Пора признать торговую войну с Россией

Пора признать торговую войну с Россией

Убийство экономики Украины - не повод портить отношения с Россией? Можно лишь посоветовать Азарову сдать почку и перечислить деньги на счет "Газпрома". Только так он сможет превзойти свой рекорд преданности другой стране.
Среда, 24 октября 2012, 10:54
Максим Кухар, журналист

Существует много проблем, решить которые не удается много лет. Одна из причин тупика - неправильное терминологическое определение происходящего.

Если алкоголизм назвать лечением депрессии с помощью спиртного, то проблему не решить никогда. Подбирая средства не от алкоголизма, а решая вопрос, каким из спиртных напитков депрессия лечится лучше, мы заведем ситуацию в тупик.

Если многолетнюю торговую войну двух стран называть "недоразумениями между братскими народами", то благоприятная развязка ситуации тоже придет нескоро.

Чем же отличается война от дружеских похлопываний по плечу?

Реклама:

Ответ на поверхности. Заметив неправильное поведение друга, хорошо настроенный к нему субъект в вежливой форме делает замечание, разъясняет суть возможных последствий ошибок в поведении и предлагает взаимоприемлемые условия выхода из сложившейся ситуации.

Как же ведут себя враги? В этом тоже нет секрета. Откровенно враждебным называется поведение, когда одна сторона использует удобные или надуманные поводы для неожиданного нанесения вреда другой стороне.

Посмотрим на торговые конфликты между Россией и Украиной за десятилетие.

Во-первых, последние два года тянется история с сыром.

Его сначала запрещают продавать в России, но через два месяца проверок снова разрешают. Остановки продаж продукции отдельных предприятий происходят резко и неожиданно. В формате карательных мер, а не вежливых предупреждений о необходимости улучшить качество продукции.

Во-вторых, пару лет длится история с претензиями РФ к украинскому вагонному литью. Началась она с резкого и полного запрета использования запчастей в вагонах. Причина - несколько аварий с грузовыми составами в России.

Никакое вранье не может исказить правду. Специалистам Российской железной дороги она была известна с первых часов после аварий: российские компании покупали более емкие бензиновые цистерны, а возили в них тяжелую нефть.

К тому же для этих цистерн боковые рамы колесных тележек, которые и ломались, ставились не магистрального уровня качества, а предназначенного для тихоходных вагонов, перевозящих грузы внутри предприятий. На этом заказчики экономили деньги, но два названных фактора приводили к сходу составов.

То есть причиной аварий было не украинское литье, а жадность компаний. Однако РФ посчитала нужным во всем обвинить своего торгового партнера.

Ярче, чем картинка с литьем, может выглядеть разве что иллюстрация по газу. Тут для Украины существует специальная карательно-дискриминационная цена, за отмену которой соседи требуют части экономического суверенитета.

Фото tsn.ua

Подобных примеров за годы сотрудничества накопилось десятки.

Надуманными сборами Москва торпедирует украинские авто и автобусы, перетащила к себе производство самолетов семейства АН, построила обходные нефтепроводы и газопроводы, покушается на фарватер через Керченский пролив и доходы от его использования, хотя по всем мыслимым картам он украинский.

Таким образом, торговые отношения с Россией давно не дружественные. Они определяются только как торговая война. Для чего же нужна столь грубая, зато правдивая формулировка? Да для того, чтобы искать контрмеры.

Однако правительство упорно не хочет этим заниматься. Так, недавно премьер Николай Азаров продемонстрировал феномен рабского сознания, заявив в Севастополе, что нынешняя власть никогда не позволит себе из-за разногласий по газовому вопросу сделать из России врага для Украины.

"Мы сторонники добрососедских отношений с Россией. Мы никогда не позволим себе, как позволили "оранжевые", превратить Россию во врага", - сказал он.

И тут же добавил: "Мы не можем платить по такой цене за газ. Цена - убийственная для нашей экономики. Такие цены на газ замедляют наше экономическое развитие, обескровливают нашу экономику".

То есть убийство и обескровливание экономики - не повод портить отношения. Ну что здесь можно еще добавить? Можно только посоветовать Николаю Яновичу сдать почку и перечислить деньги на счет "Газпрома". Наверное, только так он сможет превзойти свой нынешний рекорд преданности интересам другой страны.

Впрочем, непонимание ситуации правительством - еще не повод не обсуждать проблему. Итак, если мы стоим перед фактом торговой войны, то нужно смотреть, как борются с подобными сложностями другие страны. А посмотреть есть на что.

Обычно в случае обострения торговых отношений формируются ответные меры против товаров другой страны. Если бы правительство РФ это знало, оно не посмело бы произносить с серьезным лицом незатейливые каламбуры по поводу пошлин на утилизацию украинских авто или о "некачественном вагонном литье".

Москва бы понимала: на следующий же день у российской нефти в Украине появится пошлина, а ряд транзитных товаров на месяц задержится на таможне.

И такие действия - не грубость и не обострение отношений. Это просто единственная возможность заставить партнера думать, перед тем как сыпать беспочвенными обвинениями и пытаться решить свои проблемы за чужой счет.

Фото korrespondent.net

Как показывает мировая практика, это конструктивный путь. История торговых войн говорит, что все они переходили в стадию разумных экспертных переговоров только после того, как стороны серьезно блокировали друг другу торговые потоки.

Следовательно, играя в поддавки, нынешнее правительство никогда не добьется серьезных переговоров, базирующихся на обоюдном желании договориться.

Доказательство тому - десяток безрезультатных визитов в Москву Николая Азарова с целью разобраться с ценой на газ. Не помогут и новые поездки. Нужно просто отрабатывать механизмы противодействия несдержанности россиян.

Пошлина на транзитный газ для торгового противостояния с РФ подходит плохо. 2006 год научил: РФ и ЕС единым монолитным фронтом ограждают Киев от заслуженных доходов за транзит газа. У них общий интерес - меньше платить.

Следовательно, для торгового противостояния с Россией подходят только те товары, за которые не вступится светоч демократии. И таких позиций немало.

Например, позиции в области железнодорожного транзита или товары, которые переваливаются в украинских портах. Конечно, чтобы этого транзита стало меньше, Россия в последние годы прикладывает большие усилия.

Ее черноморские порты уже отобрали значительную часть украинского грузопотока. Однако в пиковые периоды поставок зерна или угля наше экономическое влияние на РФ очень велико. Чтобы добиться переговоров на равных, не нужно стесняться этим пользоваться.

Что такое торговая война

Методы ведения наступательной торговой войны.

1. Понижение экспортных таможенных тарифов.

2. Повышение экспортных квот.

3. Использование демпинговых цен.

4. В исключительных случаях - торговая блокада.

Методы оборонительной торговой войны.

1. Повышение импортных таможенных пошлин, в том числе использование уравнительных пошлин, предусматривающих повышение цены импортируемого товара до уровня внутренних цен с целью предотвращения демпинга.

2. Снижение импортных квот.

3. Введение нетарифных ограничений - барьеров, связанных с усложнением процедуры лицензирования и нагромождением таможенных формальностей.

4. Введение технических барьеров, предусматривающих возникновение сложностей с соответствием импортных товаров национальным стандартам и техническим условиям.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: