Конец оффшора?
В четверг президенты Украины и Кипра подписали соглашение об избежании двойного налогообложения и предупреждении уклонений от уплаты налогов.
Соглашение между правительствами Кипра и бывшего СССР об избежании двойного налогообложения от 29 октября 1982 года, просуществовавшее ровно 30 лет, давно утратило свою актуальность и адекватность в регулировании отношений бизнеса и фискальных органов.
Разговоры о денонсации договора и подписании нового шли многие годы.
Кроме того, Государственной налоговой службой разрабатывается законопроект по регулированию трансфертного ценообразования как дополнительная мера по дестимуляции отечественного бизнеса в его намерениях выводить прибыль за границу и оптимизировать налоговую нагрузку.
Оценивая подписанную президентами Конвенцию между правительствами об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений в отношении налогов на доходы и имущество, необходимо отметить, что документ близок по регулированию вопросов налогообложения к модельным конвенциям в целом и соглашениям между европейскими странами и Украиной в частности.
Понятийный аппарат, размеры установленных ставок налогообложения для различных видов доходов, условия относительно налогообложения связанных компаний и подход к определению статуса представительства в целях налогообложения хорошо известны и понятны для отечественного бизнеса.
Конечно, нельзя отрицать, что отмена ранее установленного максимально льготного режима налогообложения не вызывает у бизнеса сожалений.
Однако поскольку новые нормы конвенции не "драконовские" по сравнению с теми, которые давно существуют в иных юрисдикциях, бизнес сможет успешно продолжать работать и в новых условиях.
Хотелось бы обратить внимание на нюансы применения норм новой конвенции, которые наверняка возникнут, исходя из опыта применения схожих норм конвенций с европейскими странами - Швейцарией, Францией, Нидерландами.
Так, диспозитивные нормы конвенции относительно того, что например, дивиденды, выплачиваемые резидентом страны договора, резиденту иной страны, могут облагаться налогом в иной стране, и такие дивиденды могут облагаться налогом и в стране плательщика по национальному законодательству, трактуются налоговыми органами однозначно.
Фото president.gov.ua |
То есть дивиденды, получаемые резидентом Кипра от владения акциями и иными правами в Украине, с точки зрения налоговой службы, должны будут облагаться и в Украине, и на Кипре по установленным внутренним законодательством ставкам с учетом ограничений, установленных конвенцией - 5 и 15%.
При этом при уплате налогов в одной стране, налог на доход в иной стране будет разрешено уменьшить на налог, уплаченный в ином государстве.
Нужно отметить, что большое количество споров возникает между налоговыми органами и плательщиками при определении статуса независимого агента нерезидента и статуса представительства.
Так, в большинстве случаев налоговые органы приравнивают любое лицо или организацию, действующую в интересах нерезидента, к представительству, тем самым применяя независимо от видов доходов особые условия налогообложения представительств.
Важным также является статус фактического получателя доходов, с наличием которого связывается право на применение более лояльной ставки налогообложения.
Данная норма действительно очень важна в контексте "борьбы" за определение действительных бенефициаров компаний, которая уже десятилетие ведется всеми государствами.
Большинство стран имеет действенные рычаги для идентификации собственников нерезидентных компаний в зонах с минимальными налоговыми режимами, обменивается информацией с налоговыми органами, и в исключительных случаях допускается даже получение информации от банковских структур.
Таким образом, налогообложение доходов резидентов от владения компаниями в иных юрисдикциях является обычной практикой и различается только лишь подходом государства к определению порядка и условий налогообложения.
Дополнительно нужно отметить, что конвенция оперирует понятием "особые отношения", которое, по сути, близко к украинскому термину "обычная цена". Нормы конвенции призваны не допустить недоимку налоговых платежей вследствие заниженных цен или установленных особых условий выплат.
Фото president.gov.ua |
Введенные новшества, по мнению налоговой службы, предотвратят отток капитала из Украины и увеличат поступления от налогообложения бизнеса до 10 млрд долл в год. Нельзя сказать, что мы разделяем такие радужные ожидания.
Законы бизнеса и капитала таковы, что без реформирования и прозрачности работы налоговой системы, законности и ответственности контролирующих органов, независимости судебной системы, жестких гарантий в сфере защиты прав собственности никакое административное регулирование не "убедит" предпринимателей, что вести бизнес в Украине выгодно и приятно.