Під наглядом МВФ. Як податкові розбіжності гальмують бюджетний процес
Бюджета нет. Окончательная версия проекта Налогового кодекса, на котором он должен быть написан, также отсутствует.
Эти документы "в пакете" могут появиться в парламенте в начале декабря.
Ожидаемого в октябре транша МВФ тоже нет. Когда будет - неясно. Говорят, в январе.
Рассмотрения 26 ноября, как планировалось, либеральной налоговой реформы под авторством депутатов также не будет. Не хватает голосов в парламенте.
Понимание того, как идет и чем закончится бюджетный процесс, отсутствует. Времени на его возврат в нормальное русло практически не осталось.
В среду произошло событие, похожее на попытку это сделать. Попытка особым успехом не увенчалась.
Спикер Владимир Гройсман провел совещание с главами фракций с участием премьера Арсения Яценюка и министра финансов Натальи Яресько.
В Минфине говорят, что во время встречи особого желания со стороны парламентариев найти компромисс не наблюдалось. Некоторые депутаты, в том числе Юрий Луценко, вели себя в достаточно агрессивной манере.
Конструктивных предложений со стороны депутатов прозвучало немного.
"Минфин готов идти на компромисс в вопросах администрирования. Позиция премьера и спикера в том, чтобы 2 декабря принять проект НК на заседании правительства и сразу же подать его в парламент", - говорит собеседник издания.
"На этой встрече ничего нового мы не услышали. Обсуждения конкретных предложений не было. Документ от правительства, который можно было бы противопоставить парламентскому, тоже не появился.
В проекте Кабмина никто не ориентируется, в том числе премьер. Наверное, единственный человек, кто его читал, - министр финансов", - сообщила ЭП глава комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина.
Поговорили о том, отмечает она, что налоговая реформа - прерогатива Минфина, которому и так тяжело работается с проектом бюджета. Попросили им не мешать. Южанина заверила ЭП, что работа над депутатским проектом продолжится. "Есть авторский коллектив - будем обсуждать и решать", - отметила она.
"В проект НК якобы включена часть норм по администрированию из депутатского законопроекта. Министр финансов показала нам книжечку и сказала, что это текст нового кодекса. В ней желтым было отмечено то, что взято из депутатского законопроекта", - сообщила ЭП член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Татьяна Острикова, "Самопоміч".
По ее словам, министр отказалась раздать эту книжечку депутатам, сказав, что ничего показывать не будет, пока документ не пройдет через правительство.
Компромисс стороны видят по разному.
"Арсений Петрович думает, что будет его база с добавлениями из депутатского документа. Парламентарии считают, что базовым должен быть депутатский проект с некоторыми добавлениями из правительственного.
Ожидается, что сегодня (в четверг. - ЭП) секретариат сообщит фракциям, когда мы начнем работать над единым документом", - говорит Острикова.
Возможность переноса сроков реформы не обсуждалась.
Не исключен и третий вариант: появление унифицированного документа под авторством президента. Вроде как это возможная политическая договоренность двухдневной давности премьера с президентом.
С чем уехал МВФ
На момент визита миссии в октябре Украина выполнила все пункты для получения третьего транша. "Готовность к выделению денег у МВФ была, но зарегистрированная потом налоговая реформа Южаниной их просто взбесила", - вспоминает источник издания в правительстве.
Тогда, по его словам, представители фонда встретились с Южаниной. Она жестко им заявила, что продолжит настаивать на рассмотрении законопроекта в парламенте, потому что ее поддерживает президент. Минфин также был в растерянности. Понимания того, что делать с налоговой реформой, не было.
Вопрос о получении транша завис. После визита в октябре, до появления сбалансированного бюджета, фонд не планировал приезжать в Украину.
По информации источника издания, во время последних телефонных разговоров президент договорился с Кристин Лагард о повторном визите миссии.
Договорились о том, что Украина покажет фонду, как она намерена сокращать расходы госбюджета в процессе проведения налоговой реформы. В итоге миссия таки приехала и пробыла в Украине с 12 по 20 ноября.
По итогам ее пребывания в Украине МВФ выдал краткий релиз в жанре лучших дипломатических формулировок. Фонд заявил, что миссия "проводила дискуссии на политическом уровне" и "продолжала конструктивные обсуждения".
На днях Яресько добавила конкретики: "Правительство и миссия МВФ на техническом уровне согласовали проект налоговой реформы Министерства финансов и ее влияние на проект бюджета 2016 года".
Также стороны согласовали уменьшение целевого показателя дефицита сводного бюджета до 3,7% и уменьшение госдолга до более безопасного уровня.
Источник ЭП в правительстве утверждает обратное: "МВФ сказал, что не намерен играть в профанацию реформ. Есть риск, что налоговая реформа превратит Украину во вторую Грецию".
У экспертов фонда возникли вопросы в связи с разнобоем в позициях отдельных министерств и представителей Минфина. Большое недоверие вызвали представленные Минфином расчеты сокращения дефицита госбюджета.
"Баланса бюджета нет. Речь не о 60 млрд грн, а 95 млрд грн. Уехали по-тихому в ожидании чуда", - подытожил собеседник издания.
Минфин согласовал. Правительство не в курсе
Относительно расходов мнение Минфина расходится с мнением остальных членов правительства. В оптимизации расходов Минфин делает ставку на адресное субсидирование, реформы в сферах здравоохранения и образования.
В понимании Минфина субсидии должны быть привязаны к оценке финансового и имущественного состояния. "Если человек обеспечен и имеет другие источники доходов, он не должен получать помощь от государства", - объясняет собеседник.
Субсидии на коммунальные тарифы останутся, механизмы выплаты тоже. Дискуссия, по его словам, идет вокруг порядка расчета коэффициента покрытия.
"Министр социальной политики Павло Розенко взял на себя обязательства по корректированию формулы. Очевидно, что новая формула заработает со следующего отопительного сезона, и это отразится на расходах казны в 2016 году", - прогнозирует источник из Минфина.
В качестве положительного примера верификации в Минфине приводят программу выплат переселенцам. В июне порядок их предоставления изменился - адресаты получают деньги на карточки Ощадбанка.
На 34 тыс получателей приходится около 500 тыс транзакций. После анализа выяснилось, что есть люди, которые не должны получать эту помощь. После изменения порядка и окончания шестимесячного периода - срока, на протяжении которого выплачивается помощь, - часть людей отсеялась.
Однако в министерстве считают, что эта программа не достаточно целевая. Сначала она давалась на шесть месяцев, потом ее продлили еще на шесть.
"Идет дискуссия, продлевать ли ее еще. Это неконтролируемая наличка. Мы бы эту программу не продолжали, а перевели людей на целевую программу помощи переселенцам на услуги ЖКХ", - объясняет подход Минфина его представитель.
"У Минфина есть понимание, как сбалансировать бюджет и сократить расходы на 60 млрд грн. Конечно, министры не хотят сокращать расходы, но процесс идет. Мы договариваемся", - заверил ЭП источник в Министерстве финансов.
По информации источников ЭП, к законопроекту Минфина есть вопросы у Минздрава, Минобразования, Минобороны, Минсоцполитики и Минэкономики.
Помимо прочего, Минагрополитики отстаивает сохранение льготного режима налогообложения НДС аграриев, а Госкомпредпринимательства недовольно планами министерства по реформе упрощенного налогообложения.
В комментариях ЭП профильные министры не смогли подтвердить факт согласования расходов будущей сметы с Минфином и МВФ.
Министр социальной политики Павло Розенко
- Согласование налоговой реформы и поиск бюджетного баланса происходит в многостороннем формате.
С одной стороны - крупный бизнес, который заявляет, что не хочет платить высокие налоги, и эксперты, "заряженные" идеей поднятия экономики путем либерализации налоговой системы. С другой - Кабмин. С третьей - МВФ.
Законопроекты о налоговой реформе имеют одинаковые проблемы: бизнес не хочет платить высокие налоги и через проведение налоговой реформы изымает из бюджета достаточно большую сумму. По разным вариантам налоговой реформы потери бюджетов разных уровней составят 100-200 млрд грн.
Вопрос в том, куда пойдут эти деньги. На виллы, яхты, будут выведены в офшоры? Какой прогноз развития экономики в случае проведения реформы? Какой прогноз доходов государственного и местных бюджетов в краткосрочной и долгосрочной перспективах? Какие гарантии легализации зарплат?
Почему бы тогда законопроекты не гарантировали повышение бизнесом зарплат, например на 30%, с момента вступления в силу налоговой реформы?
Это расширило бы и усилило социальную защиту работающих, увеличило базу налогообложения и обеспечило оборот этих денег в экономике. Потери для госбюджета и пенсионного фонда были бы меньшими.
Сегодня есть документ, разработанный рабочей группой при Минфине. Общие его параметры были презентованы членам правительства. Говорить о том, что уже есть согласованный и принятый вариант Кабмина, пока нельзя.
На заседании Кабмина он формально еще не рассматривался. Над ним еще идет работа, идут согласования. Мы все заинтересованы выдать в Верховную Раду качественный и сбалансированный документ.
ЕСВ - это наиболее острый вопрос в налоговой реформе. Да, нагрузка на фонд оплаты высокая. Да, ее надо снижать.
Однако мы должны понимать, что отчисления ЕСВ по ставке около 44% находятся на уровне европейских и постсоветских стран. К тому же на эти проценты приходится список конкретных социальных страховых выплат, которые нужно обеспечивать этими деньгами - пенсии, пособия по безработице, больничные.
В нынешней пенсионной системе коэффициент замещения составляет около 45%. То есть при выходе на пенсию ориентировочный размер пенсии - около 45% зарплаты. Я понимаю, как обеспечить такой процент замещения при 44% ЕСВ, но как он будет работать при 20% ЕСВ - я пока не очень понимаю.
По логике и пенсию тогда надо устанавливать в размере не 45%, а 20% от зарплаты, но это недопустимо. Если мы сокращаем ЕСВ до 20%, но сохраняем процент пенсионных выплат - как эти затраты будут компенсированы?
Потери только Пенсионного фонда от снижения ЕСВ составят 100-180 млрд грн в зависимости от варианта налоговой реформы. Четкого ответа по "компенсаторам" этой дыры я тоже пока не вижу. Расчет на "детенизацию"? Может быть, но какие конкретные цифры, какой прогноз?
У меня свои расчеты: сейчас фонд оплаты труда составляет максимально около 500 млрд грн в год. За счет ЕСВ отчисления в Пенсионный фонд и фонды социального страхования от этого налога составляют около 200 млрд грн.
Общие расходы фондов - около 280 млрд грн. Это очень приблизительные цифры, я просто их привожу, чтобы понимали все глубину проблемы.
По оценкам экспертов, в теневом секторе крутится еще 200-300 млрд грн нелегальных зарплат. Таким образом, можно сказать что "общий" фонд оплаты труда вместе с теневым сектором составляет около 800 млрд грн. Максимум!
При 20% ЕСВ, в случае тотальной детенизации, мы получим только 160 млрд грн. То есть в лучшем варианте налоговая реформа приведет к тому, что бюджеты Пенсионного и других фондов получат недопоступления в размере 40 млрд грн.
Я понимаю смысл реформы, когда за счет детенизации мы получаем больше ресурсов в бюджеты. Но как оценить реформу, в результате которой при идеальных раскладах мы получим "пробой" в государственных финансах минимум на 40 млрд грн, которые просто нечем компенсировать?
Субсидии - целевая и адресная программа, она предоставляется исходя из объема доходов граждан. Также они предоставляются на ограниченную, "социальную" площадь жилья. То же касается и льгот. Украинцы получат льготы на оплату коммунальных услуг в зависимости от материального состояния.
Самая большая программа, которую не охватывает верификация, - помощь при рождении ребенка. Философия этих выплат такова, что они предоставляются новорожденному, у которого нет имущества и собственных средств, а не семье.
Я противник привязки детских выплат к доходам граждан. Тем более, о какой "щедрости" тут можно говорить, если вследствие девальвации гривни и инфляции эта помощь резко утратила свою силу. Она не индексировалась два года.
Во время последнего визита миссии представители фонда встретились с профильными министрами. Провели достаточно напряженные дискуссии. Налоговая реформа у них также вызывает определенные опасения, как и предложенные "компенсаторы" для баланса бюджета.
Например, непонятно откуда возникла идея объединить все фонды социального страхования с Пенсионным. Чтобы ПФ, кроме проблем с 13 млн пенсионеров, еще занимался вопросами трудоустройства безработных, выплатой "декретных" и больничных. Как говорили классики, кто-то решил скрестить "зайчика и белочку".
Дали МВФ информацию, что экономия в этом случае составит 4 млрд грн. Потом эта цифра превратилась в 3 млрд грн, потом в 2 млрд грн.
Это не только по идеологии выглядит глупостью. Без урезания отдельных социальных программ на слиянии фондов можно сэкономить максимум 200-300 млн грн. МВФ это тоже видит и, мягко говоря, не очень доверяет таким идеям и цифрам. Аналогичных примеров, к сожалению, можно приводить очень много.
Министр образования Сергей Квит
- Не волнуйтесь. Сейчас гуляют различные документы, но если в них есть что-то страшное, то мы это не пропустим. Я не видел документа с предложениями Минфина об оптимизации расходов в сфере образования.
Нельзя говорить, что Минфин - демоны. Если нужно сокращать расходы, в его обязанности входит подготовка предложений по такой оптимизации.
Драматичного сокращения расходов в сфере образования и науки не произойдет. Минфин может подготовить свои предложения, но главное - что примет правительство и что в итоге будет вынесено в парламент.
Министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко
- У нас не разногласия с Министерством финансов, у нас своя позиция. Минфин не может двигаться не в рамках МВФ. У меня подход очень простой.
В нашем секторе аккумуляция НДС составляет 20 млрд грн. Это разрешенное субсидирование индустрии. При наличии проблем с озимыми, а у нас их из-за низкой влажности не взошло 40%, сектор может потерять 11 млрд грн.
Я вижу желание забрать у отрасли аккумуляцию НДС и не вижу перспектив другого финансирования на эту сумму. Сектор не просит дополнительной помощи, дает 37% экспорта и в связке с другими индустриями - 20% экономики. Решение каких-то проблем за счет одной индустрии - это неправильно.
Мы пытаемся донести до МВФ, что делать это следует, возможно, поэтапно. Один из вопросов состоит в том, кто на самом деле получает эту аккумуляцию. Сказать, что ее получают олигархи, нельзя. 40% льгот приходится на 700 компаний, остальные 60% - на 15 тыс компаний.