Азиатская зона свободной торговли
Япония, Китай и Южная Корея приняли решение о проведении переговоров по поводу соглашения о свободной торговле.
Главы правительств этих трех стран еще в мае обозначили свое желание "открыть первый раунд переговоров до окончания года".
Территориальные споры по поводу островов Сэнкаку и Такэсима на время поставили под угрозу это решение, но, удачно воспользовавшись площадкой международного форума в Камбодже, министры экономики и торговли этих стран приняли участие в совместных встречах.
Незадолго до этого события из Китая доносились голоса о том, что "промышленность Китая и Японии тесно связана". Корея тоже пришла к решению, что "нет необходимости отказываться от переговоров о зоне свободной торговли".
Требования, касающиеся территорий, неизменны, но их влияния на экономику необходимо избегать. Такую позицию "разделения политики и экономики" мы только приветствуем.
Три страны крепко связаны торговлей и взаимными инвестициями, их совокупный ВВП - 20% от мирового и 70% - от валового продукта стран восточной Азии.
Особенно это касается "номера два" и "номера три" в мировой экономике - Китая и Японии. Отношения между ними уже невозможно взять и разорвать.
Импорт японской продукции в Китае резко сократился на фоне спада в экономике, к чему добавилось отрицательное влияние акций протеста.
Реальность такова, что сокращение, скажем, ввоза запчастей для японских автомобилей напрямую влияет на остановку производства, что в конечном итоге отражается и на экономике самого Китая.
Инвестиции из Японии также замораживаются, что продолжает замедлять рост Китая в среднесрочном и долгосрочном периодах.
Два года назад в морских водах близ островов Сэнкаку произошел инцидент с рыболовецкими судами, после чего Китай сократил экспорт редкоземельных металлов в Японию.
Антияпонские демонстрации в Китае |
Япония, в свою очередь, приложила все усилия для разработки технологий, чтобы не задействовать ресурсы и редкоземельные металлы, которые встречаются только в Китае, что повлекло финансовые трудности для занятых в этой сфере китайских предприятий.
Наверное, это и послужило уроком на пути к "разделению политики и экономики".
Противостояние из-за островов Сэнкаку и Такэсима имеет глубокие корни, поэтому эту проблему не решить за один день.
Даже на международном форуме совещание глав трех стран было отложено, а на встрече руководителей Китая и Южной Кореи были затронуты темы исторического милитаризма и консервативных тенденций в Японии, которые наблюдаются там в последнее время. При этом критические мнения обеих стран о Японии совпали.
Политика в любом случае неразрывно связана с экономикой. В качестве хорошего примера можно привести Транстихоокеанское партнерство - TPP.
После того как Япония проявила интерес к партнерству под управлением США, Китай начал рассматривать предложение о зоне свободной торговли между Китаем, Японией и Кореей. Прослеживается противостояние США, которые озадачились важностью азиатского региона.
А ведь такое смешение политического противостояния и экономики не разрешит проблем, а только повлечет за собой трудности для обеих сторон.
Нужно ориентироваться на углубление экономических связей, избегать катастрофических столкновений и, уже основываясь на этом, спокойно вести переговоры.
Оригинал публикации: 日中韓FTA-政経分離のきっかけに
Перевод на русский: ИноСМИ