Українська правда
Економічна правда

Зона АТО перетворилася на новий ринок збуту

Галина Калачова, для ЕП — Середа, 20 травня 2015, 08:29
Геннадій Москаль зупинив чергове авто в зоні АТО

Українські підприємства ведуть бізнес з компаніями з "ДНР" та "ЛНР" з однієї простої причини: заради підвищеного прибутку, з якого можна не платити податки. Чому це можливо? (Рос.)

Украинские предприятия ведут бизнес с компаниями из "ДНР" и "ЛНР" по одной простой причине: ради повышенной прибыли, с которой можно не платить налоги.

Почему это возможно?

Причина - отсутствие единого подхода к формату экономических отношений с зоной АТО на уровне руководства Донецкой и Луганской ОГА.

"Обратите внимание на разницу в поведении глав ОГА Донеччины и Луганщины. Руководитель Донеччины Александр Кихтенко за то, чтобы договариваться с сепаратистами, потому что там живут украинцы.

Геннадий Москаль, руководитель Луганской военно-гражданской областной администрации, занимает более жесткую позицию. Он категорически против каких-либо договоренностей", - говорит собеседник ЭП из правительства.

Позиции Москаля и Кихтенко действительно разные. Ранее Кихтенко заявлял о необходимости вести переговоры и закупать уголь у "ЛНР" и "ДНР".

"Есть предприятия, зарегистрированные на нашей территории. Они могут вести переговоры с руководством "ДНР", "ЛНР". Пусть ведут. Пусть законно заключают договоренности и законным путем перевозят уголь для наших ТЭС. Я не вижу другого выхода, как обеспечить Славянскую ТЭЦ антрацитом", - сказал он.

Решения Москаля направлены на то, чтобы максимально отгородиться от оккупированных территорий. Своим распоряжением от 12 мая он запретил пропуск через линию разграничения граждан Украины с документами "ЛНР" и "ДНР". Перемещаться вправе только жители с паспортами Украины.

Еще одним распоряжением Москаль запретил пропуск автомобилей через контрольный пункт "Лисичанск-Первомайск". Запрет не распространяется на пешеходов и машины международных гуманитарных организаций. В этот же день интернет облетело видео о том, как он не пропустил два грузовика с пивом.

"Нет там людей, там одни террористы. Кто нормальный человек, тот давно перешел на нашу сторону. Если вы кормите террористов, значит, вы заодно с ними", - заявил он перевозчикам двух фур с пивом.

Видео содержит ненормативную лексику

Очевидно, что обе модели не решают проблем незаконного перемещения товаров в зону АТО и из нее, а также схем по уходу от уплаты налогов.

Парламент предлагает свои идеи. Депутаты зарегистрировали законопроект о криминализации уголовной ответственности за контрабанду подакцизных и контрафактных товаров в крупных размерах.

Речь идет о грузах, стоимость которых в двести пятьдесят и более раз превышает необлагаемый налогами минимум доходов граждан. Криминализация коснется поставок стоимостью свыше 4 250 грн. Если законопроект примут, за контрабанду подакцизных товаров будет грозить срок от трех до семи лет.

Бюджет теряет на схемах

Государственная фискальная служба предоставила ЭП информацию о проведенных в регионе проверках и зафиксированных правонарушениях. Картинка получается крайне любопытная.

В январе-апреле 2015 года ГФС в Донецкой области провела 11 плановых, 69 внеплановых проверок и 797 встречных сверок. По их результатам доначислено в бюджет 21,5 млн грн налогов, согласовано и уплачено - 15,6 млн грн.

В Луганской области проведено 37 внеплановых проверок и 115 встречных сверок. По их результатам доначислено 0,7 млн грн налогов. Такая же сумма согласована и перечислена в казну.

Всего в январе-апреле следователи налоговой милиции открыли 1 523 уголовных производства об умышленном уклонении от уплаты налогов. В январе - 399, феврале - 323, марте - 444, апреле - 357.

По Донеччине и Луганщине цифры следующие.

У Донецькій області - 52 кримінальні провадження на загальну суму 108,6 млн грн. У січні - 12 проваджень на 11,1 млн грн, у лютому - 10 на 37,6 млн грн, у березні - 17 на 33 млн грн, у квітні - 13 на 26,9 млн грн.

У Луганській області - 11 кримінальних проваджень на загальну суму 108,6 млн грн. У січні - 3 провадження на 5,4 млн грн, у лютому - 2 на 1,6 млн грн, у березні - 3 на 5,4 млн грн, у квітні - 3 на 3,5 млн грн.

 Фото unian.net

"В некоторых других развитых регионах количество начатых производств и размер убытков по ним в три и более раз превышают результаты следствия Донецкой или Луганской областей. При этом аналогичные цифры по западной Украине в разы меньше", - отмечают в пресс-службе ГФС. Однако тут есть один нюанс.

Большинство работавших на Донбассе компаний переехали из региона в другие области. По словам Кихтенко, только из Донеччины выехало 80% бизнеса. То есть концентрация правонарушений среди оставшихся 20% все же высока.

В качестве примера ГФС приводит случаи завышения налогового кредита, несвоевременную уплату ренты. Чаще всего, утверждают в службе, неуплата налогов касается НДС, налога на прибыль и акцизов. Еще один "пакет" махинаций касается попыток незаконно освоить бюджетные средства.

"Например, государство заключает с компанией договор о полной предоплате за выполнение работ или услуг. Компания получает деньги, а потом берет в Торгово-промышленной палате справку о форс-мажорных обстоятельствах. В итоге - ни денег, ни работ", - рассказывает собеседник ЭП из правительства.

Есть еще один способ: Киев выделяет средства, например, на ЖКХ, а тендер "выигрывает" фирма из Донецка.

"Есть случаи поставок лекарств на неподконтрольные территории с отсрочкой оплаты 90 дней. Ни одно нормальное предприятие не согласится поставлять на оккупированную территорию продукцию с условием, что ему когда-то заплатят. Это скрытые способы финансирования терроризма", - уверен собеседник.

Проблемные товары

В зону АТО и из нее перевозится все: от запчастей и электроприборов до корма для животных. Товарная палитра видна из данных пропускного пункта "Курахово".

Загальний обсяг вантажів, які переміщуються із зони АТО, контрольний пункт "Курахове"

Найменування вантажу

Загальна сума з ПДВ, грн

Вироби з металів

118 318 361

Електроприлади, холодильники

101 676 768

Запчастини для промислових механізмів

70 017 482

Інше

69 326 027

Метал

49 950 453

Металобрухт, брак на переплавку

6 079 732

Продукти харчування, комбікорм, яйце інкубаційне

15 044 110

Двигуни

1 078 989

Автоскло

1 082 233

Паливо котельне

2 546 339

Хімічні продукти

44 084 554

Всього

479 205 048

Загальний обсяг вантажів, які переміщуються в зону АТО, контрольний пункт "Курахове"

Найменування вантажу

Загальна сума з ПДВ, грн

Інше

76 647 037

Брухт кольорових та чорних металів

169 363 874

Вироби з металу

102 555 320

Електродвигуни, електротовари, холодильники

27 679 123

Запчастини для промислових механізмів

149 889 497

Металопрокат, чавун

4 548 229

Продукти харчування, корми для тварин, премікси

76 389 426

Продукти хімічної та мінеральної промисловості

90 231 348

Вироби з полістеролу та поліпропілену

15 572 706

Будівельні вироби

27 055 289

Гофрокартон

981 230

Автозапчастини

2 606 329

Лісоматеріали та вироби з деревини

805 481

Паливо котельне

463 242

Всього

744 788 131

Джерело: Державна фіскальна служба

Наиболее проблемные - подакцизные товары (алкоголь и сигареты) и продукты питания. Здесь больше всего случаев незаконного перемещения, а также распространения контрафакта в приграничных регионах.

"В районах, расположенных вдоль зоны АТО, а также на юго-востоке страны, заметно увеличилась доля сигарет компании "Хамадей", расположенной в Донецке. Эта компания оставила часть линий в Донецке, а другие переместила в Россию и оккупированный Крым", - рассказывает директор по корпоративным вопросам Imperiаl Tobacco в Украине, Молдове и странах Кавказа Олег Стрекаль.

На линии разграничения стоят пограничники и военные, то есть производство и дистрибуция сигарет "Хамадея" должны умереть. Однако их доля на рынке растет, они просачиваются на территорию остальной Украины, говорит менеджер.

 Фото автора

Есть и обратный процесс: сигареты украинских производителей попадают на временно оккупированную часть Донецкой и Луганской областей.

Официальные поставки за линию разграничения запрещены. Компании-производители и дистрибьюторы ими не занимаются. Остаются нелегалы, которые, договариваются о платном пропуске товара на блокпостах.

Растет уровень нелегальной торговли в Мариуполе. Об этом свидетельствуют результаты исследования компании "АС Нильсен Юкрейн".

"Исследование проводилось путем анализа выброшенных пачек из-под сигарет", - говорит директор по корпоративным вопросам "Филип Моррис Украина" Роман Хрущ.

Пресса также сообщала, что в Луганской и Донецкой областях продаются поддельные сигареты известных мировых брендов с маркой "Новороссии".

В целом по стране - обратная ситуация. По данным компании TNS, говорит Хрущ, объем нелегально ввезенных сигарет снизился. Если в начале 2014 года доля контрабанды составляла 5%, то в конце 2014 года этот показатель сократился до 3%, в том числе - за счет снижения нелегального ввоза продукции из России.

По словам директора отдела корпоративных вопросов компании "JTI Украина" Александра Когута, ситуация на украинско-российской границе и девальвация гривны сделали контрабанду сигарет из соседних стран менее выгодной.

"Был усилен контроль над экспортом табачной продукции из Беларуси в Украину и Молдову, большая часть которой попадала на нелегальный рынок", - отмечает он.

По данным Госстатиста и Миссии ЕС по приграничной помощи Молдове и Украине EUBAM, в последнем квартале 2014 года экспорт был прекращен. Введен запрет на ввоз, вывоз и транзит табачной продукции через два таможенных пункта пропуска на украинско-молдавской границе - Кучурганы и Платоново.

В целом по стране ситуация с контрабандой обстоит следующим образом.

 Нажмите для увеличения

Риски украинских степей

В перспективе ситуация может усугубиться.

Парламент и правительство сошлись во мнении: конфискованные и бесхозные автомобили и табачные изделия временно, до 31 декабря 2016 года, нужно передавать бесплатно в зону АТО. Соответствующие законопроекты №1402 и №1404 профильный комитет Верховной Рады рекомендовал принять за основу.

Правительство эти акты одобрило.

"Влияние законопроекта на бюджет сложно оценить. Тем не менее, его нормы могут обеспечить экономию бюджетных средств на закупке табачных изделий для военнослужащих и уничтожении конфиската. Законопроект поддерживается", - сказано в выводах Минфина с подписью первого замминистра Игоря Уманского.

 Нажмите для просмотра всего документа (pdf)

"Это новая коррупционная схема, замаскированная под "заботу" о воинах АТО. Перемещение конфискованных сигарет трудно проконтролировать. Зная "предприимчивость" некоторых силовиков, можем предположить, что большинство конфиската окажется на "черном" рынке", - прогнозирует Стрекаль.

Второй негатив идеи - качество конфиската невозможно проконтролировать. В результате, можно ненароком отравить солдат продукцией, которую специально подсунут террористы в виде конфискованных сигарет.

В 2014 году, по данным компании TNS, потери госбюджета из-за нелегальной торговли сигаретами составляли более 2 млрд грн. По данным СБУ, нелегальная торговля сигаретами - один из источников финансирования террористических группировок и организованной преступности в восточных областях.

"Поставка конфискованной продукции на территорию АТО еще больше усложнит ситуацию, приведет к росту теневого табачного рынка и общего уровня преступности", - отмечает Когут.

"Я понимаю беспокойство табачников - невозможно проконтролировать каждую пачку сигарет. Конфискованный табак можно передать в зону АТО, потом фура с ним исчезнет в степях Украины. В случае с автомобилями это маловероятно из-за необходимости их регистрации", - отмечает директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.

Чтобы конфискованный автомобиль получил право перемещаться по стране, он должен быть легализирован и зарегистрирован в базе ГАИ. Главное, чтобы государство контролировало регистрацию таких транспортных средств. Если они окажутся в базе ГАИ, то спокойно смогут перемещаться по дорогам Киева.

"У таких машин должно быть целевое назначение - для нужд армии. Они должны передвигаться только на территории зоны АТО", - отмечает эксперт. Правда, есть опасность, что после вступления законопроекта в силу такие автомобили по дороге в зону АТО в тех же степях окажутся разобранными на детали.

© 2005-2020, Економічна правда. Використання матеріалів сайту лише за умови посилання (для інтернет-видань - гіперпосилання) на "Економічну правду".

"Всі матеріали, які розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство "Інтерфакс-Україна", не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства "Інтерфакс-Україна". Назва агентства "Інтерфакс-Україна" при цьому має бути оформлена як гіперпосилання.

Матеріали з позначкою PROMOTED, СПЕЦПРОЄКТ, ЗА ПІДТРИМКИ публікуються на правах реклами.