Як поміняти 4G на аналогове телебачення
Не только в сфере 3G мы позади планеты всей.
Сравнивать украинское телевидение с европейским - это почти то же самое, что сравнивать 3D-кинотеатр с кинопроектором в сельском клубе.
В Украине рынок телевизионного контента и его трансляции "строят" политики, а не бизнес.
Политикам для пропаганды модные развлечения электората в ящике не нужны.
Украина и Греция подпортили статистику
Только 11% телезрителей Европы, которые принимают сигнал на домашнюю антенну - наземное эфирное ТВ, смотрят аналоговую картинку.
Такие данные на днях обнародовала спутниковая компания SES.
Главный координатор рыночных исследований SES Лоренс Крибьер уточнила, что в большинстве стран уже прошло полное отключение аналогового ТВ. Однако из-за Греции и Украины эта цифра в статистике еще существует.
SES со ссылкой на Satellite Monitor и GfK Ukraine предоставила ЭП более подробные данные об отечественном телесмотрении. Они заставляют задуматься о том, насколько Украина готова к переходу на "цифру".
Только 980 тыс семей имеют возможность принимать цифровой сигнал. Это абоненты единственного в стране цифрового эфирного провайдера "Зеонбуд", который принадлежит офшорной компании Planbridge Ltd, Кипр. Еще 4,8 млн домохозяйств по-прежнему принимают аналоговое ТВ на старые антенны.
Тем временем Национальный совет по вопросам ТВ и радиовещания объявил, в каком регионе аналоговое телевидение отключат быстрее всего. Это Волынская область. Согласно международному соглашению "Женева-2006", государство должно перейти на "цифру" в июне 2015 года.
Вещатели к этому готовы, а вот сеть вещания и телезрители - нет. Как рассказал ЭП член Нацсовета Олег Черныш, у регулятора до недавнего времени не было точных данных, сколько цифровых приемников есть у населения.
По данным соцопросов, это цифра составляла 1,5 млн штук, а по данным поставщиков, - 4,8 млн. Новые цифры SES настораживают. Абонентов "цифры" оказалось еще меньше.
Аналог или 4G?
Наверно, на этот вопрос ответит и десятилетний ребенок, но украинские чиновники пока еще не определились. Как говорится, здесь без парочки рабочих групп экспертов не обойтись. По всей видимости, регулятору к началу лета ничего больше не останется, как только отключать аналог точечно.
Это будут приграничные районы. Если какая-то из соседних стран, которая также является участницей женевского соглашения, напишет в Нацсовет жалобу, что украинское ТВ на границе мешает им развивать 4G, то Киев обязан будет отключить передатчики, создающие помехи.
Фото unian.net |
Что будут делать люди, которые пользовались старыми антеннами, особенно в сельской местности? Если есть деньги - покупать спутниковую тарелку или слушать проводное радио, пока "Укртелеком" Рината Ахметова его обслуживает.
Как долго страна сможет тянуть с отключением аналогового ТВ? В разговорах с ЭП члены Нацсовета отмечают, что точно можно вещать до конца 2015 года. Можно, в принципе, не отключать его и в дальнейшем, если передатчики находятся внутри страны, и сигнал от них не добивает до границы.
Скорее всего, так и будет: "Зеонбуд" не улучшает покрытие, хотя в нем есть очевидные дыры. Конечные собственники этого предприятия так и не раскрыты. Упрекнуть адресно некого. В Нацсовете говорят, что закон запрещает держать в офшорах только телерадиокомпании, а провайдеров, которые их вещают, - нет.
Государство давно перестало выделять средства на закупку телеприставок для социально незащищенных. А зачем? Всегда есть более насущные задачи. Зачем выполнять условия подписанных европейских международных программ?
Забавно, но проблему обеспечения льготников общедоступным телевидением можно было давно решить за полгода. Сформировать на каком-то из спутников универсальный ТВ-пакет и раздать бедным спутниковые ресиверы и антенны бесплатно, а менее нуждающимся - продать с большой скидкой.
Даже наземную сеть можно было не строить. Однако легких путей никто не ищет.
Если "аналог" останется, то украинские телекоммуникационные операторы еще не скоро увидят частоты для 4G.
В Европе часть аналогового эфирного диапазона отвели для нужд связи. Эти частоты - 700-800 МГц - выручают при покрытии загородных территорий, чтобы предоставлять мобильный интернет там, где городское 3G недоступно.
В Украине в 2015 году тоже наметились переговоры между Нацсоветом и Национальной комиссией по вопросам регулирования связи и информатизации. Как рассказал ЭП член Нацсовета Григорий Шверк, неплохо было бы "обменять" часть ТВ-частот на цифровые приставки для населения.
Эта мысль уже приходила в голову руководству VimpelCom Ltd пять лет назад. Таким образом они думали получить на развитие своего дочернего предприятия "Киевстар" в Украине дополнительные частоты для мобильного интернета.
Телевизионный регулятор тогда вроде был не против, но процесс не пошел. Что будет в этот раз - предположить сложно.
Кабельный бизнес повзрослел, а кабельщики - нет
Благодаря докладу SES выяснилось также, что Украина сильно отстала от Европы не только в сфере аналогового эфирного вещания, но и кабельного.
Из более 6 млн домохозяйств, которые обслуживают кабельные провайдеры, только 1,45 млн получают сигнал в цифре. Это тоже редкость для Европы, где аналога почти не осталось. В Украине более или менее активно развивают цифровой кабель только крупные игроки, такие как "Воля".
Как рассказал ЭП президент "Воли" Сергей Бойко, в их сетях уже более 40% цифровых подписчиков. "В городах-миллионниках процент выше, а в некоторых из них, например, в Киеве, у нас полностью завершен переход на цифровую технологию предоставления услуги платного ТВ", - говорит менеджер.
Он добавляет, что при переводе абонентов на "цифру" компания ориентируется на госполитику. Поскольку государство не спешит, то и "Воля" переход не форсирует. Хотя в планах - рост количества цифровых подписчиков до 50-60%.
По словам Бойко, меньшие кабельные игроки медлят с переходом, потому что не у всех из них хватает умения продавать.
Фото unian.net |
"Технически они попробовали, протестировали и поняли, что запустить "цифру" возможно, но найти ответ на вопрос, для чего им это нужно, смогли немногие. Формирование пакетов, продвижение, реклама и как результат - получение дополнительного дохода - непростая задача", - подчеркивает он.
Кроме того, добавляет менеджер, эти игроки не могут найти деньги для запуска "цифры". При отсутствии умения продавать возникают риски невозврата вложений, что повышает "стоимость денег" для инвестиций.
В Украине рынок кабельного ТВ еще в процессе консолидации. На нем до сих пор сотни игроков, доля которых не превышает нескольких процентов.
Тем временем телевизионный провайдерский бизнес в мире повзрослел. Это уже не просто ретрансляция каналов, принятых со спутника, в многоэтажки. Сейчас кабельный игрок - это удаленный ассистент для домашнего кинозала, а в Украине во многих сетях все работает по принципу черно-белого кино.
А об Ultra HD слыхали?
Насколько Украина отстала в плане развития телевизионных технологий, хорошо показал недавний опрос SES жителей европейских государств. У людей поинтересовались, знают ли они, что такое Ultra HD - следующий этап развития телевидения высокой четкости, перед которым сейчас стоит мир.
Каждый четвертый зритель ответил, что о таком слышал, а 2-3% опрошенных вообще сказали, что у них и телевизоры под новый стандарт готовы. Ведь уже более половины европейских домохозяйств смотрят HD-каналы через спутник.
Они познали, что такое четкая картинка на большом плазменном экране и уже хотят от нее большего. В Украине опрос об Ultra HD не проводился. По крайней мере, данных о нем на конференции не представили.
Зато выяснилось, что с HD-вещанием в Украине тоже все скромно. По данным GfK Ukraine и Satellite Monitor, всего около 1 млн украинских семей из 16 млн могут смотреть HD-телевидение. По меркам Европы это критически мало.
Ситуацию осложняет и то, что HD-каналы обычно выводятся на рынок в качестве платной премиум-услуги, а в Украине платить за картинку готовы далеко не все.
Платные HD-пакеты в Украине продает лишь несколько провайдеров, в основном - крупные спутниковые и проводные операторы.
"Количество подписчиков HD-пакетов растет, сегодня это уже тысячи пользователей. В целом, за 2014 год база подписчиков HD выросла на 20%. К сожалению, этот рост не так высок, как бы нам хотелось. В 2014 году наши ожидания были на уровне 30 и более процентов", - сетует Бойко.
Крибьер из SES говорит, что потребность в HD-каналах среди зрителей обычно вырастает, когда есть внутренний контент в высоком разрешении. "Когда в стране мало контента, то люди не спешат переходить на HD", - отмечает она.
Печально, но крупнейшие украинские вещатели не успели подготовить HD-версии до кризиса 2014 года. А планы такие были. Когда они снова осмелятся на следующий шаг в технологическом развитии, покажут время и деньги.
Пока же со вторым напряженно. Рекламный ТВ-рынок в 2014 году в гривне упал на 20% по сравнению с 2013 годом до 3,9 млрд грн. В 2015 году Всеукраинская рекламная коалиция пока не прогнозирует начало его роста.
Надеяться, что какой-нибудь политик или олигарх, несмотря на бесперспективность заработка от украинской рекламы, решит вложить несколько десятков миллионов долларов в HD-версию своего телеканала, можно.
Кому-то, может, и захочется, чтобы его лицо выглядело четче, но системности в отечественном ТВ-бизнесе от этого не прибавится.