П'ять сценаріїв для ОПЗ
14 декабря состоится конкурс по продаже Одесского припортового завода.
Это вторая попытка правительства продать ОПЗ в 2016 году. Первый конкурс был назначен на 18 июля, но не состоялся из-за отсутствия заявок. Главная причина — завышенная цена.
Как известно , Кабинет министров утвердил стартовую цену на уровне 520 млн долл.
Предконкурсный период тогда был насыщен событиями.
За два месяца перед конкурсом сюрприз преподнесла компания Ostchem Holding Limited Дмитрия Фирташа, которая начала судиться с Фондом госимущества в Стокгольмском арбитраже из-за "газового долга".
С учетом пени и штрафов ОПЗ должен Фирташу больше 250 млн долл.
Проблема долга, которую власть пытается переложить на плечи нового потенциального собственника, отпугивает многих институциональных международных инвесторов. Последние не хотят иметь дело с бизнесменом, который находится под экстрадиционным арестом.
При этом время играет против Украины.
Из-за кризиса химической отрасли и падения цен на аммиак завод терпит убытки. В 2016 году у него появились новые долги за газ.
Один из агрегатов по производству аммиака был остановлен еще 28 декабря 2015 года. Два месяца в 2016 году завод стоял.
"Если за 2015 год завод выплатил более 164 млн дивидендов, то за 2016 год ждать таких показателей не приходится", — заявил ЭП глава Фонда гоимущества Игорь Билоус.
С 1 ноября газ, который поставляет НАК, будет стоить 266,6 долл за тыс куб м без учета НДС и транспортировки. Полная стоимость — 295 долл.
При этом стоимость аммиака на рынке — 165 долл, карбамида — 195 долл.
За девять месяцев 2016 года чистый убыток завода составил 560,52 млн грн.
Учитывая все угрозы для приватизации и нынешнее положение завода, ЭП выделяет пять сценариев, по которым могут развиваться события. Удачным может быть только один из них.
Сценарий 1. Успешная приватизация завода с долгом Фирташа.
Самый выгодный для государства и завода сценарий — появление у предприятия нового репутабельного собственника.
Самый лучший вариант — это известный крупный международный инвестор из США или какой-либо из стран ЕС.
Раньше потенциальными покупателями госпакета акций завода эксперты называли норвежскую компанию Yara, американские IBЕ Trade, Koch Fertilizers, CF Industries и польскую Ciech.
В списке потенциальных участников также есть компании из Турции, Египта, Омана, стран Восточной Европы.
Приватизация решает все проблемы государства. Правительство избавляется от проблемного актива, а инвестор берет на себя решение долговых проблем предприятия, ему же предстоит разбираться и с убытками.
Завод, в свою очередь, получает нового частного собственника и перестает быть заложником политических раскладов.
Правда, большая часть репутабельных инвесторов не готова договариваться с Фирташем. Это главная причина, но есть и другие риски для такого инвестора.
А что если…
Пессимистично настроенные эксперты и собеседники ЭП в правительстве допускают: конкурс может не состояться. Потенциальные интересанты ОПЗ видят для себя слишком много рисков.
Первое, что волнует инвесторов, — гарaнтии защиты своих прав. Международные компании не доверяют законодательству Украины и ее судебной системе.
Собеседники ЭП в Кабмине отмечают, что некоторые инвесторы интересуются различными "страховками". Например, заключение договора о купле-продаже по нормам международного права или любой другой дополнительный механизм в международном законодательстве, который позволит закрепить за ними право собственности.
"Инвесторы вправе предусмотреть в договоре купли-продажи обращение в Международный арбитраж в случае необходимости", — подтверждает Билоус.
Закон о приватизации допускает возможность решения споров в связи с договором купли-продажи между покупателем и продавцом в международном коммерческом арбитражном суде.
По словам собеседников ЭП в Кабмине, страхи относительно прав собственности связаны с судебными исками компании "Нортима".
Так, 29 сентября 2009 года состоялся конкурс по продаже ОПЗ, который выиграла аффилированная с Игорем Коломойским компания "Нортима". Она предложила за ОПЗ 5 млрд грн, в тот момент — 624,2 млн долл.
Однако после конкурса комиссия Фонда госимущества по приватизации завода решила не признавать "Нортиму" победителем. Официальная причина — завод продали по заниженной цене. Неофициальная — позиция тогдашнего премьера Юлии Тимошенко, которая была против продажи завода Коломойскому.
Эти события стали точкой отсчета многолетних судебных тяжб "Нортимы" с ФГИ. Летом 2016 года "Нортима" проиграла суд первой инстанции, пытаясь отстоять результаты конкурса 2009 года.
Уверенности в том, что в будущем с "Нортимой" не возникнет новых проблем, нет.
Вторая группа рисков связана с долгом ОПЗ перед Ostchem Дмитрия Фирташа.
И в МЭРТ, и в Фонде госимущества ЭП уверяют: долг признан, его надо возвращать, и ничего страшного в нем нет.
Тем не менее, с долгом Фирташа связаны репутационные риски. Американских инвесторов могут, например, сдерживать ограничения Министерства юстиции США на работу с юрлицами, активы которых находятся под санкциями.
У самого же Фирташа хорошие стартовые позиции для дальнейших действий по взысканию долгов. Главный козырь — выигранное дело в Стокгольмском арбитраже.
Учитывая, что у властей на повестке дня не стоит вопрос урегулирования вопроса долга за счет внутренних ресурсов, фактор "долга Фирташа" будет играть важную роль в принятии решения для многих инвесторов.
Если прогнозы пессимистов сбудутся, правительству предстоит решить, что делать с проблемным заводом. И каждый из этих вариантов проигрышный.
Сценарий 2. Конкурс не состоялся. Все осталось как есть.
Это один из самых худших сценариев для государства и завода.
В таком случае ОПЗ при негативной внешней конъюнктуре продолжит накапливать убытки и через год вообще может остановиться.
По словам Билоуса, приемлемая цена на газ для ОПЗ — около 153 долл за тыс куб м (4 тыс грн за тыс куб м). Ноябрьское повышение цен на газ усугубит и без того сложное финансовое состояние дел завода.
"По октябрьским ценам на газ убыток завода за месяц составил 11,7 млн долл, после повышения с ноября эта цифра увеличится до 15,3 млн долл в месяц. Если эти 300 млн кубов будут поставлены по текущим ценам, то это 42 млн долл операционных убытков в четвертом квартале", — подсчитал руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий.
Сейчас завод стоит 200 млн долл, но если ничего не поменяется, то уже через пару месяцев растущие убытки "съедят" его стоимость.
В этом случае государству надо будет изыскивать возможные варианты для продления жизни завода и перекредитовывать его для расчетов с долгами.
Сценарий 3. Сдать завод в аренду НАК "Нафтогаз Украины", "Укргазвыдобуванню" или другой компании, способной поставлять дешевый газ.
По словам собеседников из Кабмина, пока в правительстве обсуждают вариант с НАК и "Укргазвыдобуванням".
Такое решение возможно, но оно финансово бессмысленное для НАК и УГД.
"Смысла продавать кому-то дешевый газ нет. От этого финансовый результат двух компаний не поменяется. Если у НАК есть возможность продавать дороже, надо продавать дороже", — отмечает старший аналитик Dragon Capital Денис Саква.
То же самое касается и УГД. Если компания может продать добытый газ дороже тому же "Нафтогазу", то зачем ей "по дешевке" поставлять его проблемному госпредприятию?
Для самой УГД такой сценарий принципиально неприемлем.
"Какое отношение УГД имеет к химпредприятию?! Более логично уже тогда НАК — он трейдер!" — заявил ЭП собеседник из "Укргазвидобування".
Cценарий 4. Оставить ОПЗ как отдельный актив, но поставлять ему газ по льготной цене.
Этот вариант уже обсуждался. Летом 2016 года директор завода Валерий Горбатко обратился к ФГИ с просьбой установить специальную цену на газ для завода.
Сложности те же, что и при третьем сценарии: для НАК и УГД нет экономической целессобразности поставлять газ на льготных условиях.
В сентябре 2016 года Кабмин обязал НАК поставить на завод 300 млн куб м газа, несмотря на задолженность предприятия перед "Нафтогазом". Иначе бы ОПЗ не смог возобновить работу с октября.
Газ будет поставляться по стандартной для этой категории предприятий цене. Вопрос о льготной цене, если до этого дойдет, должен принимать Кабмин, согласовав его с НАК.
При сценариях №3 и №4 правительство рано или поздно столкнется с необходимостью объяснять, почему один завод государство поддерживает, а другие — нет.
Как отмечает собеседник издания из УГД, такое решение создаст опасный прецедент: сегодня дадим льготы на газ ОПЗ, а завтра захочет "Черкассыазот" или "Днепроазот".
По его мнению, нет смысла создавать еще один пример "неэффективности".
Сценарий 5. Приостановить работу завода и ничего не придумывать.
Такой сценарий маловероятен из-за нежелания власти ударить в грязь лицом.
Украина говорит о необходимости приватизировать ОПЗ уже больше десятка лет.
Премьеры Арсений Яценюк и Владимир Гройсман уверяли: продажа ОПЗ должна стать "образцовым примером приватизации", а сам конкурс должен быть максимально прозрачным.
Закрытие завода станет негативным сигналом для инвесторов, признаком неспособности украинской власти проводить приватизацию.
Более того: запуск работы химического завода после длительной остановки — сложный и дорогостоящий процесс.