Щедрість українців не має меж. За здоров'я банків знову платить держава
Еще весной 2015 года глава Нацбанка Валерия Гонтарева и ее первый заместитель Александр Писарук заверяли украинцев, что очистка банковской системы близится к завершению.
Процесс обещали закончить к началу лета.
Знаковым для участников рынка было введение временной администрации 23 июня в банк "Финансовая инициатива".
После того как в ноябре 2014 года неплатежеспособным был признан принадлежащий Олегу Бахматюку "VAB банк", введение временной администрации в его же "Финансовую инициативу" было лишь вопросом времени.
Однако время показало, что об окончательном выздоровлении банковской системы говорить пока рано.
17 сентября Нацбанк признал неплатежеспособным входящий в группу крупнейших банк "Финансы и кредит". Он всего месяц не дожил до своего 25-летия. Это при том, что в августе с банка сняли статус проблемного, и кредитное учреждение начало функционировать в нормальном режиме.
Нацбанк во всем винит собственника Константина Жеваго, который не выполнил достигнутых с НБУ договоренностей и не внес деньги в банк.
После "фиников" под нож пошли "Юнион стандард банк", банк "Контракт" и Уникомбанк.
С начала 2014 года количество неплатежеспособных банков уже достигло шести десятков. За неполных два года - с января 2014 года по сентябрь 2015 года - на поддержку кредитных учреждений НБУ выделил 132,5 млрд грн кредитов финансирования сроком более 30 дней.
Из этой суммы почти 44 млрд грн - кредиты рефинансирования путем проведения тендера, 40 млрд грн - стабилизационные кредиты, 25 млрд грн - кредиты для поддержки ликвидности, которые выдавались весной 2014 года, и чуть более 22 млрд грн - операции репо.
Существенная часть средств была выдана банкам, в которых уже работают либо временные администраторы, либо ликвидаторы. Удастся ли Нацбанку вернуть хотя бы часть этих средств - большой вопрос.
Директор-распорядитель Фонда гарантирования вкладов физлиц Константин Ворушилин не раз заявлял, что практически все кредиты Нацбанка обеспечены самыми ликвидными залогами, которые есть в неплатежеспособных банках.
Более того, перед тем, как выставлять на продажу эти залоговые объекты, фонд согласовывает с регулятором их стоимость. Правда, глава фонда лукавит. В начале 2014 года финансирование для поддержки ликвидности выдавалось под любые активы, которые были у банка.
Такая мера нужна было для того, чтобы потушить пожар в системе и не допустить массового банкротства учреждений из-за резкого оттока средств вкладчиков. Рефинансирование выдавалось чуть ли не под залог столов в отделениях.
Пока успехи фонда по продаже активов незначительны. На 1 сентября на торги выставлялось имущество 31 банка. Сумма заявленных торгов - 8,8 млрд грн, а выручить удалось всего 375 млн грн.
На прошлой неделе от продажи активов еще 11 кредитных учреждений фонд получил 3,38 млн грн. В частности, от продажи основных средств банка "Форум" выручили 358,57 тыс грн, Легбанка - 514,85 тыс грн, Финростбанка - 628,82 тыс грн, "Грин банка" - 1,35 млн грн, Городского коммерческого банка - 455,55 тис грн.
"Остальные средства - около 68,4 тыс грн - поступили от продажи имущества семи банков", - говорится в сообщении фонда.
На этой неделе в фонде настроены более оптимистично. Там рассчитывают получить более 320 млн грн, в том числе от продажи заложенного в НБУ имущества Брокбизнесбанка. Разделят ли оптимизм покупатели - покажет время.
Даже если покупатели найдутся, то полученных средств все равно катастрофически мало. В 2014-2015 годах фонд уже выплатил вкладчикам банков-банкротов почти 50 млрд грн. Общая же сумма гарантированных вкладов в банках, признанных неплатежеспособными в этот период, превысила 70 млрд грн.
Суммарно фонд в 2015 году получит от Минфина 41,5 млрд грн. Еще в августе потребность фонда в финансировании на 2016 год оценивалась 16,5 млрд грн.
"Если процесс очистки рынка не завершится, тогда у фонда может появиться необходимость в дополнительном финансировании", - говорил в интервью СМИ заместитель министра финансов Артем Шевалев.
Джерело: НБУ, на 1 жовтня 2015 року, * - на 1 вересня 2015 року
Сейчас о завершении очистки банковской системы в НБУ говорят осторожнее.
Акцент делают на том, что последние три банка - "Юнион стандард банк", банк "Контракт" и Уникомбанк - были выведены с рынка за сомнительные операции, непроведение клиентских платежей, махинации с финансовой отчетностью или за отсутствие средств на счетах кредитного учреждения.
Банки, которые рискнут шутить с законом, сразу понесут наказание, обещает регулятор. Под его пристальным вниманием находятся учреждения с непрозрачной структурой собственности.
Еще летом "письма счастья" получили 15 банков. По словам экс-руководителя департамента регистрационных вопросов и лицензирования Нацбанка Леонида Антоненко, для решения проблем этим учреждениям давалось девять месяцев.
Сейчас вопросы у регулятора есть более чем к 40 финучреждениям. Кому не удастся выполнить требования регулятора, тому придется покинуть рынок.
Еще одна волна временных администраций может пройти после очередного стресс-тестирования. В конце октября Нацбанк должен подвести итоги проверки крупнейших банков. Она покажет сумму докапитализации, которую должны будут внести собственники.
В Минфине готовятся, что придется снова вливать средства в государственные Ощадбанк и Укрэксимбанк. Укргазбанку финансовая поддержка пока не нужна.
Категория крупнейших банков у регулятора не вызывает вопросов. Помимо госбанков, в нее входят учреждения с иностранным капиталом, которые намерены и дальше поддерживать своих украинских "дочек".
А вот к группе небольших и мелких кредитных учреждений, проверка которых должна завершиться к середине 2016 года, у регулятора есть претензии. Смогут ли и захотят ли их собственники вносить средства - неизвестно. Значит, фонду придется снова привлекать кредиты, чтобы рассчитаться с вкладчиками.