Крупный бизнес и экология

Крупный бизнес и экология

В России, по мнению экологов, осознали важность экологических программ. Однако крупный бизнес пока не перестроился. Западные компании подают пример, как беречь природу.
Вторник, 15 января 2013, 10:57
Егор Виноградов, Deutsche Welle, Москва

Отношение к экологии в России было и остается двояким.

С одной стороны, 2013 год объявлен в России Годом охраны окружающей среды.

По мнению директора по природоохранной политике WWF России Евгения Шварца, так государство пытается сохранить повышенный градус внимания к вопросам экологии, который был поднят в 2010-2011 году.

С другой стороны, новый закон о нормировании, без которого невозможна экологизация крупного бизнеса, до сих пор не принят. Да и сам бизнес, как отмечают "зеленые", оказался не совсем готов к тому, что природу надо беречь.

Реклама:

В числе тех, кто больше всего мешает принятию более жестких требований к организации производства, Шварц назвал компанию "Норильский никель". По его словам, представители этой горно-металлургической компании любыми способами затягивают принятие таких решений.

"Наряду с компаниями, руководство которых понимает, что забота об окружающей среде является условием конкурентного рынка, есть другие фирмы, в которых процесс экологизации производства можно заболтать", - заявил Шварц.

По словам эколога, "Норильский никель" относится к тем "передовикам производства", которые используют свое членство в различных бизнес-союзах, чтобы "давить и запугивать". Запрос DW, отправленный в компанию "Норильский никель" в связи с обвинениями экологов, остался без ответа.

Другим известным примером потребительского отношения к природе, по сообщениям российских СМИ, может служить Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. Хотя он признан опасным для экосистемы Байкала, в 2012 году была предпринята попытка реанимировать производство.

Западные компании подают пример

Альтернативу такому подходу предлагают западные компании. Так, компания "Альт папир", входящая в группу "Кнауф СНГ", до 2015 года планирует масштабные инвестиции в создание инфраструктуры по сбору макулатуры у населения и ее предварительной переработке.

Фото dw.de 

В целом Knauf развивает проекты в рамках программы "зеленое строительство".

Директор по общественным связям группы "Кнауф СНГ" Леонид Лось рассказал, что в компании перешли на безвзрывную технологию добычи гипсового камня, так как это позволяет сберечь месторождение от полного разрушения.

Кроме того, было решено проводить обязательную рекультивацию участков, на которых производилась добыча стройматериала.

Компания "Лафарж", член Германо-российской внешнеторговой платы, на протяжении шестнадцати лет своей деятельности в России реализовала ряд проектов, направленных на защиту окружающей среды.

Частью экологической программы стала модернизация цементного завода в Воскресенске, Московская область, где для снижения выбросов углекислого газа углеводородное сырье частично заменили на альтернативные виды топлива.

Также на печах, которые используются в производстве цемента на заводе в Воскресенске, в 2013 году установят системы мониторинга за выбросами.

Местные жители, правда, пока не заметили изменений, о чем свидетельствуют комментарии, оставленные горожанами на сайте, рассказавшем о внедрении "зеленых технологий" на заводе компании "Лафарж".

Красота только на бумаге

Среди иностранных фирм есть и такие, к которым у экологов много замечаний. Так, эксперты экологической организации "Гринпис России" выказали претензии в адрес компании Shell, имеющей представительство в России.

Фото 7bb.ru

Речь идет о нефтедобывающей платформе в Арктике, которая терпит бедствие. Буровая села на мель у берегов Аляски, но если произойдет разлив нефти, то в зоне экологической катастрофы окажется и Россия, заявляют экологи.

"Весь мир убедился, что экологически чистые обещания Shell - лишь фикция. Если не остановить Shell, то разлив нефти в Арктике станет лишь вопросом времени", - заявил руководитель арктической программы "Гринпис России" Владимир Чупров.

Однако это, скорее, исключение из правил, поскольку стартовые условия, с которыми сталкиваются бизнесмены, приходящие в Россию, чаще всего заставляют изначально больше внимания уделять экологии, говорят эксперты.

Заботиться об экологии научит конкуренция

Впрочем, экологи отмечают, что и среди российских крупных компаний есть те, что ориентированы не только на получение прибыли, но и на защиту природы.

Шварц выделил в этой связи нефтяные компании ТНК и "Лукойл", которые, по его словам, много вложили в экологические программы. При этом госкомпании, работающие в том же нефтяном секторе - "Роснефть" и "Газпромнефть" - об охране природы, напротив, заботятся мало, отмечает эксперт.

По мнению эколога, главным рычагом, заставляющим бизнесменов изменить свое отношение к экологии, являются рыночные отношения. Отсутствие конкуренции расхолаживает, считает Шварц. Именно поэтому монополии, в том числе государственные, перестраиваются с таким трудом.

Например, в лесном секторе, куда после принятия Лесного кодекса РФ пришло много новых компаний, Шварц видит движение в направлении экологизации.

Вырубка леса в Подмосковье. Фото 7bb.ru

Стоило допустить к заготовке леса иностранных представителей, которые не только рубят, но и сажают деревья, понимая, что выделенный им участок не станет больше, а бизнес нужно развивать, как и российские лесозаготовители занялись рекреацией осваиваемых ими территорий.

"Пока одна из компаний, купленных в начале 1990-х годов на залоговых аукционах, не обанкротится и не сменит собственника, то есть пока люди не перестанут шантажировать государство социальными проблемами, которые они должны были сами решить еще 16 лет назад, бизнес будет забалтывать вопросы экологии", - заявил Шварц.

Оригинал публикации: Как крупный бизнес в России заботится об экологии

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: