Заждались

Заждались

Желающие купить диплом и так его купят. А вот тем, кто хочет чему-то научиться, но не может переехать в другой город, надо предоставить такую возможность.
Понедельник, 17 декабря 2012, 13:07
Эдуард Рубин, директор Харьковского компьютерно-технологического колледжа, председатель совета директоров компании "Телесенс", заместитель председателя правления харьковского филиала Европейской бизнес-ассоциации

Хватит ли чиновникам воли переломить ситуацию в высшем образовании?

Подготовленный Кабмином проект закона "О высшем образовании", на мой взгляд, содержит по-настоящему революционные посылы.

Документ значительно снижает влияние государства на эту сферу, позволяя выстроить всю управленческую структуру по принципу "снизу вверх", и делегирует вузовскому самоуправлению новые значительные полномочия. Кроме того, вся система образования однозначно вводится в европейский контекст.

Впрочем, пока это всего лишь проект, который может измениться до неузнаваемости. К тому же детальный анализ этой законотворческой инициативы - тема совершенно отдельного разговора. В данном же случае мне видится важным проявление того, что называется "политической волей".

Реклама:

Есть надежда, что в правительстве таки осознали истинные масштабы тех разрушительных процессов, которые сложились в системе высшего образования.

Коррупция, неверные ориентиры учебного процесса, катастрофическое снижение качества подготовки специалистов при колоссальном переизбытке вузов, размывании преподавательского состава и разрушении преемственности поколений в нем, изношенные фонды - все это делает наше образование совершенно неконкурентоспособным в мире и донельзя снижает его ценность.

Шокирующими, но закономерными выглядят на этом фоне данные международного исследования "Студенты - образ будущего", проведенного Институтом Горшенина в 2011 году в Украине, России, Казахстане и Польше.

Только 15,5% украинских студентов хотели бы учиться на родине, тогда как вузы родной страны предпочли бы западным 27,7% россиян и 34,1% поляков.

Стремление наполнить голову студента академическими знаниями, на чем стоит наша система, явно проигрывает принципу прививания практических навыков, который исповедуют западноевропейские вузы.

Без решимости изменить эту ситуацию ничего не добиться. Половинчатые меры применялись двадцать лет и лишь загоняли ситуацию в глухой угол.

То, что тема такой реформы действительно является наболевшей для всех, показал недавний съезд работодателей. Последние крайне обеспокоены дикими диспропорциями: 85% выпускников готовят вузы, и только 15% - специализированные учебные заведения - техникумы, ПТУ, колледжи.

В результате налицо сумасшедшая нехватка специалистов средней квалификации, имеющих практические навыки работы, при переизбытке специалистов с высшим образованием сомнительного уровня.

Недавно Министерство образования анонсировало намерение резко сократить количество вузов за счет их укрупнений и слияний.

По расчетам чиновников, для подготовки специалистов высшего уровня Украине хватит 93 вузов, сегодня их 854. Это даст такое соотношение вузов на количество населения, которое свойственно развитым западноевропейским странам.

Подобная реформа не может пройти безболезненно, но очень важно осознать: без этого уже не обойтись. Не может бедная страна содержать столько высших учебных заведений. Как не может система подготовки кадров быть оторванной от реальных потребностей рынка.

Нужно идти дальше и учитывать возможности глобализованного мира. Если есть в нашем образовании сильные стороны, например, худо-бедно сохранившаяся базовая подготовка, нужно выходить с ними в открытое конкурентное поле, активно развивая дистанционные формы обучения, как все передовые вузы мира.

Дистанционное образование развивается так быстро, что некоторые эксперты говорят о возможности скорого умирания более традиционных форм обучения. Думаю, это вряд ли произойдет, но нельзя не признать, что обучение на расстоянии с развитием технологий становится и все более доступным.

Наряду с сокращением числа вузов именно дистанционное образование позволит сконцентрировать лучшие преподавательские кадры.

Пока Минобразования крайне неохотно выдает вузам лицензии на дистанционное обучение, мотивируя это коррупционными рисками и невозможностью проверить качество подготовки. Эти аргументы, конечно, не слишком убедительны, имея в виду, что коррупция в вузах и так стала привычным делом.

Те, кто хочет купить диплом, и так его купит. А вот тем, кто хочет всерьез чему-то научиться, но не может позволить себе переехать для этого в другой город или страну, надо обязательно предоставить такую возможность.

Еще одна реформа, которой заждались все, - узаконивание позиций спонсоров и инвесторов, которые вкладывают деньги в развитие учебных заведений.

Условия частно-государственного партнерства в образовании должны быть четко оговорены. Инвестор должен получить право определять стратегию развития учебного заведения. Во всем мире для этого предусмотрены такие органы управления как попечительские советы, куда входят все заинтересованные лица.

Все это должно появиться и у нас, причем как можно быстрее. Реформу следует хорошо продумать, подготовить и согласовать со специалистами, но проводить ее затем следует быстро. Чтобы можно было наверстать упущенное.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: