Бюджет-2016 створюють без податкової реформи

Бюджет-2016 створюють без податкової реформи

Середа, 9 вересня 2015, 12:02 -
Фото rbcua.com
Поки податкова реформа - це півроку бурхливої публічної діяльності Мінфіну. Її мета - обговорити з бізнесом проблематику і виписати зміни до Податкового Кодексу. На виході отримано три красивих презентації з картинками і розкол думок між парламентом, Мінфіном і експертним середовищем.

Кабмин одобрил поправки в госбюджет-2015.

Такое решение было принято во время расширенного заседания правительства с участием президента, премьера и спикера.

Расширенные заседания собираются в случае каких-то значимых событий. Например, для заслушивания отчетов о проделанной работе глав областных администраций.

В этот раз таким событием формально стала корректировка бюджета. Однако по факту рассмотрение самих поправок заняло несколько минут. Основное время заседания заняли длительные речи руководства страны.

Реклама:

"Люди, берегитесь популизма", – в какой-то момент предостерег президент Петр Порошенко. На фоне почти двухчасовых разговоров о повышении социальных расходов, эффективных реформах и того, что рост экономики "вот-вот начнется", это был очень дельный совет.

Новых экономических тезисов во всем этом было мало, а вот некоторые политические посылы спикерам все же удалось подчеркнуть. Например, о единстве коалиции.

"Четыре фракции коалиции подвердили свое желание совместно работать. Другие варианты коалиции не рассматриваются даже теоретически. В ближайшие дни я планирую встретиться с представителями фракций, и мы вместе должны найти второе дыхание в совместном марафоне", – заявил президент.

Фото 24tv.ua

Как стало известно ЭП, правительство увеличило доходы и расходы бюджета на 23,4 млрд грн. Соответствующий проект закона может быть внесен на рассмотрение парламента в конце текущей неделе.

"Основные источники увеличения доходов – поступления как от импортного, так и внутреннего НДС, ренты, акцизов", – объяснил в разговоре с ЭП первый замминистра финансов Игорь Уманский.

По расходам, отметил он, дополнительные 9,9 млрд грн пойдут на повышение социальных стандартов, 7 млрд грн – на возмещение НДС, 2,7 млрд грн – на погашение разницы в тарифах.

Правительство также увеличит расходы на здравоохранение (+200 млн грн). Дополнительные суммы получат госслужба чрезвычайных ситуаций (+185 млн грн), главное управление разведки Минобороны (+107 млн грн), МВД (+390 млн грн) и некоторые другие ведомства.

"Уже на следующем пленарном заседании парламент примет эти поправки", – пообещал спикер Владимир Гройсман.

Бюджет-2016 обещает отличиться

Параллельно правительство вносит последние штрихи в проект-бюджета на 2016 год. До 15 сентября Кабмин должен его принять и подать в парламент.

"В ходе подготовки проекта бюджета распорядители бюджетных средств прислали бюджетные запросы на дополнительно на 371 млрд грн. После согласования они уменьшили свои запросы аж до 355 млрд грн." – иронизирует собеседник издания из правительства. В итоге решено их не учитывать и рассчитывать смету исходя из того баланса, который получается на сегодняшний день

Подготовка документа пока повторяет сценарии прошлых лет. Кабмин обещает сформировать бюджет на новой законодательной базе после проведения налоговой реформы.

По факту ничего этого нет.

Пока налоговая реформа – это полгода бурной публичной деятельности Минфина. Ее цель – обсудить с бизнесом проблематику и выписать изменения в Налоговый Кодекс. На выходе получено три красивых презентации с картинками и раскол мнений между главой парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Ниной Южаниной, позицией Минфина и экспертной среды.

Во время заседания Национального совета реформ 3 сентября президент поручил создать очередную рабочую группу, которая всех помирит и унифицирует все видения в едином документе. Внятного понимания, когда и чем закончится этот процесс, нет. Кто куратор рабочей группы, тоже непонятно.

В Минфине уже вслух признают, все это уже пустая трата времени, и нужно работать над конкретным законопроектом поправок в НК. Работа над ним ведется, но закончить документ при такой палитре мнений сложновато.

Таким образом о расчете проекта госбюджета-2016 на новой законодательной базе в таких условиях речь не идет.

Наталия Яресько. Фото rbcua.com

В понедельник во время общения с журналистами министр финансов Наталья Яресько заявила: бюджет рассчитывается на основе действующего законодательства, ибо другое пока невозможно.

"Законопроект бюджета на следующий год может быть создан только на действующей законодательной базе. Мы не можем рассчитать его на какой-нибудь другой базе. В процессе подготовки поправок в НК мы будем искать компромиссы, о которых говорил президент и которые позволят унифицировать мнения всех сторон. После принятия нового налогового законодательства соответствующие изменения будут внесены в проект закона о госбюджете", – объяснила ЭП министр финансов.

Несмотря на компенсаторы, которые Минфин заложил в своей модели налоговой реформы, она дает минус по доходам бюджета в размере 25-30 млрд грн.

"Я вижу возможности для перекрытия этого дефицита. Речь о дополнительном доходе бюджета в случае улучшения работы таможни, сокращени расходной части бюджета, увеличении поступлений от налогов, и дивидендов от государственных предприятий. Последние учавствуют в финансировании бюджета не в полную силу", – заявила Наталья Яресько.

Правда, ожидается одно отличие.

У правительства есть излюбленный финт – зарегистрировать в парламенте проект сметы, не опубликовать его и тут же отозвать на доработку. Пока в Минфине вроде как настроены на то, чтоб отойти от этой практики и обнародовать проект сметы в предусмотренные законом сроки. Насколько эти планы станут реальностью, станет понятно в течение нескольких дней.

А пока в распоряжении ЭП оказались вводные, на которых рассчитывается проект госбюджета-2016.

Двойные стандарты

С бюджетом 2016 ситуация непростая. "У нас уже не будет 18,6 млрд грн импортного сбора, отчисления от Нацбанка ожидаются на 20 млрд грн меньше, чем в этом году", – сообщил ЭП источник в Кабинете Министров.

Эти "дыры" нужно будет чем-то перекрывать.

Пока в качестве основных источников значится индексация ставок налогообложения, отмена специального режима налогообложения НДС для аграриев, дополнительные доходы от легализации игорной бизнеса.

Все эти компенсаторы – очень спорные.

Отмена льгот для аграриев предусмотрена Меморандумом сотрудничества с Международным валютным фондом однако вовсе не факт, что удастся протянуть это через парламент. При этом каких-либо бонусов в виде дополнительных дотаций для аграриев не предвидится – Минфин склонен оставить их с тем, что есть сейчас – компенсацией по кредитам и бюджетной поддержкой животноводства.

Фото tsn.ua

С индексацией правительство ведет двойную игру. Как стало известно изданию, Минфин склонен отменить индексацию социальных расходов на инфляцию как институт. Аргумент – в условиях падения экономики и инфляции в 42% государство не может себе позволить такие расходы. Зато может позволить себе доходы от индексации акцизов. От нее Минфин отказываться не желает.

Проект сметы рассчитывается на следующем макроэкономическом прогнозе.

Рост реального ВВП – 2%, объем номинального ВВП – 2262 млрд. грн,

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) составит 112%, индекс цен производителей (декабрь к декабрю) – 110,4%.

Как уточнили ЭП в правительстве, повышение прожиточного минимума с 1 мая ожидается до 1450 грн, с 1 декабря до 1550 грн.

Субвенций много не бывает

В этом году у Минфина есть повод для хвастовства: из месяца в месяц удается выполнять и перевыполнять план по доходам. За семь месяцев текущего года дефицит госбюджета составил 2,3 млрд грн, тогда как сводный бюджет (вместе с ресурсами местных смет) удалось свести с профицитом в 15,4 млрд грн.

Минфин не скрывает: подобные показатели обусловлены инфляцией и девальвацией гривны. Тем не менее красивую бюджетную картинку удается создавать благодаря местным бюджетам.

Из данных, которые есть в распоряжении ЭП следует, в 2016 ресурс местных бюджетов может возрасти на 48,9 млн.грн или 17,7% по сравнению с 2015 годом и составить 325,6 млрд. грн., в том числе:

-      общего фонда – 311,3 млрд. грн. (+48 млрд. грн./18,3%);

-      специального фонда – 14,3 млрд.грн. (+0,9 млрд. грн./6,4%).

Из года в год местные бюджеты сталкиваются с проблемой нехватки финансирования на делегированные центром полномочия. В этом году регионы перешли на новую систему межбюджетных отношений с центром, но проблема осталась.

Суть ее в том, что профильные министерства до сих пор не выполнили требования, согласно которым правительство должно было до 1 марта 2015 года пересмотреть и утвердить новые государственные стандарты и нормативы по каждому из делегированных местному самоуправлению полномочий.

Закладываемые на следующий год цифры по субвенциям на образование и медицину по-прежнему не полностью покрывают необходимую сумму. Это связано со значительным ростом индексации заработной платы и тарифов на оплату энергоносителей, повышением минимальной заработной платы.

Подобная "недообспеченность" приведет к дефициту местных бюджетов. "В частности, на примере расчетов отдельных городов установлено, что объемы субвенций в среднем на 12% меньше реальной потребности в средствах. Предложение: увеличить объемы образовательной субвенции на 5,8 млрд грн, а медицинской субвенции на 6,1 млрд грн на основе экономически обоснованных финансовых нормативов бюджетной обеспеченности", – говорится в выводах Ассоциации городов Украины.

Документ

Аналогичная проблема с субвенцией из госбюджета местным бюджетам на льготы по услугам связи и компенсацию за льготный проезд отдельных категорий граждан. Ее прогнозный объем определен в проекте госбюджета-2016 в сумме 2,1 млрд грн, что только на 14,2% больше показателя на текущий год.

Фото procherk.info

Этого, согласно расчетам АГУ, на 0,9 млрд грн недостаточно для обеспечения реальной потребности местных бюджетов. По заявлениям Минфина – для решения этой проблемы правительство планирует перейти на адресную денежную помощь.

Большое количество проблем местных бюджетов лежит в плоскости администрирования налогов.

"Во-первых, значительное количество льгот предоставленных государством по плате за землю и налогу на недвижимость приведет к потери доходов местных бюджетов. Согласно БК, они должны быть компенсированы, но этого не сделано. Во-вторых, есть значительные потери по налогу на прибыль и НДФЛ в связи с их оплатой не по месту нахождения, а через офисы больших налогоплательщиков или по месту регистрации предприятия", – отмечают в АГУ.

Это давняя проблема местных властей и связана она с тем, что производственные мощности расположены в одном населенном пункте, а налоги платятся в Киеве. В-третьих, реестр недвижимости наполнен только на 30% от существующих объектов и это приводит к недопоступлению налога на недвижимость.

По информации ЭП, проект госбюджета на следующий год Минфин планирует дописать к понедельнику 14 сентября. Тогда и будет плюс-минус понятно, какие спорные вопросы намерены решить в министерстве.

Реклама: