с каждым днем, стимулируя поиск "новых" схем.
Однако все новое - это хорошо забытое старое. Лучше всего следовать старой доброй формуле: США, как в 1950-е и 1960-е годы, должны задать положительную стабильную процентную ставку и обеспечить достаточный объем внутренних сбережений для образования небольшого торгового профицита.
С Китаем - крупнейшим в мире экспортером и кредитором США - нужно дружить, это поможет быстрее добиться желаемых результатов. Если не брать во внимание европейский кризис, стабильный курс доллар/юань - главный секрет успеха обновленного долларового стандарта в Азии и Латинской Америке.
По материалам Project Syndicate