Бернанке, что же дальше?

Бернанке, что же дальше?

Если период после выборов в Америке совпадет с очередным витком кризиса в Европе, от Федерального резерва можно будет ожидать третьего раунда количественного смягчения в начале 2013 года.
Вторник, 24 июля 2012, 13:13
Денис Костюк, управляющий активами группы Concorde

Глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке ежегодно входит в десятку самых влиятельных людей планеты по версии Forbes.

И это не удивительно, ведь человек, который контролирует печатный станок основной мировой резервной валюты, неизменно будет влиять на судьбы миллионов людей во всем мире.

Монетарная политика США влияет как на цены на мировые активы, так и на уровень экономического роста многих стран и регионов, в том числе и Украины.

В разгар кризиса 2008 года ради стимулирования экономики ФРС запустила первую программу количественного смягчения QE1 объемом 1,7 трлн долл, и эффект от нее был очевиден. Финансовая система получила необходимую порцию ликвидности, что позитивно сказалось и на банках, и на реальном секторе.

Реклама:

Рост ВВП Штатов возобновился до нормальных 3,5%, а цены на активы стали восстанавливаться после самого значительного обвала со времен Великой депрессии - фондовый рынок США вырос на 80% за год.

Казалось, кризис миновал. Однако уже летом 2010 года, после осознания рынками всей серьезности проблем Европы, статистика в США снова ухудшилась, и ФРС пришлось запустить вторую программу QE2 объемом 600 млрд долл.

Результат для экономики в этот раз был уже не так очевиден, тем не менее, фондовый рынок США снова вырос на 35% за десять месяцев.

В конце лета 2011 года в Европе и США случился очередной кризис, и у финансового сообщества возник логичный вопрос: будет ли третья программа ФРС, и если да, то когда? Вместо полноценного QE Федеральный резерв прошлой осенью объявил о программе ребалансировки своего баланса под названием "Твист".

Несмотря на слабость этой меры, краткосрочный эффект все же был: долгосрочные ставки пошли вниз, а фондовые рынки выросли. Однако рынкам этого мало, и большинство экономистов утверждают, что третий раунд количественного смягчения уже на подходе. Так какова же вероятность нового QE, и когда это может произойти?

Безусловно, поводов для вливания денег Федеральным резервом сейчас можно найти множество. Прежде всего, это долговой кризис в еврозоне, который длится уже 2,5 года. Европа потребляет около 28% мирового производства, и снижение этого потребления бьет по большей части экономик мира, в том числе и по Америке.

На этом фоне макростатистика США выглядит откровенно слабо: безработица - 8,2%, инфляция - 1,8%, рост потребительских расходов - 0,5%, а рост ВВП - скромные 1,9% в годовом выражении. С такими показателями достаточно очередной эскалации проблем, чтобы крупнейшая экономика мира снова скатилась в рецессию.

Однако существует немало аргументов и против QE3 на данном этапе. Основная цель количественного стимулирования - запуск кредитования экономики.

Бен Бернанке. Фото trb.com

Создавая спрос на долгосрочные облигации, ФРС понижает реальные процентные ставки, что должно стимулировать фирмы и физлица брать кредиты под более низкие проценты. А банки должны более активно выдавать эти займы вследствие роста денежной массы на своих балансах после продажи гособлигаций ФРС.

К сожалению, эта схема не работает. Банки, получив дешевую ликвидность, не хотят кредитовать реальный сектор, принимая на себя риски невозврата. Вместо этого они снова вкладывают полученные деньги в безрисковые гособлигации, а часть денег направляют на покупку финансовых активов, таких как акции и сырье.

В результате наблюдается необычная картина: ставки по гособлигациям находятся на исторических минимумах, что обычно сигнализирует о приближающейся рецессии, при этом рынки акций и сырья находятся на достаточно высоких уровнях.

Высокие цены на сырье, главным образом нефть и продовольствие, - это глобальная проблема. Ведь именно повышение цен стало одной из причин ряда военных конфликтов и революций в Северной Африке и на Ближнем Востоке. И монетарная политика ФРС - далеко не последний фактор в этом вопросе.

Что же касается роста рынка акций вследствие программ QE, то это также было одной из задач программы. Однако стало очевидно, что ухудшение ситуации в экономике может спровоцировать быстрый обвал рынка акций, и эта задача больше не является приоритетной для Федерального резерва.

Хотя польза от возможного запуска QE3 сомнительна как для экономики, так и для финансовых рынков, это по сути все, что осталось у ФРС на вооружении. И этот последний патрон американский центробанк будет беречь до последнего момента, когда ситуация ухудшится более существенно.

Кризис в Европе далек от завершения. Несмотря не все пакеты помощи проблемным странам, их экономики падают, безработица растет, а отношение долга к ВВП повышается. Это значит, что в течение одного-двух лет будет еще несколько эскалаций кризиса, на этот раз уже, возможно, с выходом Греции из еврозоны.

Проблемы Европы, очевидно, будут способствовать дальнейшему ухудшению американской макростатистики. А пока ситуация еще не достаточно ухудшилась для новых вливаний ликвидности, ФРС объявляет о слабых мерах - таргетировании ставки и продлении программы "Твист", уповая на действия фискальных властей.

Барак Обама. Фото thefairresponse.blogspot.com

Кроме того, до выборов президента США осталось всего несколько месяцев, и до этого времени Бернанке вряд ли решится на активные действия.

Таким образом, если период после выборов в Америке совпадет с очередным витком кризиса в Европе, от Федерального резерва можно будет ожидать третьего раунда количественного смягчения в начале 2013 года.

При этом основной целью ФРС в этот раз будут не облигации госказначейства, а ипотечные закладные для стимулирования сектора недвижимости, который до сих пор находится в депрессивном состоянии.

Для понижения ипотечной ставки, которая сейчас составляет 3,25%, ФРС придется истратить до триллиона долларов. А как он будет управлять балансом объемом более 3 трлн долл - это уже вопрос к влиятельному господину Бернанке.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: