Чи винна Гонтарева? Фактчек брошури Сергія Тарути
В начале октября перед началом встречи стран–членов МВФ и Всемирного банка в Вашингтоне участникам раздавали брошюру под названием "Угроза экономической безопасности Украины".
Автор — экс-бизнесмен, народный депутат Сергей Тарута. Помогала ему в подготовке Ассоциация украинских банков, возглавляемая Александром Сугоняко.
18 октября аналогичную брошюру только на украинском языке, получили и украинские депутаты.
В материалах содержится большое количеством цифр и макропоказателей, которые должны демонстрировать, в каком состоянии украинская экономика и банковская система в частности.
Особое внимание уделяется и информации о деятельности в Украине банков с российским капиталом, о причастности главы Нацбанка Валерии Гонтаревой к финансовым операциям семьи Януковича и выводе денег из пенсионного фонда Нацбанка группой ICU, учредителем которой является Валерия Гонтарева.
В Нацбанке назвали эту брошюру "тенденциозной подборкой ложной информации" и потребовали привлечения Сергея Таруты к ответственности за действия, направленные на подрыв экономической и информационной безопасности Украины.
Автор выяснила, все ли написанное в брошюре можно принимать за "чистую монету" и отражают ли указанные данные реальное положение дел на рынке.
Сколько денег потеряли вкладчики в банках-банкротах?
Основной упор авторы брошюры делают на плачевное состояние банковской системы: за время каденции Валерии Гонтаревой с рынка было выведено более 80 банков, что больно ударило по частным вкладчикам, корпоративным клиентам и по экономике в целом.
Авторы материала утверждают, что на счетах банков, выведенных с рынка в 2014-2016 годах, население потеряло минимум 134 млрд грн, что стало причиной для потери доверия к банковской системе.
"Валерия Гонтарева девальвировала репутацию НБУ. Это привело к существенному оттоку средств из банковской системы. В 2014-2016 годы граждане Украины изъяли из банков более 30% валютных депозитов. Объем депозитов не вернулся на уровень 2014 года", — сообщается в брошюре.
Но эта информация далека от истины.
Основной отток средств пришел на 2014 год, а в 2015 году гривневый депозитный портфель физлиц уменьшился всего на 2 млрд грн (1%), отток по валюте был больше 5 млрд долларов.
В этом году объем средств населения в банках растет: за восемь месяцев 2016 года гривневый портфель вырос чуть более чем на 0,5%, а валютный (в долларовом эквиваленте) – на 0,2%.
Некорректно подается и информация о "потерянных" сбережениях. По состоянию на 1 октября, по данным Фонда гарантирования вкладов физлиц, депозитный портфель физлиц в банках, которые находятся под управлением фонда, составляет 377 млрд грн.
Из этой суммы 228 млрд грн – вклады суммой боле 200 тыс грн, которые не гарантируются государством. Количество клиентов, которые не получат возмещение от государства, - 312,5 тыс.
Однако говорить, что эти средства потеряны, пока рано. Вкладчики, чья сумма вклада, превышает 200 тыс. грн, находятся в общей очереди кредиторов и могут получить эти средства после реализации активов банков-банкоротов.
Как ранее сообщали в Фонде, по нескольким банкам уже начата выплата средств кредиторам седьмой очереди. Но пока таких кредитных учреждений единицы.
Превышает ли доля российских банков 40%?
В своей брошюре Сергей Тарута заявляет, что №по состоянию на начало июля 2016 года, четыре из 37 крупнейших банков Украины на 100% принадлежали российскому капиталу.
"Причем три банка имели в своей основе государственный российский капитал. Сейчас суммарная доля российских банков на украинском рынке по показателю уставного капитала составляет 40,7%", – говорится в брошюре.
На самом деле, из 37 крупнейших банков лишь три банка с российским капиталом. И их доля по показателю "уставной капитал" по состоянию на 30 июня составляет 33%.
Кроме того, российский бенефициар есть также у БМ Банка и банка "Форвард", правда, по активам они занимают 38 и 47 место. И даже с учетом их показателей, удельный вес уставного капитала банков с российским капиталом не превышает 34%.
По состоянию на 1 сентября доля всего иностранного капитала в уставном капитале банков, составляет 53,3%.
Виновен ли Нацбанк в отсутствии кредитования?
Тарута утверждает, что НБУ своими действиями перекрывает доступ бизнеса к кредитным деньгам.
"Сегодня банки практически не кредитуют экономику страны. За период 2014 – август 2016 падение по гривневым кредитам составило 25%. Также существенно уменьшилось кредитование в иностранной валюте", - говорится в брошюре.
Авторы также отмечают, что НБУ стимулирует банки работать с депозитными сертификатами НБУ и ОВГЗ, отвлекая средства из экономики.
По состоянию на 14 октября остатки средств на корсчетах банков составляют 43,67 млрд грн - один из максимальных показателей с начала прошлого года.
Это значит, что деньги в банках есть. Однако банки не готовы направлять их на кредитование.
Среди ключевых проблем — высокая доля проблемной задолженности и отсутствие платежеспособных клиентов или их закредитованность. Более того, с начала года стоимость кредитов в гривне для бизнеса снизилась практически в два раза: с 20,6% до 15,2% по краткосрочным кредитам и в 23,4% до 10,6% — по долгосрочным.
Нацбанк действительно выпускал депозитные сертификаты для "связывания" излишней ликвидности. Однако в этом году регулятор пересмотрел свою "продуктовую линейку" и оставил только двухнедельные депсертификаты и запретил торговлю ими на организованном рынке.
Таким образом, регулятор минимизировал свое вмешательство в управление ликвидностью. При этом отношения к эмиссии ОВГЗ Нацбанк не имеет, госбумаги эмитирует Минфин.
Как справляется Нацбанк с таргетированием инфляции?
Составители брошюры утверждают, что "потребительская инфляция галопирует: индекс потребительских цен в 2015 году составил 148,7% к 2014 году".
Это действительно наивысший показатель с начала 2000 годов. При этом одним из ключевых драйвером роста потребительских цен стало повышение административно регулируемых цен на коммунальные услуги. Нацбанк на этот фактор никак повлиять не может.
Примечательно, что наивысшие темпы инфляции были зафиксированы в апреле прошлого года. Летом Нацбанк объявил о переходе к инфляционному таргетированию, после этого темпы роста цен пошли на спад. Одним из ключевых драйвером роста потребительских цен стало повышение административно регулируемых цен на коммунальные услуги.
Авторы брошюры умолчали, что за девять месяцев 2016 года инфляция составила 6,4%.
Причастна ли Гонтарева к финансовым операциям семьи Януковича, способствовала ли она выводу денег из пенсионного фонда Нацбанка и нанесла ли убыток госбанкам на миллиарды гривен?
Составители брошюры утверждают, что "выведено в период с 2013-2014 годах около 600 млн грн з пенсионного фонда Национального банка Украины", и что "НПФ оперировал активами на общую сумму 1,7 млрд грн".
"В разных пропорциях пенсионный фонд сохранял эти деньги в виде банковских депозитов, акций, облигаций отечественных и иностранных эмитентов и других активов. Инструментом вывода денег стали именно облигации, а принадлежащая ранее Гонтаревой ICU была частью этой схемы", - говорится в брошюре.
ICU являлась и является посредником при покупке-продаже ценных бумаг в интересах своих клиентов, которые самостоятельно принимают решение о покупке или продаже ценных бумаг. Клиентом брокера мог быть любой другой, кто готов платить хорошие комиссионные.
Решение об инвестировании принимало руководство фонда, и именно оно должно отвечать за качество активов в портфеле. Компания-посредник ICU могла рекомендовать фонду те или иные ценные бумаги к покупке, если такое было предусмотрено брокерским договором.
Тем не менее, в феврале 2015 года, СБУ открыла уголовное производство в отношении экс-руководства НПФ НБУ.
Что дальше?
В прошлый понедельник, 17 октября, Сергей Тарута на пресс-конференции пообещал, что до конца недели он зарегистрирует, а спикер поставит на голосование обращение депутатов к президенту об увольнении Валерии Гонтаревой.
Но спустя неделю соответствующее обращение даже не было зарегистрировано Верховной радой. Последняя законодательная инициатива Сергея Таруты касалась ресторанного хозяйства и датируется 27 сентября текущего года.
Впрочем, даже если большинство депутатов – необходимо больше 226 голосов – поддержат обращение к президенту, то такая инициатива должна найти поддержку у самого Петра Порошенко. Но и это не гарантирует автоматическое увольнение главы НБУ.
Пока очевидно, что депутаты пошли по другому пути: они хотят на законодательном уровне пересмотреть и существенно урезать полномочия Нацбанка. Только за последние две недели в парламенте было зарегистрировано сразу несколько соответствующих законопроектов.
Среди инициатив: увеличение до 400 тыс грн размера гарантированных выплат, перемещение крупных вкладчиков из седьмой очереди кредиторов в четвертую.
Кроме того, депутаты предлагают обязать Нацбанк регистрировать свои нормативно-правовые акты в Минюсте, разрешить суду приостанавливать действие оспариваемых решений Нацбанка, расширить полномочия совета НБУ и прочее.
Иностранные партнеры уже предупредили Украину, что принятие этих документов полностью противоречит требованиям МВФ: именно по инициативе Фонда полномочия Нацбанка в прошлом году были существенно расширены. И ставит под угрозу дальнейшее сотрудничество.