Як у маршрутці придумати проект на 800 тисяч доларів. Історія стартапу Ecoisme

Як у маршрутці придумати проект на 800 тисяч доларів. Історія стартапу Ecoisme

П'ятниця, 27 листопада 2015, 09:30 -
Українці придумали сенсор, який може відстежувати споживання електроенергії побутовими приладами. Проект може стати посередником між компаніями-постачальниками електроенергії і споживачами. (Рос.)

Идея создать интеллектуальную систему энергоменеджмента для дома у основателей украинского стартапа Ecoisme возникла в маршрутке в результате неудачного стечения обстоятельств в 2013 году.

Сегодня примерная оценочная стоимость детища Ивана Пасечника и Назара Мокринского составляет 800 тыс долл.

В него инвестировала 80 тыс евро третья в мире по величине телекоммуникационная компания Deutsche Telekom и 20 тыс долл - известный бизнес-ангел Бастиан Годска. Еще 67 тис долл проект собрал на платформе для совместного инвестирования Indiegogo.

Ecoisme - это система энергетического менеджмента, которая ведет учет потребление энергии в доме или квартире. Сердцем системы является специальное устройство - смартметр.

Реклама:

Его надо подключить к электрощиту и через Wi-Fi зарегистрировать в системе Ecois.me. Тогда гаджет начнет отслеживать, какие устройства включены в розетки и в режиме реального времени будет фиксировать их энергопотребление. Для обработки и визуализации данных в аккаунте пользователя на сайте или в мобильном приложении смартметр передает данные производителю системы - Ecoisme.

Каждому устройству, работающему в доме от электричества, будет присвоен уникальный ID. В результате пользователь системы сможет отследить время включения и выключения электрического устройства, длительность работы, объем и стоимость потребленной электроэнергии.

В веб-интерфейсе или мобильном приложении пользователь может с помощью ряда инструментов анализировать данные и делать выводы об эффективности использования электроэнергии, а также оптимизировать затраты. Более того, с помощью уведомления на мобильный телефон система вовремя предупредит абонента системы о незакрытом холодильнике, простаивающей включенной электроплите или утюге.

Сейчас перспективным стартапом руководит Пасечник - 28-летний выпускник Механико-машиностроительного института КПИ. Прежде чем стать главой известного на международном рынке проекта, он реализовал немало идей.

Хотя далеко не все они были успешными, полученный опыт, постоянное общение с единомышленниками, неиссякаемый интерес к высоким технологиям постепенно привели Пасечника к идее создать продукт, который в будущем может изменить энергетический рынок США и Западной Европы.

Интерес к высоким технологиям у Пасечника возник еще в детстве. В какой-то мере это произошло благодаря отцу, который преподавал в КПИ дисциплины, связанные с технологией машиностроения, и увлекался программированием.

Однако программистом Пасечник не стал. "Не могу сказать, что в детстве я программировал, и мне это очень нравилось. Я и сейчас не программирую", - говорит Иван. Единственное, что его сегодня связывает с этой дисциплиной, - университетский опыт работы на станках с числовым программным управлением.

Пасечника больше интересовали организационные аспекты работы в технологических проектах. Поэтому в 2012 году вместе с несколькими единомышленниками он открыл в Киеве на Подоле первый хакерспейс HackLab - клуб для электронщиков, инженеров и программистов.

Это место, где уже несколько лет энтузиасты Just For Fun работают над такими хардверными проектами, как 3D-принтеры, квадрокоптеры или подвесы под камеры. Иногда там зарождаются идеи для новых стартапов.

В том же году Пасечник вместе с Александром Мустафаевым собрали первый украинский 3D-принтер. Они хотели поставить сборку на поток и запустить проект на Kickstarter, но так и не довели задуманное до конца.

 Команда Ecoisme, слева направо: Антон Дятлов - креативный директор, Александр Остапенко - разработчик аппаратного обеспечения, Иван Пасечник - гендиректор, Александр Дятлов, директор по маркетингу, Андрей Туркин - разработчик программного обеспечения для сенсора

Появление идеи

Прототип проекта Ecoisme возник год спустя, в августе 2013 года, когда Пасечник вместе с Назаром Мокринским ехали под Киев в маршрутке на очередной хакатон TeslaCamp. Там на форуме разработчиков они должны были представить систему создания 3D-модели рельефа местности на основе фотоснимков с квадрокоптера.

Когда уже надо было выезжать, ребята обнаружили, что у квадрокоптера сломался стабилизатор камеры. Тем не менее, они решили не отказываться от участия в мероприятии, а по дороге придумать совершенно новую концепцию.

Такой концепцией стал сенсор, который может отслеживать потребление электроэнергии бытовыми приборами. Уже на хакатоне был собран и запрограммирован прототип датчика, созданы три страницы сайта для вывода данных и представлена работа решения.

На удивление, сделанный "на коленке" проект 25 августа 2013 года занял первое место, а на выигранные деньги основатели купили стенд на популярной киевской IT-конференции IDCEE 2013.

Перед участием в ней проект победил в еще одном хакатоне - hack4good. Там проектом заинтересовался бизнес-акселератор Happy Farm и пригласил команду на двухнедельную программу акселерации.

В Happy Farm команда познакомилась с Валентином Домбровским, специалистом по интернет-маркетингу. Он представил проект своим друзьям из голландского акселератора RockStart. Тогда RockStart запускал акселерационную программу по Clean Energy и предложил команде Ecoisme поучаствовать в отборе.

Одновременно Роман Зинченко, организатор TeslaCamp, предложил стартапу подать заявку в новый немецкий бизнес-инкубатор hubraum, основанный одним из крупнейших в мире телекоммуникационных операторов Deutsche Telekom. Они как раз запускали свою первую акселерационную программу в Кракове.

В результате Ecoisme не прошел ни по одной заявке, но в hubraum посоветовали оставаться на связи. Весной 2014 года представители инкубатора связались с командой стартапа и сказали, что проектом заинтересовалось подразделение Deutsche Telekom, которое отвечает за энергетику.

Летом 2014 года последовала встреча, презентация и первые инвестиции - 80 тыс евро за 15% компании. По условиям инвестора, стартап должен был зарегистрировать компанию в Польше. Для этой цели был выбран польский город Краков, куда и переехала вся команда.

 Вебинтерфейс Ecoisme

Бизнес-модель

К моменту презентации проекта инвесторам его концепция была очень далека от сенсора, показанного на TeslaCamp. Ecoisme превратился в проект, уникальное технологическое решение которого позволит ему стать посредником между компаниями-поставщиками электроэнергии и потребителями.

"Сейчас очень меняется энергетический рынок, особенно в США и Западной Европе. Например, в Нью-Йорке отказались от строительства электростанций, хотя объем потребления электроэнергии растет. Вместо этого энергетические компании вкладывают деньги в программу "реагирование на спрос".

Они хотят взаимодействовать со своими клиентами, жителями Нью-Йорка. Энергокомпании готовы платить потребителям за то, что во время пиковых нагрузок они будут выключать, например, кондиционер", - объясняет Пасечник.

Место Ecoisme в этой экосистеме он видит в техническом обеспечении реализации программы "реагирование на спрос". "Мы будем брокерами между пользователями и энергокомпаниями", - говорит руководитель проекта.

 Мобильное приложение Ecoisme

Перспективы и инвестиции

Однако рынок систем энергетического менеджмента только зарождается. Сейчас его представляют стартапы или небольшие бизнесы, хотя интерес к ним уже большой. Например, похожий проект neur.io в октябре 2013 года собрал на Kickstarter более 250 тыс долл при необходимой сумме 95 тыс долл.

Другой стартап - Bidgely - "поднял" в ноябре 2015 года 16,6 млн долл инвестиций.

Ecoisme пока не может похвастаться миллионными инвестициями, но инвесторы и потребители им интересуются. Весной 2015 года Годска вложил в проект 20 тис долл, в результате чего оценочная стоимость проекта составила 800 тыс долл.

Это случилось в преддверии запуска краудфандинговой кампании на Indiegogo, в ходе которой было собрано 67 тыс долл при цели 50 тыс долл.

Выход на Indiegogo Пасечник объяснил, с одной стороны, необходимостью получить дополнительные доказательства работоспособности бизнес-модели для инвесторов, с другой - потребностью в обратной связи от пользователей. Без нее невозможно сделать инновационный продукт.

 Сенсор Ecoisme

Еще одной причиной стали длительные переговоры с энергокомпаниями. Они очень долго принимают решения, поэтому команда проекта решила диверсифицировать свои риски, выпустив потребительскую версию продукта.

На Indiegogo Ecoisme получил 426 предварительных заказов на коробочные решения. На международной выставке потребительской электроники CES 2016 в январе 2016 года команда проекта хочет увеличить количество заказов до 1-2 тыс штук и отправить партию на производство - в Китай или Польшу.

"Если заказывать производство в Украине, возникают вопросы о прохождении сертификации, квалификации кадров, стоимости продукции, рисках, если партию не сделают в срок. С оглядкой на такие риски украинские стартапы Petcube и LaMetric решили заказывать производство в Китае", - объясняет Пасечник.

Доставка первых устройств потребителям запланирована на март 2016 года. В первую очередь, команду Ecoisme, состоящую из четырех человек, интересуют рынки США, Великобритании, Германии, Нидерландов, Франции, Австралии.

Сейчас проект сосредоточен на "шлифовке" потребительского сенсора для выставки CES 2016 в Лас-Вегасе, сборе заказов, запуске производства и успешной доставке продукта первым пользователям.

Реклама: