Як треба ставитися до малого бізнесу. Уроки Ізраїлю
Когда приезжаешь туристом в чужую страну, и пытаешься по каким-то косвенным признакам понять уклад, философию, мировоззрение жителей, ты будто рассматриваешь жизнь многоэтажного дома в замочную скважину.
Иногда кажется, что все понятно, иногда некоторые вещи выше этого понимания или принятия, но туристическое восприятие действительности по большей части иллюзорно.
Мне не нравился Израиль. Я пыталась рассмотреть его в суете в эту самую замочную скважину, но он ускользал от меня и растворялся в истории, жаре и мифах. Я была в нем дважды в качестве туриста, причем после последнего моего туристического визита я сказала себе, что больше никогда.
И только на третий раз уже не в туристическую поездку, а на бизнес-тренинге по женскому предпринимательству, который проводило Израильское агентство международного сотрудничества в целях развития (МАШАВ), мне открылась эта страна. И стало понятно, в чем сила этого крошечного государства.
Дело в том, что в разномастном Израиле места хватает всем, потому что все структурировано четко, с созидательной любовью родителя по отношению к своим детям. Любой нормальный родитель хочет, чтобы его ребенок вырос здоровым, состоявшимся, самостоятельным, чтобы стал ему поддержкой и опорой.
Именно так относится правительство Израиля к малому и среднему бизнесу, создает условия для его развития, взращивает и лелеет.
"Стартап наций"
Ростки любви мудрых представителей "стартапа всех наций" дали хороший урожай. Малый бизнес в Израиле составляет 99% от общего бизнеса, а 31% — женский бизнес, а это 61% общего трудоустройства, 77% новых рабочих мест в год.
Израиль на пятом месте в мире по социальному предпринимательству, хотя это для нас пока звучит как нечто мифическое, но именно этот вид бизнеса таки позволяет решать острые социальные проблемы.
Государство поддерживает малый и средний бизнес методологически, законодательно и финансово. Например, Центр помощи предпринимателям при Израильском Агентстве поддержки малого и среднего бизнеса (МАОФ) был создан в 2010 году, а уже в 2011 году объемы малого предпринимательства выросли на 10 млн шекелей ($1= 3,5 шекелям).
Этот центр относится к Министерству экономики и промышленности и отвечает за широкий спектр инструментов и помощи, направленных на развитие экономики и стимулирование экономического роста в Израиле.
Центр имеет около 25 консультантов при министерстве, и 41 консультационный пункт по всему Израилю. Они обучают предпринимателей ведению бизнеса, предлагают использовать уже действующие модели, помогают получать кредиты под 2,5-5% годовых или беспроцентные ссуды.
Центр работает с различными этническими и религиозными группами, включая арабское и ультрарелигиозное (ортодоксальное) еврейское население, помогая развивать малый бизнес в этих общинах. Кстати, в Израиле работает 21 центр трудоустройства для представителей арабской общины, есть даже центр поддержки бизнеса для арабских женщин, но о нем речь пойдет ниже.
С ортодоксами сложнее. Многие из них — "вечные студенты", изучающие Тору за счет жен и государства. Но есть и исключения. Например, очаровательная представительница ортодоксальной общины Лея Аарони, коуч, основательница бизнес-консалтингового агентства "LoveYourBiz". Ей 41 год, имеет семь детей, водит машину и ведет бизнес. На вопрос: "Как вы воспитываете своих детей?". Она с улыбкой отвечает: "Я их люблю".
Основной философией правительства Израиля является ПОМОЩЬ предпринимателям, регуляция законов в Кнессете, с тем, чтобы они соответствовали интересам предпринимателей и помогали развитию бизнеса, а также простая и понятная финансовая помощь в виде кредитов под
70%-ные государственные гарантии на 5-10 лет под символический процент.
Сегодня госструктуры работают над унификацией пакета документов для получения кредита во всех финансовых учреждениях. И это происходит в давно воюющей стране.
В Израиле мелкий и средний бизнес разделен на несколько категорий.
Фрилансеры не содержат работников и работают на себя.
Мелкие предприниматели содержат до 5 человек и имеют оборот до 2 млн шекелей.
Малый бизнес — до 20 рабочих мест и оборот до 10 млн шекелей, средний — до 100 рабочих мест и до 100 млн. Правда, может быть больше 100 рабочих мест, но меньше 100 млн, тогда это тоже считается средним бизнесом.
Государство гармонично переплетает в бюджете две (не будем трогать военно-промышленный комплекс) полярных статьи расходов — субсидирование лиц с ограниченными возможностями (ЛОВ) и финансирование инновационных технологий и научных разработок.
Сначала о незащищенных слоях населения и бизнесе. Всего людей с ограниченными возможностями (ЛОВ) в Израиле около 1 млн, из которых 880 тыс. человек вполне могут работать, но работает из них только половина.
Это обусловлено несколькими проблемами. Географическое расположение — в Тель-Авиве найти работу значительно легче, чем в маленьком поселке. Возраст — некоторые начинают карьеру в 40 лет и, конечно же, нуждаются в реабилитации.
Специфика трудоустройства: их смущают физические ограничения, и эти барьеры перерастают в психологические, требующие опять же реабилитации. Например, человек пришел после серьезной производственной травмы, ему важно поверить в себя, научиться новым навыкам.
Те, кто не могут работать, лежат бременем на государстве, которое старается разумно облегчить это бремя за счет предпринимателей. Но не путем неподъемных налогов, огромных процентных ставок к кредитам, фактическим отсутствием субсидий, прессингом, неравными возможностями для игроков, а созданием условий для развития социального бизнеса.
Налоговая дружит с бизнесом, но, если, не дай Бог, скрыть хоть малую толику налогов - фискальные органы разорвут проверками.
Социальный бизнес Hameshakem
Этот социальный бизнес самый большой в Израиле, где объединены бизнес и реабилитация. Организация предоставляет 3000 рабочих мест, имеет более 30 отделений. Более половины сотрудников — это бывшие граждане Союза, в основном из Украины, России, Белоруссии, Узбекистана.
Hameshakem на 50% государственное предприятие, в котором работают ЛОВ — слепые, глухие, с нарушением опорно-двигательного аппарата, ограниченными умственными способностями, приобретенными травмами в армии, авариях, на производстве.
Для Hameshakem государство выделяет 30% дотаций (50 млн шекелей), а объем дотаций зависит от количества работающих людей. Раньше государство покрывало 50% расходов, но именно урезание дотаций и послужило толчком к развитию предприятия. Закон Израиля обязывает иметь на каждом предприятии 5-10% инвалидов, на Hameshakem их 95%.
"Предприятию, где работают инвалиды, можно получать гарантированные госзаказы, минуя тендерные условия. Но, что интересно, этим никто не злоупотребляет, потому что общественное мнение к такому послаблению относится резко негативно", — считает директор компании Эран Изи.
Несмотря на то, что налоговых скидок для социального бизнеса нет, есть возможность, например, не платить городской налог в муниципалитете, а это существенное послабление.
Производство разноплановое. Зависит от заказов частных и государственных. Есть несколько направлений, которые охватывают практически все сферы бизнеса.
Первое — упаковка, сборка, сервис. Сегодня на Hameshakem собирают счетчики для воды, которые экспортируются по всему миру. Компания-производитель неохотно доверила сборку людям слепым или слабовидящим, но вскоре поручила им даже пробные запуски и тестирование. Очень часто получают продукт от клиента, дорабатывают, упаковывают и возвращают в товарном виде.
Второе — услуги. Сотрудники ухаживают за парками и скверами, которых в Израиле в достатке. Семь отделений занимаются пошивом формы для армии — это госзаказ.
Оказалось проблемой найти квалифицированных швей в Израиле, поскольку текстильную сферу перенесли в Китай и Иорданию, поэтому мало профессионалов в стране. Рынок оказался пуст, потому обучение швейному делу сыграло свою роль в его нынешнем формировании, а услуги ново-обученных швей снова востребованными.
Еще одно направление работы Hameshakem: сотрудники занимаются созданием дигитальных архивов в госорганах, поскольку все госучреждения в Израиле переходят на цифровое хранение документов вместо бумажного.
Третье направление — обучение и реабилитация инвалидов. Люди с ограниченными возможностями попадают на Hameshakem через профильные государственные службы поддержки. Уже на Hameshakem ЛОВ проходят тестирование, собеседование, и специалисты определяют их уровень возможностей и область применения их труда, сопоставляя возможности человека с возможностями компании.
На собеседовании обращается внимание на поведение, мотивы, восприятие кандидата. Обучение происходит по специальным программам и методикам. "Отбор у нас производится настолько тщательный, что увольнения бывают очень редко", — утверждает заместитель директора по реабилитации Хаим Философ.
Получив навыки работы, и пройдя процесс реабилитации, сотрудники уходят в другие предприятия. Реабилитация бывает долгой, тогда человек просто остается на работе в отделении Hameshakem. Более того, если он социализирован и ушел на другую работу, то всегда может вернуться.
Для многих важна сама возможность работы, потому что у многих есть семьи, а работая на производстве, они имеют социальный статус, круг общения, возможность применения себя. Зарплата начисляется с первого дня трудоустройства.
По израильским законам инвалиды могут получать пособие и работать. Размер субсидий зависит от нескольких факторов — образование, стаж, возраст, диагноз, место жительства. В крупных городах пособия выше, чем в маленьких.
Люба из Одессы рассказывает: "Мы в Израиле с 91-го года. Мое пособие по инвалидности — 2500 шекелей, а приработок тут 1700 шекелей. Здесь очень нравится и работа, и коллектив. Чего дома сидеть? Глазки, губки подкрасила и пошла".
Арабские женщины в бизнесе
Проект SAWA, ориентированный на арабских женщин и помогает им иметь заработок, не выходя из дома. Он был создан по следам исследования 2006 года в Израиле, показавшего, что с финансовой стороны эта группа населения самые уязвимая и незащищенная.
Например, в бедуинских районах женщины не ходили в школу, не имеют образования, и, более того, не знают, куда применить себя, не меняя жизненного уклада и традиций. Естественно, им негде получить финансирование — в бедуинских деревнях в успех женского предпринимательства не особо верят.
Поэтому уже в 2007 году возник проект SAWA, который совместно с фондом KORET, занимается финансированием и консультированием арабских женщин, решивших начать собственный бизнес.
SAWA работает по финансовой схеме Нобелевского лауреата, отца микрокредитования и основателя Grameen Bank Мухаммада Юнуса. Принцип очень прост — "круговая порука". Получатели объединяются в группы, гарантией для кредиторов является поручительство уже построивших бизнес и вернувших ссуды женщин за начинающих business woman. Это действует "железно", и невозврат ссуд составляет всего 2%.
С 2006 года в Израиле было выдано 8000 ссуд, открыт 21 центр трудоустройства и обучения. По данным SAWA, 5% из открытых женщинами бизнесов дает дополнительные рабочие места. Как правило, это парикмахерские, салоны красоты, мастерские, пищевая сфера.
BeWell. Haifa Ecosystem, Israel Innovation Institute
Развитие высоких технологий является одной из приоритетных задач для Хайфской экономической корпорации, которая стремится сделать Хайфу домом родным для ведущих международных технологических компаний.
Хайфская экономическая корпорация восстановила район Хайфы — немецкую колонию, которая в сочетании с Бахайскими садами, теперь притягивает миллионы туристов.
Чтобы слова не расходились с делом, а также в подтверждение серьезности намерений, компания создала на южной окраине Хайфы бизнес-парк площадью 270 тыс кв м, где сейчас расположены офисы ведущих мировых компаний, таких как Intel, Apple, Elbit, Google, IBM, Microsoft, Yahoo, Philips и др.
Более 10 тыс. людей задействованы в инновационных проектах, существующих и развивающихся благодаря взаимодействию между государственными структурами, медицинскими учреждениями, научно-исследовательскими институтами в Израиле и за рубежом.
Совместно с Израильским институтом инноваций Хайфская экономическая корпорация так же сотрудничает с негосударственной организацией BeWell. BeWell специализируется на разработке высоко технологичных платформ в сфере компьютеризации здравоохранения.
Пример одного реально практичного и нужного изобретения — глюкометр, который вставляется в мобильный телефон, и через специальное приложение показывает уровень сахара в крови. При критических изменениях сахара информация отправляется врачу. Основой изобретения стало понимание того, что люди могут забыть дома все что угодно, кроме мобильного телефона.
Примечательно, что менеджер по развитию бизнеса Хайфской экономической корпорации, Моти Меир, потомок выходцев из Буковины.
Мария Зубарева, коуч, эксперт по тактическим коммуникациям