Іноземні канали пройдуть посилений контроль
Пока в неконтролируемом интернете циркулирует видео на любой вкус и цвет, парламент стремится максимально зарегулировать телевизионный эфир.
В четверг Верховная Рада приняла законопроект, который регламентирует показ рекламы на иностранных телеканалах в Украине.
В декабре 2014 года его зарегистрировали депутаты Николай Княжицкий, Вадим Денисенко, Елена Кондратюк, Ирина Геращенко и Александр Абдулин.
Суть акта проста: трансляция рекламы на иностранных каналах, которые не подпадают под юрисдикцию стран ЕС или не ратифицировали Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении, запрещается.
В пояснительной записке к проекту эта мера объясняется необходимостью защиты отечественного производителя телепрограмм. Мол, прокормить всех на телевизионном рынке тяжело, так как он в четыре раза меньше польского. Поэтому зарабатывать на рекламе должны украинские телеканалы.
По данным Всеукраинской рекламной коалиции, в 2014 году по сравнению с 2013 годом телерынок просел на 20% до 3,9 млрд грн. Прогнозов его роста пока нет.
Есть в законе еще одна мера по защите внутреннего рынка. Если рекламодатели заказывают размещение роликов на каналах, вещающих в Украине, то заказ этой услуги должен идти исключительно через украинское юрлицо.
Запретить запрещенное
В первую очередь, законопроект, очевидно, был направлен на запрещение рекламы в эфире российских каналов, поскольку Россия не ратифицировала Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении.
Однако по словам директора по развитию сети телеканала "112 Украина" Андрея Соломахи эта инициатива стала бессмысленной. В 2014 году Национальный совет по вопросам ТВ и радиовещания и так запретил показ пятнадцати российских каналов в эфирных и кабельных сетях.
Директор Индустриального телевизионного комитета Игорь Коваль подчеркивает, что в Украине еще вещают каналы из России, например, "Дождь". Есть несколько белорусских каналов. По новому закону, с ними, видимо, придется попрощаться. Соломаха приводит пример телеканала "Беларусь 24", на котором есть реклама.
Хотя депутатский запрет явно "дырявый". "Канал подпадает под юрисдикцию страны не только если он ее лицензиат, но и если он вещает со спутника, оператор которого является резидентом такой страны", - отмечает Коваль.
Таким образом, телеканалы, вещающие с европейских спутниковых флотов SES или Hotbird, подпадают под юрисдикцию Европы. Это могут быть каналы из любых других стран. Более того, такой российский канал как Russia Today вообще имеет лицензию британского регулятора "Офком".
По словам Соломахи, чтобы брать деньги за рекламу, оставшимся в Украине иностранным каналам даже не придется открывать здесь юридическое лицо.
"Они работают через дистрибьюторов, на которых оформляются местные контракты. Таковыми могут быть крупные украинские медиа-группы. "Требование об оплате рекламы украинскому юрлицу было и ранее", - говорит Коваль.
Фото unian.net |
Черный список
Получается, что в сфере протекции украинских производителей телепередач законопроект не решает никаких серьезных задач и является запоздалым? Это было бы действительно так, если бы не одна приписка в его тексте, которая может значительно расширить полномочия регулятора.
Как рассказывает Соломаха, законопроект вводит в правовое поле список адаптированных каналов, который ведет регулятор.
По идее, в Украине могут вещать все каналы, чьи страны пописали европейскую трансграничную конвенцию. На практике регулятор вносит каждого нового зарубежного вещателя в специальный реестр только в том случае, если посчитает, что его можно распространять в Украине.
По этому вопросу ТВ-провайдеры и Нацсовет часто конфликтовали. Регулятор периодически проверял сетки кабельных операторов и выявлял каналы, которых у него не было в "правильном" списке и выносил предупреждения.
Кабельный оператор, в свою очередь, апеллировал к тому, что в странах, подписавших европейскую конвенцию о трансграничном вещании, не должны устанавливаться дополнительные барьеры.
Наиболее затяжной конфликт у Нацсовета по этому вопросу был несколько лет назад с крупнейшим в стране ТВ-провайдером "Воля". По словам его президента Сергея Бойко, компания выиграла суды и доказала отсутствие необходимости в адаптации европейских вещателей регулятором.
По большому счету, список адаптированных каналов должен нести второстепенный информационный смысл, а не запретительный. Однако принятый законопроект ставит этот список во главу угла.
"Теперь каналы, которые содержат рекламу и которые не смогут доказать, что она оплачена в Украине, могут уйти из пакетов платного ТВ", - подчеркивает Бойко.
Фактически телеканалы будут проходить двойной отсев: европейский - через подписанную конвенцию и украинский - на усмотение Нацсовета.