Российский лоукост: миссия невыполнима

Российский лоукост: миссия невыполнима

"Аэрофлот" намеревается начать работу в бюджетном секторе, однако ни инфраструктура, ни законодательство, ни имеющиеся ноу-хау не позволяют ей достичь заявленной цели.
Вторник, 27 ноября 2012, 12:02
Эмманюэль Гринспан, La Tribune, Франция

В конце октября глава "Аэрофлота" Виталий Савельев побывал на встрече с президентом Владимиром Путиным и сообщил ему, что его компания готовится к открытию дочернего предприятия в бюджетном секторе.

Месяц спустя консалтинговая компания McKinsey представила отчет, в котором не скрывает своего скепсиса по этому поводу.

Проанализировав расходы "Аэрофлота", эксперты пришли к выводу, что стоимость работы подконтрольного российскому государству предприятия на треть выше среднего показателя по лоукост-сектору.

         Высокие тарифы в аэропортах

Реклама:

Треть этих дополнительных трат связана с внешними факторами, такими как отчисления аэропортам и техническое обслуживание самолетов.

Российские аэропорты, особенно в провинции, зачастую взимают плату, которая никак не соответствует качеству предлагаемых услуг, притом, что конкуренции здесь не существует.

Лишь в очень немногих из них имеется необходимое оборудование, которое позволяет сократить до получаса период между посадкой и взлетом лайнера - ключевое условие для бюджетной модели перевозок.

Кроме того, обветшалость инфраструктуры в провинциальных аэропортах подталкивает компании к тому, чтобы отправить туда старые самолеты с высоким потреблением горючего - еще одно препятствие для лоукост-системы.

Остальная часть излишних трат, по мнению экспертов McKinsey, объясняется неэффективной системой управления "Аэрофлота". Самолеты российского партнера Air France-KLM по альянсу Skyteam летают на 20-40% меньше, чем лайнеры американских компаний.

Система продаж также остается чересчур традиционной: лишь 20% билетов реализуются через интернет и без дополнительных расходов для перевозчика.

Чрезмерная пошлина

Кроме того, появление бюджетных авиакомпаний ограничивает и законодательство в сфере воздушного транспорта.

Так, в стране действует дополнительная 20-процентная пошлина на приобретение самолетов вместимостью 160 пассажиров, к которым относится и популярный среди лоукост-компаний А320. Сегодня "Аэрофлот" оборудует свои А320 140 сиденьями, чтобы не пересечь этот фискальный барьер.

Фото rts.ch

К тому же, планы "Аэрофлота" насчет лоукост-компании вызывают скепсис не только у специалистов McKinsey. Эксперт Алексей Синицкий полагает, что за исключением внесения изменений в законодательство планы "Аэрофлота" довольно туманны.

"Разрешение на сбор платы за провоз багажа и питание или продажу билетов без возможности возврата - это шаг в правильном направлении, но далеко не самый важный шаг", - подчеркивает он.

По его словам, компания правильно делает, что готовится к либерализации воздушного пространства, однако "опыт показывает, что запуск дочернего лоукоста национальным перевозчиком далеко не всегда бывает успешным. Модели слишком сильно разнятся, а конфликт интересов очевиден для всех".

Две провальных попытки

Неудачи сразу двух российских бюджетных авиакомпаний наглядно свидетельствуют, что работа в отрасли остается крайне рискованным делом.

Основанный в 2006 году SkyExpress работал в течение пяти лет с переменным успехом: тарифы были не столь уж привлекательными, а задержки вылетов стали обычным явлением.

Открытая в 2009 году компания "Авианова" просуществовала два года, пока конфликт двух акционеров не поставил на ней крест.

"Оба проекта были жизнеспособны, однако крупные российские компании при любой возможности ставили им палки в колеса с молчаливого согласия властей", - утверждает работающий в Москве европейский эксперт.

Появление западных лоукостов

В то же время несколько европейских бюджетных авиакомпаний - Air Berlin, Germanwings, Vueling - осуществляют рейсы в Москву уже несколько лет.

В конце октября британские власти дали EasyJet разрешение на ежедневные рейсы Лондон-Москва с 2013 года. Ирландская компания Ryanair, в свою очередь, дожидается ответа российского ведомства.

Фото wikipedia.org

Оригинал публикации: Le low cost en Russie : la promesse intenable d'Aeroflot Перевод на русский: ИноСМИ

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: