Мода на поляків. Що ми знаємо про нового керівника "Укравтодору"
Обычно кадровые перестановки в "Укравтодоре" не вызывают особого ажиотажа. За минувшие три года руководители этого ведомства так часто менялись, что каждый мог бы сбиться со счета.
Но последние назначения нельзя обойти стороной. Все потому, что новым руководителем "Укравтодора" будет поляк — бывший министр транспорта Польши Славомир Новак.
Новый глава "Укравтодора" ушел с должности после скандала с незадекларированными часами — это первое, что украинцы узнали о новом польском менеджере.
Это ситуация может показаться "дикой" для украинского обывателя, но Новак покинул кресло министра из-за того, что не указал в декларации об имуществе хронометр швейцарской фирмы Ulysse Nardin стоимостью 5,5 тыс. долларов.
То есть, в сравнении с украинским чиновничьим миром, который упирается, как может, чтобы остановить или хотя бы оттянуть момент запуска е-декларирования, Новак почти ангел.
Но это далеко не все, что стоит знать о человеке, который будет отвечать за украинское "бездорожье".
ЭП собрала все самое главное про нового главу "Укравтодора", про его политическую карьеру, транспортные достижения и коррупционные скандалы, которые вычеркнули имя Славомира Новака из политической жизни Польши.
Министр транспорта
Новак работал на должности Министра транспорта, строительства и морского хозяйства Польши с 2011 по 2013 год в правительстве премьера Дональда Туска.
С 2007 по 2009 год Новак был госсекретарем в канцелярии премьер-министра и председателя политического кабинета премьер-министра Туска. С 2009 по 2010 — вице-президент парламентской фракции "Гражданская платформа".
С 2010 по 2011 — государственный секретарь в канцелярии президента по вопросам контакта с правительством и парламентом.
Новаку 42 года и в отличии от другого поляка, главы "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, он знает русский язык. Пообещал выучить украинский.
Выступая с презентацией плана своей работы на заседании Кабмина в среду, новый глава "Укравтодора" пообещал провести масштабную реконструкции украинских дорог и инфраструктуры. В ближайшее время намерен представить план реконструкции дорог на следующие пять лет.
"Чувствую себя немного специалистом в этой области и думаю, что мой опыт и умения помогут в строительстве продуманной инфраструктуры вместе с вами… Замечу нескромно, что в том цивилизационном скачке, который сделала Польша за последние годы, и моя заслуга", — заявил он во время презентации.
Описывая свои успехи, Новак подчеркнул, что отвечал за годовой бюджет в 8-10 миллиардов евро, подготовил национальный план строительства дорог на 2015-2023 годы.
Польский чиновник также отвечал за подготовку к Евро-2012, за транспортные планы и инвестиции на железных и автомобильных дорогах и в аэропортах. К своим успехам Новак относит реформу железнодорожного транспорта, которую считает фундаментальной, и завершение автобана между Варшавой и Берлином.
"Все инвестиции в Польше – мои инвестиции", — еще одно нескромное замечание Новака, которое прозвучало на презентации.
По словам Омеляна, Новак получил автодор Польши в таком же состоянии, в каком сейчас находится дорожное хозяйство Украины.
"Полностью государственный контроль, государственные компании, которые абсолютно неэффективны, задолженность примерно более чем 40 млрд злотых, полное непонимание, что, как и чем делать", — отметил министр.
По словам Омеляна, Новак смог децентрализовать автодороги Польши, выстроить правильную многоуровневую систему от городского до государственного уровня, привлечь внешние средства и продать все ненужное.
Кто в Польше не был доволен Новаком
Не все было гладко в его работе в Польше. По его вине в начале 2013 года началась масштабная забастовка, которая была вызвана решением сократить льготы для работников отрасли и железнодорожников-пенсионеров.
Решение министерства увеличить количество камер контроля скорости на польских дорогах также встретило большое сопротивление со стороны оппозиционных на тот момент партий "Право и справедливость" и "Объединенная Польша", которые подготовили законопроект о сокращении количества камер.
В результате компромиссным вариантом стала подготовка законопроекта, который предусматривал передачу сборов за дорожные штрафы в Дорожный фонд.
Также при Новаке Польша чуть не осталась без выделенных Европейской Комиссией средств на строительство дорог, зарезервированных для страны в рамках программ помощи в текущем бюджете ЕС. Тогда речь шла о 4 миллиардах евро дотаций от ЕС.
По данным польских СМИ, около десятка менеджеров и один из директоров GDDKiA договорились между собой о том, кто какой тендер выиграет, чтобы каждый получил свой заказ и смог заработать. Из-за этого, в конце 2012 года было заморожено 800 млн евро.
Скандалы, интриги, расследования
Новак покинул кресло министра после того, как прокуратура попросила лишить его депутатского иммунитета в связи с тем, что политик не указал в декларации об имуществе хронометр швейцарской фирмы Ulysse Nardin.
Польское законодательство обязывает чиновников указывать в декларации все имущество, стоимость которого превышает 10 000 злотых, что составляет около 3,5 тыс. долларов. Примерная стоимость часов, которые были замечены на руке Новака, составляет 5,5 тыс долларов.
Согласно уголовному кодексу Польши, за ложные сведения в декларации об имуществе чиновнику грозило до трех лет лишения свободы.
Впрочем в результате апелляции 27 мая 2015 года областной суд в Варшаве изменил это решение и уголовное дело в отношении Новака было прекращено.
"Бывшие руководители Укравтодора, облавтодоров имеют имения, дорогие авто и тому подобное. Ни один из них не сидит в тюрьме, ни один из них не лишился должности из-за скандала. Скандал в Польше закончился отставкой Славомира Новака с должности. В украинских реалиях это вообще история фантастическая. На сегодня она закрыта", — заявил ЭП Омелян.
Второй скандал, в котором Новак засветился — это его разговоры с налоговиками по поводу проверки счетов его жены.
Записи разговоров Новака и других польских политиков были опубликованы в СМИ где-то в июне 2014 года. Исходя из обнародованных записей, за несколько недель до своей отставки Новак разговаривал с бывшим главой департамента налоговых проверок Минфина Анджеем Парафьяновичем.
В этом разговоре глава Минтранса расспрашивал налоговика о том, как понимать новую проверку счетов его жены. Парафьянович в ответ бросил фразу о том, что "все уже заблокировано", то есть проверка.
Еще одной темой для критики стали разговоры политиков о выборах 2005 года, с которыми можно было ознакомиться благодаря тем же записям. В частности, стало известно, как "Гражданская платформа" пришла к власти, и какие методы политики "ГП" использовали, чтобы избавиться от конкурентов.
Планы Новака в Украине
На заседании Кабмина Новак озвучил основные задачи.
Во-первых, новый руководитель "Укравтодора" считает, что надо доводить до ума Дорожный фонд и активизировать сотрудничество с международными банками.
Во-вторых, он рассчитывает быстро сделать технический аудит дорог и улучшить технические стандарты их строительства.
По его словам, "Укравтодору" необходимо сделать план строения и реконструкции дорог, учитывая их трафик, ввести международные стандарты для тендеров и контрактов.
"Я хочу приглашать крупные международные компании, которые вместе с украинским бизнесом будут участвовать в тендерах. Необходимо сделать план реконструкции на следующие пять лет", — добавил Новак.
В-третьих, Новак надеется на привлечение капитала для строительства концессионных дорог.
Хорошие условия Новаку для этого могут создать народные депутаты, если 3 ноября проголосуют за инфраструктурные законопроекты, разработанные профильным министерством.
"Если мы создадим Дорожный фонд, решим вопрос децентрализации Укравтодора, введем систему ФИДИК, проект постановления на согласование которой будет подан на Кабмин на этой неделе, решим вопрос весового контроля и сотрудничества с международными финансовыми организациями, то у Новака будет широкое поле для действий", — говорит Омелян.
В-четвертых, Новак должен будет навести порядок в "Укравтодоре" и провести децентрализацию.
"Мы передаем не только финансирование вниз, но и полномочия. И, соответственно, с 170 тысяч дорог, находящихся на балансе государства, минимум 120 тысяч должны пойти вниз. Функция Новака - начать и завершить этот процесс", — говорит Омелян.
Задачей Новака также будет и найти специалистов на местах для наведения порядка в областных отделениях Укравтодора.
Все это Новак будет делать за зарплату в 10-12 тысяч гривен в месяц, что в сравнении с миллионом долларов в год главы УЗ Войцеха Балчуна кажется очень смешными деньгами.
"Зарплата Новака – очень чувствительный вопрос. Пока она составляет порядка 10-12 тысяч гривен, что бросает его в дикий шок. Мы должны найти механизм, чтобы зарплата была у него точно выше. Я четко понимаю все коррупционные угрозы, которые есть на должности руководителя "Укравтодора", поэтому зарплата должна быть нормальная, фиксированная", — отметил Омелян.
Судя по всему, министр очень уверен в новом и.о. "Укравтодора". По словам Омеляна, он возлагает на себя всю политическую ответственность в случае провала Новака на этой должности.