Концом какого фондового рынка нас пугают
Интересные дискуссии происходят в последнее время вокруг фондового рынка Украины!
Переплетено все: и налоги, и судьба бирж, и иностранные инвесторы, а также пенсионная реформа. Трудно "рядовому украинцу" разобраться во всех этих сложностях.
Однако ему никто не предлагает разбираться: "компетентным" в этой сфере объявлен узкий круг специалистов, в котором специалистов по налогообложению рынка ценных бумаг, как говорят, "вообще единицы".
Но мы все же попробуем разобраться в этой тематике и, прежде всего, в том, почему же поднялся весь этот шум.
Пирамида "высотой" 15 лет
Впервые система налогообложения ценных бумаг в том виде, в котором она существует до сих пор, была введена в 1997 году. Многое изменилось в нашем государстве со времени "бурных девяностых".
Уже и новый Налоговый кодекс приняли в 2010-м, а она - эта система - остается почти неизменной. Значит, кому-то это нужно.
Так в чем же привлекательность налогообложения операций по торговле ценными бумагами не по финансовым результатам, а по разнице между оборотами покупки и продажи?
Основа схемы очень проста: купил ценные бумаги на 100 грн - есть расходы, продал за 150 - есть доход. Если бы налог уплачивался по финансовым результатам, то с 50 грн государство получило бы 21% налога на прибыль - действующая сегодня ставка.
Однако согласно "хорошей" системе, если на эти 150 грн приобретены новые ценные бумаги, то никаких налогов не возникает, а возникают новые расходы. И так все 15 лет. Далее эту легальную схему можно использовать, зависимо от потребностей, в разных вариациях.
Имея в налоговом учете минус, а в финансовом - плюс, можно наращивать капиталы там, где они нужны для удовлетворения нормативных требований. Можно перераспределять прибыли и убытки внутри финансово-промышленных групп или даже между отдельными предприятиями, включая "иностранные".
Далеко не всегда эти схемы преследуют цель уклонения от налогообложения, но налоговый фактор здесь способствует другим, также непрозрачным целям.
Можно понять раздражение государства, когда Налоговая служба рапортует о 159 млрд накоплений убытков от операций с ценными бумагами. Налоги от этого вида деятельности за эти годы выплачиваются мизерные, а наряду с этим растет число участников фондового рынка и количество ценных бумаг, на нем обращающихся.
Не надо быть большим специалистом, чтобы понять: не все ладно в "датском королевстве". Надо просто сравнить 2,147 трлн грн общего оборота рынка за 2011 год с 159 млрд грн убытков.
На самом деле, это не убытки, а конгломерат стоимости ценных бумаг, реализованных доходов, из которых никто никогда не платил налоги, и реализованных убытков, возникших после кризиса.
Фото trending-topic.com |
Казалось бы: в чем проблема? Измените систему налогообложения, приблизьте ее к финансовому учету и остановите разрастания пирамиды.
Однако для этого надо найти приемлемый и для рынка, и для государства способ перехода к новой системе налогообложения. То есть надо искать консенсус между следующими действующими лицами.
1. Теми, кто хочет использовать свои реальные убытки для уменьшения будущих налогооблагаемых доходов. А это означает продолжение неуплаты налога на неопределенное время.
2. Теми, кто все доходы от торговли ценными бумагами вкладывал в новые ценные бумаги, наращивая капитал и не платя налоги. А это значит, что суммы капитализированных за 15 лет доходов могут достигать размеров, по которым налоги уже оплатить нереально, и нет законодательной базы для их уплаты.
3. Государством, которое смотрит на рынок и не понимает, как за 15 лет вместо одной биржи появилось десять, число участников рынка выросло на несколько порядков, количество сделок даже сравнивать нельзя с 1997 годом, а налогов нет.
Такой консенсус был найден. Это - так называемый нулевой вариант, при котором предлагается с января 2013 года перейти к налогообложению финансового результата согласно бухгалтерскому учету.
То есть стоимость всех ценных бумаг, находящихся на балансе предприятий на 31 декабря 2012 года, будет полностью учтена при их продаже.
Таким образом, выделяются доходы, которые уже капитализировались, а реализованные убытки, которые не перекрылись доходами 2012 года, на будущие периоды не переносятся.
Кстати, последнее нельзя считать нечестным относительно участников фондового рынка. Ведь когда несколько лет подряд законами о бюджете ограничивался перенос убытков прошлых лет для всех секторов экономики, включая реальный сектор, единственные операции, которые не подпадали под это ограничение, были операции с ЦБ.
Поэтому на самом деле такое "обнуление" убытков ради наведения порядка и прозрачности в налогообложении ценных бумаг справедливо в отношении тех налогоплательщиков, которым такое "обнуление" сделали раньше и не один раз.
Налог на финансовые операции: зло или санация
Конечно, государство не может ожидать мгновенного эффекта на налог на прибыль от перехода к налогообложению по новым прозрачным правилам. Ведь далеко не все купленные перед кризисом ценные бумаги можно будет сейчас продать с прибылью.
Однако ценные бумаги, из которых годами строилась пирамида, служили лишь для поддержки различных финансовых схем. Теперь они перестанут быть фактором минимизации налогов и превратятся в балласт для их держателей.
Фото blogspot.com |
Что имеется в виду? На конец 2012 года приходится еще одно интересное событие: переход финансового сектора и крупных акционерных обществ на Международные стандарты финансовой отчетности - МСФО.
Это означает, что любой актив, включая ценные бумаги, должен быть переоценен по рыночной стоимости, и разница между нынешней балансовой и новой рыночной ценами будет прямо влиять на капитал.
То есть предприятие должно доказать, что ценные бумаги имеют хоть какую-то приличную цену, иначе - прощай, капитал! Особенно болезненный этот вопрос для банков, где достаточность капитала - обязательное регуляторное требование.
Как эта проблема решается сейчас? Просто: делаются несколько движений по купле-продаже этих бумаг - вот тебе и рыночная цена, а заодно - впечатляющая цифра операций на внебиржевом рынке, в десять раз превышающая биржевой.
И тут новый налог на финансовые операции может сыграть санационную роль. После его введения владельцы ЦБ будут думать, прежде чем делать "техническую" продажу, ибо за каждый такой оборот вне биржи придется платить налог.
Все биржевые операции и операции с государственными и муниципальными ценными бумагами от этого налога освобождены - по таким операциям взимается биржевой сбор, а на внебиржевые операции предлагается ввести налог 0,1-3% стоимости проданных ценных бумаг в зависимости от их качества.
Таким образом, искусственно поддерживать рыночную стоимость "мусорных" ЦБ становится дорогим удовольствием. А это значит, что налог на финансовые операции, как бы это ни отрицали его критики, стимулирует очищение рынка.
Надо признать: как ни называй этот налог - акциз, гербовый сбор, налог с оборота - он все равно новый.
Понятно желание налоговиков "замаскировать" его под старый и назвать акцизом.
Во-первых, деньги нужны сейчас, а не через год, как предусматривает Налоговый кодекс для введения новых налогов.
Во-вторых, не хочется выслушивать от иностранных партнеров очередные комментарии относительно количества налогов в Украине.
Председатель Государственной налоговой службы Александр Клименко. Фото comments.ua |
Однако, принимая во внимание изложенное, целесообразно было бы объяснить обществу причины изменений в налоговом законодательстве и вводить их в действие с 2013 года, чтобы не устраивать инфаркты бухгалтерам из-за изменения законов среди года.
Конечно, оппоненты могут настаивать на переносе этих изменений еще на год. Однако после всего сказанного о "черных дырах" налогового законодательства и фондового рынка должно быть стыдно в глаза глядеть, чтобы продолжать эти дыры использовать.
"Иностранные инвесторы не поймут"
"Плач Ярославны" по иностранным инвесторам - это старая и хорошо известная песня, но стоит подумать, какой именно инвестор нужен Украине.
Любому инвестору, если он пришел с честными намерениями, а не ловить рыбку в мутной воде, нужны, прежде всего, четкие правила работы на рынке и защита капиталов. Следовательно, он заинтересован в прозрачности и открытости рынка.
Он сосредоточится на качественных бумагах, и вряд ли будет работать со "схемами". Если же будет - пусть платит налог.
До недавнего времени существовал сбор в Пенсионный фонд - 1% с операций купли валюты, который все иностранные инвесторы платили, когда хотели вывести средства из Украины.
Это ни для кого не было решающим фактором, который бы отпугивал инвесторов от украинского рынка. Это воспринималось как "правила игры", хотя и вызывало справедливые нарекания.
Упоминание об этом - предостережение для разработчиков налоговой реформы, которые предлагают вернуть данный сбор, но уже в размере 3%: господа, не переборщите.
Пенсионная реформа и фондовый рынок
Одним из "худших" последствий введения налога на финансовые операции называется его якобы негативное влияние на реформу пенсионной системы. "Акцизированный" фондовый рынок уже никогда не сможет стать ключевым элементом полноценной пенсионной реформы", - пишут оппоненты.
Господа, опомнитесь! А "неакцизированный", непрозрачный, "засоренный" фондовый рынок, которым он является сейчас, сможет?
Украине нужна пенсионная реформа, но проводить ее следует после введения жестких регуляторных правил для участников фондового рынка и наведения порядка среди его инструментов. Кстати, последнему новый налог может только помочь.
Фото на главной: tsn.ua
*От редакции. Мы согласны с необходимостью урегулировать схемные операции на фондовом рынке. Но регулировать - не значит возглавить. Уважаемая госпожа Чемерис ни словом не упомянула главную опасность законопроекта, о котором идет речь. Это создание контролируемых площадок по оптимизации налогообложения на базе фондовых бирж.
Более подробно об этой опасности читайте в материалах:
Сергей Оксанич, Дмитрий Тарабакин, Юрий Яковенко. "Конец фондового рынка"
Дмитрий Леонов. "Биржа как оптимизационный площадка"
Виктория Бондарчук. "Кто хочет контролировать" технические "бумаги"