Інтернет, доступніший за воду?
В эти дни в Барселоне проходит одно из ключевых событий в сфере индустрии мобильной связи World Mobile Congress 2015.
Представители крупнейших операторов мира собрались, чтобы обсудить, как подключать к мобильному скоростному интернету все большее количество людей.
Последний доклад отраслевой ассоциации GSMA свидетельствует, что к мобильному интернету подключено 2,2 млрд уникальных пользователей в мире.
К 2020 году это число должно увеличиться до 3,8 млрд.
В Европе сотовые операторы подключили к скоростному беспроводному интернету наиболее продвинутые в технологическом плане слои общества.
Чтобы расти дальше, нужно скооперироваться с государственными чиновниками.
Как заявил генеральный директор итальянской компании Telefonica Сезар Алиерта, крупнейшие операторы обратились в Еврокомиссию с предложением внести в список универсальных общедоступных услуг и мобильный интернет.
Мобильный скоростной интернет, по словам менеджера, должен улучшить качество жизни европейцев так же, как в свое время это сделали электричество, канализация, водопровод и телевидение. Если ЕК поддержит эту инициативу, то к 2020 году 90% европейцев получат доступ к сотовому интернету.
Украина пытается догнать
В Украине, которая также готовится к интеграции с ЕС, мобильный интернет в ближайшее время тоже может стать одной из разновидностей общедоступного интернета. В феврале Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации разработала законопроект "Об электронных коммуникациях".
Он содержит норму, согласно которой универсальные телекоммуникационные услуги смогут оказывать операторы, работающие на базе любых технологий. Если инициатива регулятора пройдет, то в игру могут вступить и мобильные операторы.
Сейчас согласно устаревшему закону "О телекоммуникациях" общедоступные телеком-услуги - это голосовая местная связь, таксофоны, экстренные вызовы, услуги телефонных справочников на базе сетей фиксированной связи.
Эти услуги оказывает населению, в первую очередь, "Укртелеком" как монополист на данном рынке. Тарифы на эти социальные сервисы регулирует государство.
Крупнейшие интернет-операторы Украины
В новом отраслевом законе регулятор предложил отнести к общедоступным и интернет-доступ. В первую очередь, это должно преодолеть "цифровой разрыв", который образовался между городом и селом.
Как сообщил ЭП член НКРСИ Александр Скляров, над новым законом еще нужно поработать. "Комиссия планирует на пару недель продлить сбор предложений от всех заинтересованных сторон и потом переходить к "очному" общественному обсуждению проекта", - отмечает он.
По словам чиновника, предложенные регулятором нововведения о технологической нейтральности доступа к телекоммуникациям разработаны с учетом европейского опыта.
"В ЕС не указывается, какая технология должна использоваться для организации связи - фиксированная связь, мобильная либо Wi-Fi", - добавляет Скляров.
Нужно ли гарантировать скорость
Примечательно, что в проекте НКРСИ не указана минимальная скорость оказываемой социальной услуги интернет-доступа населению. Если исходить из европейского опыта, то там этот норматив тоже не везде урегулирован.
Более того, далеко не во всех странах Европы бродбенд - высокоскоростной интернет - является общедоступным сервисом, гарантированным законом.
Первой включила бродбенд в состав универсальных телеком-услуг Швейцария в 2008 году. С 1 января 2015 года там действует новая минимальная скорость: 2 Мбит/сек - скачивание и 200 Кбит/сек - отдача. Раньше она была вдвое меньше.
Как считает консультант компании Netton CG Роман Химич, в украинских реалиях следует "плясать" не от голых цифр гарантированной скорости к интернету, а от необходимости обеспечения граждан конкретными сервисами.
По его мнению, украинец должен иметь доступ к электронной почте, для чего нужно обеспечить 100 Кбит/сек, а также к VoIP-сервисам, например, Skype, браузингу определенного пула интернет-ресурсов - образовательных и государственных. Для этого 1 Мбит/сек должно хватать.
Как гарантируют скоростной интернет в разных странах
Страна |
Социальная гарантия скоростного интернета |
Австралия |
В планах до 2020 года подключить 93% домов на скорости до 1 Гбит/сек. Еще 7% - на минимальной скорости 12 Мбит/сек через спутник или беспроводную сеть. |
Канада |
Бродбенд не является универсальной услугой, но установлена минимальная скорость скачивания 5 Мбит/сек и отдачи - 1 Мбит/сек. |
ЕС |
Обязательства по оказанию универсальной услуги включают в себя соединение для доступа к интернету. Члены ЕС определяют технологическую концепцию самостоятельно. Согласно программе Europe 2020 Strategy, каждый европеец должен иметь к 2020 году доступ к интернету на скорости от 30 Мбит/сек. |
Израиль |
Минимальная скорость доступа к интернету - 1,5 Мбит/сек. |
Япония |
Бродбенд не входит в пакет универсальных услуг, но согласно стратегии Hikari-nomichi, каждый дом к 2015 году должен иметь доступ к сети на скорости не менее 30 Мбит/сек. |
Испания |
Установлена минимальная скорость бродбенда - 1 Мбит/сек. |
Турция |
К универсальной услуге относится интернет-доступ на скорости 512 Кбит/сек при скачивании и 256 Кбит/сек - при отдаче. |
Великобритания |
Бродбенд не относится к универсальным услугам. Государство стремится к тому, чтобы в 2015 году 90% населения имели доступ к супер-скоростному интернету, а остальные - хотя бы на уровне 2 Мбит/сек. |
США |
Цель - добиться 100-процентного покрытия универсальной интернет-услугой на скорости хотя бы 5 Мбит/сек при скачивании и 1 Мбит/сек - при отдаче к 2020 году. |
Источник: Organisation for Economic Co-operation and Development
Есть ли интернет в селе
Рынок интернет-доступа в Украине сильно фрагментирован. На нем существует только один игрок, доля на рынке которого составляет около 25%. Это "Укртелеком". Остальные довольствуются небольшой долей. Меньшие операторы выступают против введения какого-либо регулирования.
Проведенный ЭП опрос в профильном сообществе показал, что участники рынка от государства ничего хорошего не ждут. "В Украине любое регулирование заключается в создании коррупционных схем", - говорит один из них.
Депутаты и старый состав НКРСИ уже пытались решить проблему преодоления цифрового разрыва между городом и селом. Речь шла о создании фонда компенсаций затрат на строительство и работу фиксированных сетей связи и передачи данных за счет спецсбора со всех участников телеком-рынка.
Последняя схема фонда в начале 2014 года выглядела так: операторы платят специальный налог в размере 3,5% от оборота - более 1 млрд грн в год. Мобильные операторы получают льготу в таком же размере при плате спецсбора в Пенсионный фонд. Однако Кабмин последнее условие не устроило.
Участники рынка опасались, что дополнительные деньги на развития получит только "Укртелеком" как компания, приватизированная в интересах представителей прошлой власти. Сейчас ею владеет СКМ Рината Ахметова.
Как отмечают представители небольших и средних интернет-провайдеров, сети в селах активно развиваются и без государственного вмешательства.
Фото unian.net |
"Винницкая область: за квартал со старта построения сети и последующие два квартала после окончания проникновение в селе на 1 тыс дворов достигло 30%. Типичная скорость - 100 МБит/сек. Средний чек - выше киевского", - делится наблюдением директор киевского интернет-провайдера "Ланет" Мариан Ивасюк.
По оценкам партнера консалтинговой группы E&C Анатолия Фроленкова, проникновение в селах и малых городах до 50 тыс человек в Украине уже составляет почти 38%. В больших городах - 50-80%.
Альтернатива фонду универсальных услуг
В законопроекте "Об электронных услугах" упоминаний о фонде компенсаций нет. Согласно договору об ассоциации с ЕС, который подписала Украина, деньги на развитие интернета могут собираться не только с участников рынка, но и выделяться из госбюджета. Последний вариант тоже видится маловероятным.
Зачем создавать определение универсальной услуги интернет-доступа, если нет возможности гарантировать эту услугу населению?
Президент компании "Воля" Сергей Бойко предлагает еще один вариант развития универсальной интернет-услуги: не через компенсацию затрат, а через сокращение текущих расходов операторов.
"Например, те кто предоставляет универсальные услуги, не должны платить за сервитуты. Или для них не должно быть ограничений доступа к инфраструктуре, и они не должны страдать от демонтажа уже построенных сетей", - рассуждает он.
Кроме того, по его мнению, с помощью универсальной услуги можно бороться с демпингом на интернет-рынке, установив на услугу минимальный тариф.
Такая практика используется в странах, где интернет - общедоступный сервис. Однако там устанавливается не минимальный граничный тариф, а максимальный. Например, в Швейцарии он составляет 55 франков в месяц.
Недоступный мобильный интернет
Еще один вариант преодоления цифрового разрыва - развитие мобильного интернет-доступа. Казалось бы, в Украине уже выданы 3G-лицензии всем GSM-операторам, они скоро развернут новые сети, и проблема с интернетом отпадет. Однако операторы не стремятся попасть в украинские села и мелкие города.
В лицензионных условиях им удалось пролоббировать пункт, согласно которому они не обязаны покрывать населенные пункты с населением менее 10 тыс человек. Значит, их жители 3G вряд ли увидят, как и мобильный интернет. Если, конечно, регулятор к этому не подтолкнет операторов в принудительном порядке.
В законопроекте "Об электронных коммуникациях" отмечается, что операторы, контролирующие более 25% рынка в деньгах, могут получить обязательное предписание - развивать сети в районах с неудовлетворенным спросом.
Мобильные операторы не против пообщаться на тему социального мобильного интернета. "Мы готовы участвовать в рабочей группе по гармонизации законодательства об универсальных услугах с законодательством ЕС", - говорит директор по регуляторно-правовому обеспечению "Киевстара" Андрей Осадчук.
"Дать всем проводной интернет нереально: это дорого, сложно и долго. Намного проще и дешевле обеспечить быстрый интернет на основе радиотехнологий 3G и 4G силами мобильных операторов", - поддерживает его начальник отдела по связям с общественностью "МТС-Украина" Виктория Рубан.
Мобильные операторы также видят необходимость в создании механизма компенсации затрат, если строить интернет-сети в селах и труднодоступных районах окажется нерентабельно.
Фото unian.net |
"Доступ к средствам этих фондов должен быть не у какого-то эксклюзивного подрядчика, а у любых операторов, которые готовы взять на себя выполнение задачи", - подчеркивает Рубан.
Однако Дмитрий Фурман, директор по корпоративным регуляторным и юридическим отношениям компании "Астелит", ТМ life:), говорит, что механизм компенсации единоразовых затрат операторов на строительство базовых станций в местах с низкой окупаемостью - это пока не своевременная задача.
По его словам, рынок мобильного интернета должен пройти стадию насыщения, и это займет пять-шесть лет в случае дальнейших инноваций в мобильной отрасли. "Вопрос создания фонда для субсидирования покрытия мобильным интернетом в труднодоступных местах - это далекое будущее", - резюмирует Фурман.