Большие автомобили для большой страны
Даже в люксовом сегменте еще возможен рост. Усиленный двигатель по сравнению с серийными моделями, более низкая посадка, ревущий звук мотора и увеличенные "ноздри" – кажется, что автомобиль Porsche Cayenne GTS просто создан для демонстрации своей силы. Что постоянно и происходит на российских дорогах.
И действительно, этот автомобиль сознательно был разработан для российского рынка. Так говорит Феликс Бройтигам (Felix Braeutigam) – руководитель европейского отдела производителя спортивных машин из города Цуффенхаузена (Zuffenhausen).
Тот человек, который в самой большой стране может позволить себе этот мощный автомобиль класса SUV (sport utility vehicle), оказывается в среднем значительно моложе, чем покупатель той же модели в Европе. Кроме того, он платит всю цену сразу и хочет показать, что он уже чего-то добился в жизни.
"Лада" отстает
Подобного рода статусное мышление в комбинации с широко распространенным поведением в стиле мачо и верой в качество немецкой работы обеспечивают компании Porsche в России сказочные показатели роста. По данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB), в первые семь месяцев 2012 года количество продаж по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличилось на 65%.
Конечно, базисная величина составляет здесь порядка 2000 единиц, и в абсолютных цифрах российский рынок отнюдь не является для Porsche самым главным. В 2011 году этот производитель продал во всему миру 117 000 автомобилей. Только в России местный лидер рынка "Лада" в период с января по июль 2012 года имеет показатели более чем в два раза выше, несмотря на сокращение объемов продаж на 13%.
Однако лидер рынка "Лада" теряет свои позиции, тогда как все остальные производители увеличивают продажи. В отличие от насыщенных рынков Западной Европы речь в России идет о том, чтобы поделить быстро растущий пирог.
Реальные зарплаты в прошлом году увеличились на двузначные показатели, а в этом году ожидается рост примерно на 8%. И за пределами люксового сегмента также преобладает любовь к размеру и экстравагантности. Хотя в этой зависимой от сырьевого сектора экономике еще слишком чувствуется влияние потенциально волатильной монокультуры, настроение у иностранных производителей великолепное, что подтверждает также менеджер компании Porsche Бройтигам.
На Московском международном автосалоне, который проходит с четверга прошлой недели до 9-го сентября, представлена продукция более 100 производителей, а экспозиционные площади увеличены в два рада по сравнению с тем, что было два года назад.
Небольшая часть среднего класса и верхний слой общества быстрее становились более состоятельными, чем широкие массы населения. Но, тем не менее, все больше "нормальных" россиян хотят иметь автомобиль и могут себе это позволить. Это делает российский рынок интересным и для таких массовых производителей, как концерн Volkswagen.
На этой неделе крупнейший производитель в Европе объявил о строительстве предприятия по производству моторов рядом с уже существующим заводом в Калуге, примерно в 190 километрах к югу от Москвы. Концерн VW намерен вложить 250 миллионов евро и планирует с 2015 года выпускать там ежегодно 150 000 двигателей. К 2018 году компания VW намерена удвоить свои инвестиции в России и довести их до 2 миллиардов евро.
Глава концерна VW Мартин Винтеркорн (Martin Winterkorn) планирует продавать к тому времени 500 000 автомобилей в год и считает Россию важнейшим растущим рынком в Европе.
Экспансия компании VW в России включает в себя также производство в Калуге автомобилей марки Audi. Это дочернее предприятие концерна VW прекратило производство своих автомобилей в России в 2010 году. Однако теперь председатель правления Руперт Штадлер (Rupert Stadler), как сообщают российские информационные агентства, говорит о том, что в середине 2013 года с конвейера завода в Калуге начнут сходить и автомобили Audi.
А американский конкурент General Motors заявил недавно о своем намерении инвестировать в течение ближайших пяти лет в российские производственные мощности 1 миллиард долларов. Американский концерн имеет заводы в Калининграде, Санкт-Петербурге и Тольятти.
Японский производитель Mitsubishi намерен с 2013 года производить в Калуге внедорожники Pajero Sport.
По данным Союза автомобильной индустрии, каждый десятый произведенный в России новый легковой автомобиль является немецкой маркой.
Размещение производства в России позволяет производителям экономить немалые средства. После вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) ввозные пошлины были понижены с 30% до 25%, а в течение семи лет они должны быть сокращены до 15%.
Однако Кремль вводит с 1 сентября этого года утилизационный сбор при продаже каждого автомобиля, что, по мнению экспертов, компенсирует потери от снижения таможенных пошлин. Производимые внутри страны автомобили освобождены от подобного рода платежей.
Весомые добавки к цене
Для таких производителей люксового сегмента, как Porsche, таможенные пошлины и другие сборы, конечно, не являются препятствием, ограничивающем конкурентные возможности. В этом сегменте цена является статусным символом, и поэтому производители могут не только уже сегодня переложить на покупателя существующие затраты, но и еще раз потребовать повышения цены в сравнении с западноевропейской.
Оригинал публикации: Grosse Autos für ein grosses Land
Перевод ИноСМИ