Тарифы ЖКХ вырастут в два раза
Цивилизация начинается с канализации, электрического кабеля и теплых батарей.
В последние 20 лет Украина твердо и целеустремленно шла к тому, чтобы базовых признаков цивилизации лишиться.
Износ инфраструктуры уже превосходит все разумные пределы. Даже в Киеве немедленной замене подлежит более 70% инфраструктуры, и немедленно сделать это невозможно даже физически.
Впрочем, бюджет на 2013 год, только что принятый парламентом, похоже, предусматривает кардинальное изменение положения в сфере ЖКХ. В чем это выражено?
В бюджете крайне интересно прописаны две цифры: компенсация из бюджета стоимости электричества, затраченного водоканалами на подачу населению воды, и компенсация из бюджета затрат местных бюджетов на водоподготовку, производство и поставку тепла населению и бюджетным организациям.
Первая цифра в бюджете-2013 уменьшилась на 100 млн грн до нуля, а вторая - на 3 млрд грн: с 8 млрд грн до 5 млрд грн.
То есть в правительстве и Верховой раде уверены, что компенсации больше не будут нужны. Ведь заявленной в бюджете суммы хватит только на погашение части долгов 2012 года и предыдущих лет.
Тогда как в сентябре 2012 года долг по данным министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Анатолия Близнюка составлял 10 млрд грн за газ и 4 млрд грн за электричество. Правда, после этого рада направила на погашение этих долгов около 7 млрд грн.
Итак, исходя их бюджета-2013, Украина переходит к реально покрывающим себестоимость поставок тепла и воды тарифам для населения и бюджетных организаций. Случится то, чего так долго настоятельно просит от Украины МВФ и огромное количество различных международных экспертов.
К тому же в июле 2012 года парламент принял закон, позволяющий ввести в действие новую тарифную систему. Так называемые Regulatory Asset Base тарифы, основанные на регулируемой базе инвестированного капитала.
Новая для Украины система давно действует в большей части европейских стран и стимулирует поставщиков электричества, тепла и воды максимально плотно и сосредоточенно работать в направлении сокращения затрат и повышения энергетической эффективности.
Теперь Национальная комиссия по регулированию рынка коммунальных услуг имеет все возможности для введения RAB-тарифов.
Фото panorama.pl.ua |
Если все будет так, то воду не станут отключать из-за долгов водоканала за электричество, а тепло - из-за долгов за газ. Не будет тарифов, покрывающих не более 50-60% затрат производителей тепла и водоканалов. Прекратится война местных бюджетов с правительством за перечисление компенсаций.
Теплокоммунэнерго и водоканалы начнут массово инвестировать в реконструкцию и модернизацию.
Настолько массово, что можно смело прогнозировать дефицит услуг инжиниринговых и подрядных компаний, а также рост в машиностроении. Производители насосов и другого оборудования резко увеличат продажи.
Однако введение новых тарифов будет означать увеличение начислений для населения в полтора-два раза. В некоторых регионах больше, в некоторых меньше, но порядок цифр будет именно таким.
Соответственно, это будет означать немедленное введение масштабной программы монетизации субсидий на коммунальные услуги самым бедным или массовую неуплату малообеспеченными украинцами коммунальных услуг.
Если бы управление ЖКХ было более эффективным, сценарий мог бы быть другим. Например, сначала - инвестиции в улучшение инфраструктуры за счет кредитов Мирового банка и ЕБРР, а уже потом - повышение тарифов.
За счет снижения потерь, замены газа альтернативным топливом, повышения КПД оборудования можно уменьшить затраты на инфраструктуру на 25-30%. Соответственно, на столько же снизились бы и новые тарифы.
В Украине ежегодно гибнет на полях 50-70 млн тонн соломы - отличного альтернативного топлива, а сделанные из нее брикеты (пеллеты) отлично подходят для городских котельных. Копенгаген на 60% отапливается именно так.
При этом в Европе соломенное топливо признано нейтральным, то есть при правильном использовании оно вообще не загрязняет окружающую среду.
Фото all.biz |
Теплотворная способность 2 тонн соломенных брикетов равна аналогичному показателю 1 тыс кубометров газа. А цена на европейском - не украинском - рынке достигает 120 долл за тонну. Прямая экономия: 240 долл вместо 500 долл - 420 долл за тысячу кубометров плюс транспортировка и налоги.
Почти все производимое в Украине соломенное топливо экспортируется. Это еще одна не востребованная возможность для ощутимого снижения тарифов. При этом цена на "солому" стабильна - в отличие от газа, она не растет.
Украинские эксперты в области ЖКХ прекрасно осведомлены об имеющихся возможностях. Вот только неэффективная, громоздкая и не мотивированная система украинского ЖКХ не готова к изменениям и модернизации, как и к эффективному управлению инфраструктурой.
А когда на все проблемы накладывается коррупция в государственном и муниципальном секторах…
Улучшить ситуацию в ЖКХ может государственно-частное партнерство или концессия. В каждом конкретном случае нужно определяться отдельно.
Учитывая уровень эффективности управления отраслью, других вариантов для спасения инфраструктуры ЖКХ нет. Без нового качества управления и инвестиций сектор не выживет. Не помогут и новые тарифы.