ЕС в рецессии: есть ли свет в конце тоннеля?

ЕС в рецессии: есть ли свет в конце тоннеля?

Греция с вероятностью 50% может покинуть еврозону в течение ближайших 12-18 месяцев, однако власти ЕС сделают все возможное, чтобы этот случай стал частным и дальше не распространился.
Понедельник, 20 августа 2012, 19:32
Денис Костюк, управляющий активами группы Concorde

На прошлой неделе вышли данные, подтвердившие всеобщие ожидания: Европа скатилась в рецессию. ВВП еврозоны за второй квартал снизился на 0,2%.

Слабые очаги роста еще наблюдаются в северной и центральной Европе.

Германия, главный локомотив, пока еще растет на 0,3%. Франция уже в нуле, а весь кризисный юг уже не первый квартал находится в полномасштабной рецессии: Испания -0,4%, Италия -0,7%, Греция -6,2%.

В принципе, ничего катастрофического в мягкой рецессии до 0,5% нет, особенно для такого развитого и богатого экономического блока как ЕС. Последние десять лет мы никогда не видели роста в Европе более 1%, и это не мешало расти благосостоянию европейцев вплоть до 2008 года.

Реклама:

Нет ничего страшного в рецессии циклической, которая способствует оздоровлению экономики и предшествует новому циклу более качественного роста. Однако текущая рецессия является структурной, и пока света в конце тоннеля не видно.

Кризис в Европе продолжается уже 2,5 года. За это время европейские власти сделали много. Выделялись миллиардные пакеты помощи Греции, Португалии, Ирландии и Испании, создавались фонды спасения EFSF и ESM, принимались программы сокращения расходов, часто встречались европейские лидеры.

Тем не менее, сейчас ситуация значительно хуже, чем была год назад. Кроме падения ВВП, безработица в еврозоне достигла рекордных 11,2%, а отношение долга к ВВП выросло до рекордных 88,2%.

Причиной всему - порочный круг "снижение расходов - падение ВВП". Ведь кризис начался из-за того, что отдельные страны долгое время жили не по средствам и накопили огромные долги, которые стало невозможно обслуживать.

Есть два способа снизить отношение долг-ВВП: повысить ВВП либо снизить долг. Первый вариант возможен только за счет увеличения госрасходов, что в текущей ситуации означало бы полную потерю доверия рынков к гособлигациям и стремительный рост доходностей по ним до двухзначных цифр.

Поэтому было выбрано меньшее из зол: снижение долга путем жесткой бюджетной экономии. Однако проблема в том, что бюджетная экономия не дает расти экономике, что и выливается в то самое падение ВВП и рост безработицы.

Похоже, в этой ситуации нет решения, которое могло бы решить все проблемы за короткое время и без значительных потерь.

В последнее время взоры политиков и рынков обращены в сторону ЕЦБ, который, подобно рыцарю на белом коне, должен спасти экономику ЕС от долговой ямы.

Фото wlna.info

Действительно, центробанк мог бы быть более активным в вопросах смягчения монетарной политики, например, снижение учетной ставки и выкуп активов на открытом рынке. Скорее всего, при очередной эскалации кризиса ЕЦБ все-таки приступит к операциям по выкупу долговых обязательств Испании и Италии.

Однако это лишь меры, которые позволят выиграть еще немного времени, не более того. Баланс ЕЦБ уже превышает 3 трлн евро, что на 30% больше баланса ФРС. Таким образом, поле для маневра у европейцев ограничено.

В последние годы стало очевидно, что Европа не может дальше эффективно развиваться в условиях существующей модели - монетарный союз при фискальном плюрализме. Европейцам необходимо сделать выбор: или более глубокая дельнейшая интеграция, или же частичный или полный распад.

Сейчас вероятность второго варианта значительно выше, чем была год или два года назад. Однако она все еще очень низка, и рассматривать развал или разделение еврозоны на два блока всерьез пока не стоит.

Греция, как самое слабое звено, с вероятностью 50% может покинуть еврозону в течение ближайших 12-18 месяцев, однако власти ЕС сделают все возможное и невозможное, чтобы этот случай стал частным и дальше не распространился.

По подсчетам экономистов, единовременные потери стран-участниц валютного союза от выхода из него могут составить до 10% ВВП, а это 1,5 трлн евро.

При возвращении к старым валютам валюты северных стран будет ждать масштабная ревальвация, что повлечет за собой падение экспорта и рост безработицы.

Валюты южных стран катастрофически девальвируют, что приведет к массовому оттоку депозитов и выводу капитала, параличу банковской системы и ряду крупных дефолтов.

Цена выхода из валютного союза значительно выше той цены, которую сейчас платят Германия, Франция и другие страны за поддержку проблемной периферии.

Кроме того, валютный союз проектировался в противовес мировому господству США и доллару. А сейчас на мировую арену вышли такие мощные игроки, как Китай и другие развивающиеся страны. В этих условиях для эффективной конкуренции Европе необходимо оставаться единой с единой валютой.

Для выхода из кризиса властям ЕС необходимо создать полноценный фискальный союз, который будет включать общую налогово-бюджетную политику, единый минфин и казначейство, выпуск еврооблигаций, а также эффективные механизмы контроля госрасходов и мер ответственности каждой страны.

Безусловно, учитывая разрозненность европейских членов, это перспектива, скорее, текущего десятилетия. А пока Европу ожидает длительная и болезненная рецессия, последствия которой мы уже сейчас наблюдаем во всем мире.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: