Ликбез по экономике для министра экономики
Недавно министр экономики Петр Порошенко обрадовал нас идеей вновь увеличить пошлины на импортные автомобили. Нельзя сказать, что обложить что-то ввозимое из-за рубежа — это новая идея. Наоборот, она стара, как мир.
Почему повышение импортных пошлин на автомобили – плохая идея?
В истории Европы был целый период, когда умами властвовал так называемый меркантилизм. Руководствуясь этим направлением экономической мысли, государства создавали тысячи ограничений для экономической деятельности людей, и особенно любили регулировать внешнюю торговлю. Некоторые экономисты, вроде Эрнандо де Сото, считают, что страны третьего мира, к которым, без сомнения принадлежит Украина, сейчас переживают свою "эпоху меркантилизма".
Только одной Англии удалось мирно выйти из этого эпохи. В 1694 году Парламент отменил большинство меркантилистских ограничений, и Англия рванула вперед к мировому лидерству. Другим странам пришлось весьма тяжело. Тяжелее всего, наверное, Франции, которая жила в жестком меркантилизме до революции 1789 года, и которую бросало из стороны в сторону весь 19-й век.
Интересно, что экономика как наука началась с оппозиции меркантилизму и попыток пояснить, почему такая политика, в том числе "защитные меры", не только не дает результата, но и вредна. Интересно, что выводы экономистов того времени не были никем опровергнуты.
Сегодня понимание вреда протекционизма — одно из немногих мест, в котором согласны между собой экономисты всех школ. То, что протекционизм существует, говорит лишь о том, что политики обладают действенными способами работать во вред своим избирателям и на пользу "группам интересов". Один из этих способов — элементарное невежество как самих политиков, так и их избирателей. Экономику "не проходят в школе", и большинство людей судит о ней по своим повседневным наблюдениям. Эти наблюдения приводят их к выводам, что Земля плоская (иначе бы вся вода стекла с нее), и что Солнце вращается вокруг Земли.
Против протекционизма существует много аргументов. Остановимся на самом важном, а именно на том, что протекционизм уничтожает разделение труда, и тем самым делает нас беднее.
Знаменитому экономисту Давиду Рикардо принадлежат рассуждения, известные как "закон образования связей". Попробуем изложить их в максимально простой форме. У меня хорошо получается выращивать яблоки, и плохо — клубнику. А у вас, наоборот, плохо идут яблоки, но хорошо — клубника. Есть смысл каждому из нас сосредоточиться на том, что получается лучше, и затем меняться между собой.
Однако может быть вариант, когда одна сторона обмена все делает лучше, чем другая. Является ли в таком случае обмен и разделение труда выгодным?
Допустим, вы пишете программы, и ваше умение оценивается в 80 грн в час. Если понадобится, вы можете ремонтировать компьютеры, и в этом случае вам будут платить 40 грн в час. Я очень плохо пишу программы, могу заработать ими только 10 грн в час. Компьютеры я ремонтирую лучше, чем пишу программы, но все равно, хуже, чем вы. Мне заплатят только 30 грн в час.
Действующий министр экономики ПетрПорошенко. Фото Дмитрия Амидова, ТаблоID |
Теперь давайте посмотрим, сколько пользы мы можем произвести, если каждый будет заниматься и тем, и другим делом. Для простоты допустим, что нам приходится поровну распределять свое время между написанием программ и починкой компьютеров. В этом случае, работая по 8 часов в день, вы произведете для других людей богатство, которые они оценивают в 4x80+4x40=480 грн. Я произведу 4х10+4х30=160 грн богатства. Вместе мы произвели 640 грн.
Теперь пускай вы сосредоточитесь на программах, а компьютеры буду чинить я. В этом случае, вы произведете в день 640 грн и я 240 грн. Вместе мы увеличили богатство других людей на 880 грн.
Протекционизм означает, что мы действуем в рамках первого случая. Свободный обмен — в рамках второго. Ничего не изменится от того, что вместо отдельных людей мы подставим "регионы" или "страны".
Хотя, конечно, трудно переоценить положительное влияние протекционизма на положение отдельных предприятий и их владельцев. Например, в случае с импортными пошлинами на авто – компании "Богдан Моторс" и лично Петра Порошенко.