Митний ліміт до 22 євро за посилку: вбити "тінь" чи поховати конкуренцію
Крупнейшие в Украине поставщики электроники хотят обложить налогами все поступающие в страну посылки стоимостью свыше 22 евро. Сейчас лимит составляет 150 евро.
Такие меры, считают они, должны "перекрыть канал теневого импорта товарных партий и будут стимулировать добросовестных импортеров". Лоббистская структура поставщиков — АПИТУ — уже предложила Министерству финансов соответствующий законопроект.
Поставщики электроники, не входящие в состав АПИТУ, законопроект окрестили картельным сговором с целью монополизации рынка.
По их мнению, снижение безналогового лимита приведет к дальнейшей тенизации импорта, монополизации рынка и росту цен на заграничные товары.
Налог на покупателей
Ассоциация предприятий информационных технологий (АПИТУ) лоббирует интересы 72 крупнейших производителей, импортеров и дистрибьюторов потребительской электроники. Их товары занимают 90% рынка Украины.
Идею налогообложения посылок стоимостью свыше 22 евро АПИТУ начала продвигать с весны 2016 года. Тогда ассоциация написала премьеру письмо с просьбой ужесточить условия импорта, в частности, установить лимит в 22 евро. "Из-за теневого импорта госбюджет ежегодно не получает 3,6 млрд грн налогов", — говорилось в письме.
Спустя пять месяцев в объяснительной записке к законопроекту цифра выросла на миллиард с лишним. Теперь в АПИТУ утверждают, что потери куда больше — 4,7 млрд грн. Всю вину за это в организации возлагают на частных предпринимателей. Они якобы заказывают за границей партию товара, дробят ее, чтобы попасть в лимит 150 евро и не заплатить налоги, а в Украине продают через свои интернет-магазины.
Обложить налогами посылки дороже 22 евро нужно еще и для того, чтобы приблизить законодательство Украины к законодательству Евросоюза, утверждают в ассоциации.
Хотя в интернет-магазине "Цитрус", который входит в АПИТУ, не скрывают, что цель у законопроекта совсем другая. Директор по маркетингу компании Владимир Шолошенко на своей странице в Facebook написал, что цель документа заключается в "попытке ввести налогообложение для иностранных интернет-магазинов через покупателей".
"Сейчас, если вы заказали товар с Aliexpress или Аmazon стоимостью до 150 евро, на границе за вашу посылку вам не нужно платить пошлину. Предлагают снизить порог со 150 евро до 22 евро, как в большинстве европейских стран. Этот шаг уравняет в расходах китайский и украинский бизнес", — утверждает Шолошенко.
Обманчивые мотивы
Задекларированные АПИТУ цели — побороть теневой импорт, наполнить бюджет и приблизить национальное законодательство к европейскому — для кого-то могут выглядеть убедительно, если их не анализировать.
Во-первых, теневой импорт невозможно победить даже в том случае, если обложить налогом все посылки. По словам юристов, проблема в физической невозможности ввезти в Украину мелкую партию товара легально.
Чтобы ввезти товар из-за границы, предприниматель должен совершить ряд действий.
1. Заключить внешнеэкономический контракт с зарубежным поставщиком.
2. Через банк купить валюту на торгах под этот контракт и конкретную поставку товара.
3. Перечислить валюту со своего предпринимательского валютного счета зарубежному поставщику.
4. В течение 90 дней ввезти, растаможить товар и снять эту операцию с валютного контроля.
5. Если через 90 дней бизнесмен не вернул назад деньги или товар, он получит валютную пеню — 3% в день.
Это было сделано для предотвращения бесконтрольного выведения валюты, но это также не позволяет легально ввозить мелкие партии товара. Продавцам не выгодно заключать контракты на мелкие партии.
Во-вторых, наполнить бюджет на 4,7 млрд грн после принятия законопроекта тоже вряд ли получится. Эксперт по e-commerce Ян Ружичка говорит, что цифра выглядит привлекательно, особенно для ГФС, но она не обоснована. "Автор не показывает алгоритм расчета", — отмечает эксперт. Пять месяцев назад эта цифра составляла 3,6 млрд грн.
В-третьих, приближение национального законодательства к законодательству ЕС и вовсе выглядит спекуляцией. В Евросоюзе облагаются налогами посылки стоимостью 22 евро, но только те, которые пришли из третьих стран. Внутри ЕС посылки вообще не облагаются налогами. При этом ЕС — это 28 государств, 21% мирового производства, крупнейшая экономика мира, 500 млн человек.
Причины завышенных цен
"Идеи АПИТУ основываются на том принципе, что условия ведения бизнеса для всех должны быть одинаковыми", — пишет в публичной дискуссии в Facebook гендиректор АПИТУ.
"АПИТУ хочет решать, кому и что можно ввозить, — отвечает ему основатель Rozetka Владислав Чечеткин, выступающий против законопроекта. — Это уже было. Называлось ассоциация импортеров. В результате цена на товары в Украине в два и более раз выше цены в соседних странах. А так да, для всех одинаковые".
Его поддерживает президент Unitrade Group Владимир Колодюк.
"Подайте от АПИТУ законопроект об отмене никому не нужной сертификации и об исчерпании авторских прав. Как во всем мире. И тогда вам может кто-то и поверит. А пока это лишь отстаивание интересов кучки дистрибьюторов и вендоров с целью наживы путем монополизации рынка", — пишет Колодюк.
Действующий в Украине национальный принцип исчерпания авторских прав и система сертификации — две главные причины завышенных цен на импортные товары. Этими недостатками национального законодательства успешно пользуются не только члены АПИТУ, но поставщики, не связанные с электроникой.
Диктат мировых брендов
Национальный принцип исчерпания авторских прав реализован в виде нормативного документа. Он называется Перечень объектов права интеллектуальной собственности, включенных в таможенный реестр. Перечень ведет департамент организации таможенного контроля Государственной фискальной службы.
В перечне любой желающий найдет упоминание таких брендов, как Сisco, Apple, Samsung, Epson, Contex, Hennessy, Nivea, Martini и других. Внести название бренда в перечень может только его владелец или законный представитель. К примеру, бренд Apple внесли в перечень несколько представителей украинского офиса международной юрфирмы Baker&McKenzie.
Чтобы внести бренд в перечень, представитель бренда заполняет заявление о содействии защите имущественных прав на объект интеллектуальной собственности. В нем представитель бренда прямо указывает (пункт 5.2), каким компаниям разрешает импортировать товар. Более того, он по желанию (пункт 7*) может указать, какие компании, на его взгляд, импортируют этот же товар контрафактно — без его "одобрения".
Вся эта информация вносится в Единую автоматизированную информационную систему таможенной службы ГФС. Весь импорт попадает в страну после проверки по базе ЕАИС.
Таким образом, владелец бренда "отсеивает" независимых поставщиков, которые могут завезти в Украину товар напрямую из ЕС, США, Китая по значительно более низким ценам. Владелец бренда наделяет "своих" поставщиков монопольным положением и говорит им, по какой цене продавать товар в Украине.
Так делают Samsung, LG, Sony и десятки других брендов с мировым именем. Поэтому украинские покупатели видят совершенно одинаковые цены на один и тот же товар в десятках интернет-магазинов. Ценовая конкуренция отсутствует.
Показателен пример с техникой Apple. Технику Apple в Украине имеют право поставлять две компании — Asbis и ERC. Только эти две компании решают, кто в Украине будет продавать "яблочные" гаджеты, а кто — нет. Ценовая политика также всецело в их компетенции.
Все это называется национальным принципом исчерпания авторских прав. Он действует в Украине и России, и он не действует в Европейском союзе, США и Казахстане.
Особенности национальной сертификации
Сертификация импортных товаров — еще одна причина завышенных цен. Украина подписала соглашение об ассоциации с ЕС, но не спешит признавать европейские сертификаты. Каждый товар, привезенный в страну, подлежит сертификации — тестированию на предмет соответствия национальным стандартам.
Все iPone, iPad, MacBook, телевизоры, чайники, коньяки, вермуты, средства контрацепции скрупулезно, за деньги импортеров, тестируют десятки государственных и частных структур. Как правило, все товары соответствуют суровым национальным стандартам.
По словам Колодюка, сертификация в Украине имеет особенность: если одна компания получила сертификат на товар, другие компании не могут им воспользоваться. Они должны получить собственный сертификат.
"Перед этим сертификационный орган попросит разрешения у правообладателя на испытание прибора. При этом нам заранее говорят, что на Apple, Sony и Samsung сертификат вам не дадим", — говорит Колодюк.
Украинцы справятся сами
Получается, что законопроект АПИТУ о снижении безналогового порога для посылок до 22 евро лоббируется в интересах мировых корпораций и небольшого числа украинских импортеров и ритейлеров.
Розничные сети пытаются навязать стране свои услуги, хотя они нужны потребителям все меньше и меньше. Украинцы научились покупать на Аliexpress, Amazone и eBay.