Хід Петром: як "Газпром" використовує Порошенка в боротьбі з "Нафтогазом"
Газовый конфликт Украины и России вышел на качественно новый уровень: Москва официально обвинила Киев в тарифной дискриминации.
Россияне утверждают, что украинские промышленники и облгазы пользуются газотранспортной системой страны по старым заниженным тарифам, а это – повод упрекнуть нас в создании дискриминационных условий для "Газпрома".
Выдвинутый "Газпромом" аргумент может стать поводом для сокрушительного поражения "Нафтогаза Украины" в Стокгольмском арбитраже.
Выбить эту карту из рук оппонента команде Петра Порошенко вполне по силам. Один из вариантов - решиться на очередное повышение внутренних цен на газ.
ВВП+ВТО
В последних числах апреля в штаб-квартире Всемирной торговой организации прошел обзор торговой политики Украины.
В бытовых глазах это нудное бюрократическое мероприятие было примечательно только тем, что прошло впервые с момента присоединения нашей страны к ВТО в 2008 году. Но тоску разогнала российская делегация.
В Женеве поклонники Путина подняли вопрос о том, что установленные Украиной новые тарифы для транзитеров газа ("Газпрома") дискриминационны в сравнении с тарифами для местных пользователей газотранспортной системы (промышленных предприятий и гор/облгазов).
Переписанные правила игры, о которых говорят россияне, были оформлены в последних числах прошлого года постановлением НКРЭКУ №3158.
Если переводить этот документ на человеческий язык, он означает, что с 1 января 2016 года предприятия, желающие воспользоваться мощностями украинской ГТС для импорта/экспорта/транзита газа, обязаны оплачивать соответствующие услуги по тарифной модели "вход-выход", а не по ценам старого контракта между "Нафтогазом" и "Газпромом".
ТАРИФИ на послуги транспортування природного газу | |||
Назва точки входу/виходу | Тариф для точки входу, USD за 1000 куб м | Тариф для точки виходу, USD за 1000 куб м | Норми забезпечення витрат газу |
Ананьїв | - | 16,74 | 1,73% |
Берегдароц | 12,47 | - | - |
Берегове | - | 31,03 | 2,58% |
Будінце | 12,47 | - | - |
Валуйки | 12,47 | - | - |
Германовичі | 12,47 | - | - |
Гребеники (АТІ) | - | 16,74 | 1,73% |
Гребеники (ШДКРІ) | - | 21,33 | 2,01% |
Дроздовичі | - | 25,73 | 1,91% |
Кобрин | 12,47 | - | - |
Мозир | 12,47 | - | - |
Олексіївка | - | 32,16 | 2,65% |
Орлівка | - | 23,12 | 2,11% |
Писарівка 1400 | 12,47 | - | - |
Суджа 1200 | 12,47 | - | - |
Суджа 1400 | 12,47 | - | - |
Текове | - | 28,99 | 2,46% |
Ужгород | - | 32,8 | 2,69% |
Устилуг | 12,47 | 25,73 | 1,91% |
Даже на падающем тренде объемов прокачки голубого топлива через Украину, это решение позволяет оператору ГТС - "Укртрансгазу" - зарабатывать колоссальные деньги.
Так, если по старой системе оплаты он получал от "Газпрома" около 20 млрд грн в год, то по новой методике расчета уже по итогам 2016 года "Укртрансгаз" рассчитывает выручить порядка 150 млрд грн.
Формальная и реальная причины такого резкого скачка в оценке транзитных услуг были идеальны.
Роль первой играл подгон украинского законодательства под европейское, чей "Третий энергетический пакет" как раз предусматривает упомянутую тарифную систему "вход-выход".
Роль второй – присутствие на должности главы "Укртрансгаза" Игоря Прокопива, что гарантировало его куратору - тогдашнему премьеру Арсению Яценюку – грамотное распределение дополнительных доходов этого госпредприятия.
Но этого так и не произошло, так как "Газпром" отказывается платить по новой методике расчетов, рассчитывая на то, что добьется ее отмены в Стокгольмском арбитраже, где он судится с "Нафтогазом" уже два года.
Еще совсем недавно у Андрея Коболева не воспринимали позицию оппонентов всерьез, считая их шансы близкими к нулю. Но сейчас мировосприятие перевернулось.
С легкой руки российской делегации, ВТО сейчас уведомлено о том, что украинские промышленники и облгазы пользуются газотранспортной системой страны по старым (заниженным) тарифам.
Прямотрубники
Возможные последствия предъявленной претензии заставили "Нафтогаз" бить в набат.
Уже через 5 дней после упомянутого обзора на ВТО, 25 апреля, Коболев предложил национальному регулятору перевести украинских контрагентов "Укртрансгаза" на упомянутую тарифную систему "вход-выход", тем самым выровняв условия их работы с "Газпромом".
Но неделю назад стало понятно, что ответа в форме блицкриг "Газпром" не получит.
16 мая НКРЭКУ заявило, что не может перевести промышленников и облгазы на новую систему тарифообразования из-за двух бюрократических проблем.
Больше всего у Дмитрия Вовка настаивают на утверждении первой из них - "Методики определения и расчета тарифа на услуги распределения газа"
Для оппонентов главы НКРЭКУ, такая его позиция – прямой признак сговора регулятора с "газами".
Повод так считать им дает тот факт, что после принятия "Методики", на которой настаивает Вовк, гор- и облгазы смогут начать собирать деньги с потребителей за подключенную мощность газопровода. А это решает сразу две их ключевые проблемы.
Первая – уход от нынешней модели, при которой платежки формируются на основании фактических объемов поставленного газа, которые последние несколько лет стабильно падают и тянут на дно доходы.
Вторая – устранение кассовых разрывов, которые сейчас возникают у "газов" из-за сезонного фактора (неравномерных объемов потребления голубого топлива в течение года).
В общем, формально получается, что Дмитрий Вовк работает на Дмитрия Фирташа – бизнесмена, который контролирует 22 из 40 гор- и облгазов Украины.
Отчасти это вписывается в описанную "ЭП" нынешнюю систему отношений между основателем Group DF и президентом, к управленческой вертикали которого относится и НКРЭКУ. Вовк такую взаимосвязь категорически опровергает.
Какая из этих версий соответствует действительности знают, наверное, только прямые участники диалога – Петр Порошенко и Дмитрий Фирташ.
Правда, даже если в президентской команде действительно пекутся об интересах австрийского узника, это не единственная причина отказа НКРЭКУ переводить промышленников и "газы" на новые правила эксплуатации газотранспортной системой страны.
Не последнюю роль в нерешительности регулятора играет то, что этот шаг может спровоцировать новый виток роста внутренних цен на газ. В "Нафтогазе" говорят, что его вовсе не будет. Но у оппонентов команды Коболева противоположное мнение.
С их слов, сейчас содержание инфраструктуры по транспортировке газа финансируется преимущественно крупнейшими промышленными предприятиями.
А если промышленников перевести на упомянутую систему эксплуатации ГТС "вход-выход", по которой сейчас работает "Газпром", все бремя оплаты эксплуатации газораспределительных сетей ляжет на "газы", которые тут же переложат эти расходы на население.
Для власти такой сценарий недопустим. Особенно – после недавнего рекордного повышения внутренних тарифов для украинцев.
Зачем беспокоиться о том, чего уже нет? Если Украина не отреагирует на обвинения "Газпрома", россияне перенесут тему тарифной дискриминации с поля ВТО в Стокгольмский арбитраж, а это повышает шансы "Нафтогаза" проиграть на первом же заседании, которое назначено на ноябрь 2016 года.