Поза межами можливого. Відвідайте щорічну премію УП 100
Нешвидка приватизація. Чи купить Фірташ ОПЗ

Нешвидка приватизація. Чи купить Фірташ ОПЗ

П'ятниця, 24 липня 2015, 12:01 -
ФДМ запевняє, що приватизація ОПЗ буде проходити прозоро. Однак лінія конфлікту вже помітна. Її учасники - Яценюк і Фірташ. Поки вони обмежилися звинуваченнями на адресу один одного. Чи допустить уряд олігарха до торгів? (Рос.)

В канун визита премьер-министра Арсения Яценюка в CША, Канаду и Британию в СМИ появилось много новостей о предстоящем форуме.

Одним из ньюсмейкеров стал глава Фонда госимущества Игорь Билоус.

Он заявил, что украинская сторона презентует иностранным инвесторам пакет предприятий, которые планируется продавать в первую очередь.

На самом деле это только один из элементов истории.

Реклама:

По информации источников издания, обсуждать приватизацию во время украинско-американского бизнес-форума вообще не планировалось.

"Американцы не хотели говорить об этом без списка объектов. Мы пообещали им список, и тогда они согласились", - делится подробностями с ЭП источник в Министерстве экономического развития и торговли - МЭРТ.

По его словам, украинская сторона везла объекты, по которым возможно провести конкурс. В пакете было двенадцать объектов.

Это ОПЗ, "Центрэнерго", "Харьковоблэнерго", "Николаевоблэнерго", "Запорожьеоблэнерго", "Хмельницкийоблэнерго", "Тернопольоблэнерго", "Черкассыоблэнерго", а также Одесская, Херсонская, Николаевская и Днепродзержинская ТЭС.

Готовило пакет МЭРТ. По каждому объекту сделан профайл - краткое описание и ключевые параметры актива. Продажа этих предприятий - приоритет 2015 года.

 Нажмите для увеличения
 Нажмите для увеличения 
 Нажмите для увеличения 

Всего в списке объектов, подлежащих приватизации, - 302 актива. Они определены соответствующим постановлением правительства.

Однако об их продаже в 2015 году можно забыть. Многие из них даже не переданы Фонду госимущества. Из 302 активов у него в управлении находится всего 127 объектов. Причин этому несколько.

Во-первых, процесс передачи объектов длительный и бюрократичный. Среди министерств регулярно встречается нежелание расставаться с подопечными.

Во-вторых, в 2015 году приватизация не вышла за рамки подготовки законопроектов и обещаний Кабмина срочно начать этот процесс.

Внутренние против внешних

Стали известны шаги правительства в ходе приватизации ОПЗ.

"Конкурс планируется провести до конца ноября. Условия пока не выписаны - этим займется специальная комиссия, которую создадут в ближайшее время. Условия, как обычно, будут касаться трех основных моментов: сохранения профиля предприятия, "социалки" и экологии", - сказал ЭП собеседник из ФГИ.

По его информации, продавать ОПЗ планируется с привлечением международных советников. В качестве последних ФГИ видит международные банки UBS, Deutsche Bank, Credit Suisse, Rothschild.

Ранее Билоус заявил, что правительство планирует выручить от продажи завода не менее 500 млн долл. Откуда взялась эта цифра - неизвестно. Оценка объекта еще не проведена. Впрочем, в фонде эту цифру считают реалистичной, ссылаясь на то, что в прошлом объект едва не продали за более чем 600 млн долл.

По информации источников издания, интерес к ОПЗ проявили восемь компаний, в том числе четыре американских.

"По прежнему присутствует интерес со стороны норвежской Yara International ASA, однако однажды они тут уже обожглись и зайдут в Украину только при наличии надежного партнера", - говорит собеседник издания. О своем намерении участвовать в конкурсе заявила Group DF Дмитрия Фирташа.

У Group DF - своя история сотрудничества с заводом, и она не в пользу компании. Завод должен Ostchem 193,26 млн долл за предоставленный кредит. Также у ОПЗ есть кредит перед Ощадбанком. Подобные обязательства портят чистоту актива.

Теоретически, если возместить заводу НДС - долг государства перед ОПЗ составляет 600 млн грн, то можно частично погасить заем перед банком. Однако что делать с долгами перед Дмитрием Фирташем - непонятно.

Политическая позиция, по словам источника ЭП, в том, чтобы пока эти долги не возвращать. Экономическая - их наличие повлияет на стоимость актива.

"Эти долги нужно возвращать или срезать эту сумму со стоимости актива. Билоус озвучил цифру 500 млн долл, но пока непонятно - это с учетом долгового среза или нет", - отмечает в разговоре с ЭП аналитик Dragon Capital Денис Саква.

 Нажмите для увеличения 

По мнению советника главы ФГИ, совладельца компании Finpoint Сергея Будкина, размер долгов ОПЗ повлияет на то, сколько денег государство сможет получить за акции предприятия в ходе приватизации.

"Чем меньше долги, тем больше стоимость, которую покупатели будут готовы заплатить государству, и тем больше средств получит ФГИ от приватизации.

Если государство считает, что предприятие обременено частью долгов, которые незаконны или были сформированы мошенническим путем, то государство должно перед приватизацией очистить предприятие от этих долгов.

Например, признать их незаконность в суде или передать их другому предприятию по договору цессии", - уточнил инвестбанкир в комментарии ЭП.

По его мнению, в качестве альтернативы предприятие может дать покупателю иммунитет от выплаты некоторых долгов или от некоторых судебных процессов.

Иммунитет в данном случае подразумевает то, что государство берет на себя обязательство предпринять от имени предприятия все усилия для защиты его позиции в судах и арбитражах, включая связанные с этим расходы. А в случае негативного решения суда выплатить предприятию средства, достаточные для удовлетворения иска.

"Если не предложить такого механизма, вероятность того, что покупатели будут дисконтировать свои предложения на полную сумму задекларированных долгов и, кроме того, на сумму возможных потерь по искам, например, связанным с предыдущей попыткой приватизации ОПЗ, очень велика", - уверен он.

По словам эксперта, это приведет к уменьшению поступлений в казну при продаже ОПЗ. "Просто так написать в условиях приватизации "мы хотим, чтобы завод не возвращал долг" можно, но это приведет к тому, что покупатели все равно будут закладывать в цену возможную выплату", - полагает он.

Будет хорошо, продолжает инвестбанкир, если до конкурса дойдет более трех-четырех претендентов. "Основной проблемой приватизационного конкурса будет необходимость проведения широкого маркетинга этого объекта. Для этого понадобится квалифицированный советник", - говорит Будкин.

По его словам, рынок производителей удобрений широк. На нем есть крупные американские, канадские, бразильские, египетские, израильские, китайские, ближневосточные компании. Важно всех их "достать" в ходе маркетинга, тогда конкурс действительно имеет шанс быть успешным.

На линии конфликта

ФГИ заверяет, что приватизация ОПЗ будет проходить максимально прозрачно. Возможно, так оно и будет, но основная линия конфликта вокруг предстоящей сделки видна уже сейчас. Как писала ЭП, главные участники первого раунда - премьер-министр Арсений Яценюк, а также Дмитрий Фирташ и Сергей Левочкин.

Пока все ограничились публичными обвинениями в адрес друг друга. Когда же приватизация ОПЗ стартует официально, правительство может ограничить количество участников в конкурсе. В Group DF пытаются играть на опережение.

 Нажмите для увеличения 

"Ограничения будут зависеть от того, под кого выпишут условия. Например, в правительстве могут написать проект закона, в котором так и будет сказано: Дмитрию Фирташу запрещено участвовать в приватизации ОПЗ", - шутит собеседник издания, знакомый с процессом приватизации.

Могут и написать. Не совсем так, но законодательные уловки традиционно оставались одним из способов фильтра потенциальных участников конкурса. Всего таких способов можно выделить два.

Первый - внести изменения в законы. Проекты на эту тему уже зарегистрированы в парламенте. Пока нельзя сказать, что они выписаны против определенного инвестора, но процесс этот только начался.

Так, в декабре 2014 года появился проект №1567, запрещающий участие компаний страны-агрессора в покупке украинских активов. Загвоздка в том, что документ появился вместе с перечнем неподлежащих приватизации объектов.

Список оказался не окончательным. Он не прошел согласование на уровне руководителей фракций и в правительстве. За последние полгода перечень несколько раз появлялся среди документов, которые Кабмин планировал рассматривать, но возвращался обратно в кабинеты чиновников.

К слову, от принятия списка зависят дальнейшие планы правительства в сфере приватизации. После исключения из перечня неподлежащих приватизации объектов планируется продажа тринадцати морских портов.

Нажмите для увеличения 

На днях правительство внесло на рассмотрение депутатов еще один проект закона на эту тему. Документом 2319а Кабмин пытается урегулировать вопрос оплаты услуг советников за счет средств госбюджета и ресурсов МФО, а также ограничить круг потенциальных участников конкурса.

В проекте также есть нормы, запрещающие покупать украинские активы лицам из государства-агрессора. Кроме того, если пакет акций покупает трейдер, то он должен раскрыть информацию о том, в чьих интересах делается приобретение. Эта норма позволит понять, кто будет окончательным собственником завода.

Второй способ ограничить круг участников - так прописать условия конкурса, чтобы отсеять неугодных. Парламент ушел на каникулы и сможет вернуться к вопросам приватизации не раньше сентября. Высока вероятность, что ОПЗ будут готовить к продаже, а то и продавать, по действующей законодательной базе.

Таким образом, конкурсные условия окажутся основным документом. Помимо прочего, допуск участников будет зависеть от выводов АМКУ.

Сначала ОПЗ - потом все остальное

Пока в фонде намерены сосредоточиться на продаже ОПЗ. Облэнерго и ТЭС планируется продавать после. Пакеты размером 25% будут торговаться на фондовых биржах, а контрольные пакеты - свыше 50% - с аукционов.

"Главное - провести не быструю приватизацию, а правильную. За облэнерго можно выручить не менее 300 млн долл. Ими интересуются больше местные, нежели иностранные инвесторы. В некоторых случаях контрольные пакеты хотят купить миноритарии", - рассказывает собеседник издания из ФГИ.

Правда, даже если допустить, что продажа ОПЗ каким-то чудом обойдется без судебных споров и состоится в ноябре, "после нее" - это в декабре. Реалистичность планов ФГИ устроить в канун новогодних праздников и в разгар бюджетного процесса распродажу госимущества вызывает сомнения.

Реклама: