Привіт з минулого століття: чиновники не хочуть відмовлятися від зв'язку 60-х
Похоже, эпоха интернета прошла мимо сотен людей в Госспецсвязи, МВД, СБУ, ГСЧС, ЦИК и множестве других госструктур.
Иначе сложно объяснить, почему там для связи вместо IP-технологий предпочитают использовать раритетные телеграфные аппараты.
Уже два года 310 абонентов телекса — абонентского телеграфа — игнорируют попытки "Укртелекома" перевести их с оборудования 1960-1980-годов прошлого века на современные системы передачи текстовых сообщений.
"Экономическая правда" разбиралась в причинах живучести устаревшей технологии и существующих альтернативах.
Так исторически сложилось, что "Укртелеком" предоставляет немало уникальных услуг. Одной из них является телекс.
Несмотря на засилье Skype, VPN, IP telex, E-mail с цифровой подписью, древняя услуга оказалась невероятно живуча в пыльных коридорах государственной власти. Хотя, казалось бы, выполняет совершенно тривиальную задачу: позволяет двум абонентам мгновенно обмениваться текстовыми сообщениями.
В отличие от обычного телеграфа, абонентское телеграфирование (телекс) предоставляется с использованием конечного оборудования — телеграфных аппаратов, установленных непосредственно у потребителя.
Именно с их помощью, а также специальных каналов и коммутатора абоненты в Госспецсвязи, МВД, СБУ и МЧС обмениваются текстовой информацией.
Телеграфный аппарат барабанный VEB Gerätewerk Karl-Marx-Stadt TYP T63/20-SU12, произведенный в 1968 году в ГДР |
Спецпользователи против эволюции
Оборудование для телекса и коммутационные узлы морально устарели и физически изношены. Новое оборудование не выпускается с 1980-1990-х годов.
Там используется медная инфраструктура, провоцирующая кражи кабеля для сдачи как лом цветного металла. Осталось мало специалистов, которые готовы обслуживать работу телекса. Поэтому в случае поломки оборудования восстановить его работу крайне сложно: нет запчастей, нет специалистов.
Телекс давно потерял популярность среди коммерческого сегмента потребителей. В связи с этим "Укртелеком" в последние два года встречался со специальными пользователями. Оператор также не раз обращался с письмами-предложениями по замене устаревшей технологии на современный аналог IP-Телекс.
Подобные аппараты до сих пор обеспечивают связь в МВД, СБУ, МЧС, ЦИК |
Все тщетно. Компания получала ответы руководителей Госспецсвязи, Минобороны, ЦИК, ГСЧС о том, что телекс из 1960-х годов все еще необходим, а прекращение функционирования сети абонентского телеграфирования повлечет значительный резонанс и обвинения в адрес оператора.
IP-телекс
Между тем, уже долгие годы существует товар-заменитель — услуга IP-телекс.
Она предоставляется с помощью современного компьютерного программного обеспечения и доступа к интернету. Более того, география услуг IP-телекс значительно шире, так как услугу можно получить в местах, где имеется доступ к интернету даже сравнительно небольшой скорости.
IP-телекс предусматривает обмен телеграфными сообщениями с использованием защищенного соединения, установленного через интернет, а также с абонентами национальной сети телеграфирования и международной сети "телекс".
Услуга IP-телекс имеет ряд бесспорных преимуществ по сравнению с абонентским телеграфированием. Это возможность подключения абонентских устройств по всей территории Украины, где есть доступ к интернету.
Обмен текстовыми сообщениями в пределах сети IP-телекс не ограничен и не увеличивает ежемесячную плату за ее использование.
Подключение быстрое и легкое — нужен лишь компьютер с установленной операционной системой Windows XP или выше. Единая среда передачи и ее надежность. Возможность постепенного масштабирования сети. Гарантированная беспрерывность предоставления телекса в будущем.
Что дальше
Несмотря на все преимущества новой технологии и предложенную помощь оператора, абоненты "Укртелекома" не хотят переходить на IP-телекс.
Поэтому компания обратилась к первому вице-премьер-министру — министру экономического развития и торговли Степану Кубиву с просьбой посодействовать в принятии госструктурами очевидного решения.
Кабмин дал указания десяти профильным госструктурам озвучить свою позицию по этому вопросу. В "Укртелекоме" ожидают положительного решения, хотя спустя 20 дней оператор не получил ни одного ответа.