Під диктовку Мінфіну
"Пускай бы уже приняли, наконец, все эти законопроекты: о налоговой реформе, о децентрализации, о едином социальном взносе, о трансфертном ценообразовании, проект бюджета на 2015 год.
Чтобы все это закончилось и стало понятно, по каким правилам мы живем. Или хотя бы можно было поспать на выходных", - мечтает в разговоре с ЭП один из авторов поправок в Бюджетный кодекс.
"Лучше бы отложили принятие этих законопроектов на апрель и пожили бы несколько месяцев по росписи. Ничего страшного не случилось бы. Зато нормально подготовили бы новое фискальное законодательное поле, а не в авральном порядке", - говорит один из депутатов БПП.
"Во вторник, 23 декабря, Верховная рада планирует принять за основу изменения в Бюджетный кодекс и проект закона о госбюджете на 2015 год", - заявил заместитель председателя фракции "Блок Петра Порошенко" Игорь Кононенко.
После этого, по его словам, состоится доработка проекта госбюджета и изменений в Бюджетный кодекс в комитетах и фракциях. Затем с учетом поправок народных депутатов вопрос будет вынесен для принятия в целом.
Независимо от сценария, вряд ли после принятия пакета законотворческий процесс станет более размеренным и понятным. После этого придется приступить к выполнению непосредственно самих реформ.
Как ранее писала ЭП, текущий бюджетный процесс - один из наиболее сумбурных. Реформаторские законопроекты согласовываются с большим скрипом в теневом порядке с плюс-минус одинаковой комбинацией сторон: НБУ, МВФ, парламентскими комитетами, главами фракций коалиции, Минфином.
Они будут результатом компромиссов и миксом бизнес-интересов. Если какая-то из сторон в перспективе не выполнит обещанное - другие об этом вспомнят. Последствия могут быть разными: от появления новых линий противостояния до кадровых перестановок.
Уже сейчас участники бюджетного процесса поговаривают о дед-лайнах, в которые руководители министерств должны принять определенные решения.
Например, органы местного самоуправления ждут от министра социальной политики Павла Розенко первых шагов по монетизации льгот уже в первом квартале 2015 года. Якобы это цена, которую должен "заплатить" министр за компромиссное решение относительно механизма по финансированию льгот.
Второй дед-лайн касается правительства в целом и министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса в частности. Он выставлен МВФ.
Натисніть для перегляду документа |
По заявлениям министра финансов Натальи Яресько, Украина надеется получить следующий транш от фонда уже в январе. Первый замглавы Нацбанка Александр Писарук обещает, что это произойдет в феврале. Когда бы это ни произошло, в правительстве уже сейчас утверждают: переговоры будут сложными.
Прежде чем выделять транш МВФ ждет качественных изменений. В том числе - по дефициту "Нафтогаза", тарифной политике, давно обещанной дерегуляции. Кабмин начнет с последнего. Уже на следующей неделе в парламент может быть подан пакет из 18-20 тематических законопроектов.
Множество неизвестных
Тем не менее, сейчас все внимание приковано к бюджетному процессу. Из всего пакета о подготовке поправок в Бюджетный кодекс известно меньше всего. По информации источников ЭП, процесс не выпадает из общей картины: то же теневое согласование с депутатами, те же споры с Минфином.
В пятницу документ обсуждался с главами фракций, после - в правительстве. Работа над документом продолжалась и на выходных.
Какой будет окончательная версия, будет понятно только после принятия акта в целом. Учитывая, что украинские чиновники - те еще любители подправить документ после голосования, то говорить о каком-то окончательном варианте можно будет только после публикации законопроекта в профильных СМИ.
Пока многое неизвестно. Документ меняется каждый час.
На выходных было сложно сказать, будет ли в новой редакции кодекса списание среднесрочных займов, будут ли установлены четкие сроки, до пяти дней, прохождения платежных поручений местных бюджетов в системе Госказначейства, останется ли в документе пункт об усилении ответственности органов и должностных лиц казначейства за нарушение этих сроков.
"Эти положения Минфину определенно не выгодны. Правки Минфина нацелены на то, чтобы вычистить из законопроекта эти пункты. Несмотря на то, что они прописаны в коалиционном соглашении", - говорит собеседник ЭП из Минфина.
В распоряжении ЭП оказалась последняя версия поправок в Бюджетный кодекс.
Натисніть для перегляду документа |
По сравнению с документом, зарегистрированным 15 сентября, она особо не изменилась. Львиная доля поправок - технические. Есть и новшества. Например, к доходам общего фонда госбюджета Минфин решил зачислять не все поступления от судебного сбора, а только 50%. Вторая половина уйдет в спецфонд.
Также в планы правительства больше не входит включать в расходы госбюджета средства на покрытие льгот на жилищно-коммунальные услуги, выплату субсидий и компенсаций. Сюда же относится и покрытие расходов по льготному проезду. Цена вопроса по этим расходам - свыше 50 млрд грн.
На этой теме и пролегла линия споров с Минсоцполитики.
По информации источников издания, обсуждалась идея исключить эти расходы из сферы ответственности Минфина и передать их на баланс Минсоцполитики. Однако в процессе дискуссий решили оставить действующую систему, когда Минфин выделяет средства в виде субвенций органам местного самоуправления.
Основные фискальные новеллы остались без изменений. Минфин закрепляет за органами местного самоуправления следующие виды доходов.
1. 10% налога на прибыль. Сейчас вся сумма налога перечисляется в госбюджет.
2. В бюджет Киева будет поступать 25%, а не 50%, как сейчас, собранного на территории города налога на доходы физлиц.
3. 25% экологического налога предлагается перечислять в местные бюджеты, 55% - в областные, 20% - в государственный.
4. Государственная пошлина.
5. Акцизный налог с реализации пива, алкогольных напитков, табачных изделий, нефтепродуктов, биодизеля и сжиженного газа.
6. Налог на недвижимость.
7. Плата за лицензии и сертификаты на производство спирта, право экспорта и импорта алкогольных напитков и табачных изделий, оптовую и розничную торговлю этими товарами.
Громадські слухання щодо бюджетної політики у парламенті. Фото rada.gov.ua |
8. Арендная плата за водные объекты.
9. Средства от реализации бесхозного имущества.
10. Штрафы за нарушение законодательства о патентировании, административные штрафы.
11. Рента за пользование недрами.
По мнению члена бюджетного комитета Андрея Гордеева, БПП, предлагаемая правительством редакция поправок в БК нанесет удар по селам, которые будут получать меньше НДФЛ, чем сейчас. В качестве компенсаторов предлагаются акцизы на алкоголь и налог на недвижимость.
Такой подбор "компенсаторов" может иметь социальные последствия. Желание получить доход может активизировать в селах торговлю подакцизными товарами, в том числе алкоголем и табаком. По сути, говорят депутаты, правительство провоцирует местные власти поощрять вредные привычки населения.
"У Кабмина философия следующая: если этих доходов мало, пускай территории объединяются. Это подается под идеей мягкого объединения. Тогда в объединенном бюджете будет оставаться 60% НДФЛ, и можно будет говорить о каком-то развитии", - говорит Гордеев.
Если правительство снимет наиболее спорные вопросы по перераспределению НДФЛ, в том числе и по Киеву, и механизму выделения субвенций, законопроект можно будет принять в первом чтении с последующей доработкой.
"Получается, у местных бюджетов забирают часть дохода в центральный бюджет, чтобы потом предоставлять эти средства в качестве субвенций. В чем децентрализация?" - спрашивает депутат.
Громадськість обговорює. Фото rada.gov.ua |
Бунтарские настроения
Среди парламентариев зреет недовольство. Минфин не учитывает их поправки как в проекте бюджета-2015, так и в законопроектах из реформаторского пакета.
Из наиболее спорных моментов - сбор с розничных продаж.
"Акцизный сбор от 2% до 5% - это своеобразная дотация местным бюджетам. Администрировать ее местные власти не смогут, и она станет дополнительным полем для коррупции. У депутатов нашего комитета есть замечания относительно этого сбора", - сказал ЭП член налогового комитета Михаил Кобцев, БПП.
Он уточнил, что это один из принципиальных моментов, которые депутаты не готовы поддержать. Есть и другие замечания. "Я не вижу шансов, что налоговая реформа пройдет в таком виде", - говорит Кобцев.
У депутатов из бюджетного комитета поводы для недовольства касаются работы с проектом госбюджета.
"В пятницу мы участвовали в заседании рабочей группы с Минфином по расходам проекта госбюджета-2015. Это был третий день заседаний. К сожалению, ни одно из наших предложений не было принято. Нам предложили тот же проект бюджета, что и три дня назад", - рассказал ЭП Ярослав Маркевич, "Cамопоміч".
По его мнению, такой подход превращает работу в фарс. "Документы, которые я видел в последний раз, я не готов поддерживать. Есть подозрение, что нас с криками "В стране тяжелая ситуация!" будут вынуждать проголосовать. Это некий план, которого мы хотим избежать", - говорит депутат.
Он уверяет, что группа депутатов, которая работает с доходной частью бюджета, также имеет свои предложения к проекту сметы. Они касаются налогообложения монополий и расширения действия закона о трансфертном ценообразовании.
Тут у депутатов больше шансов на успех. Правительство уже подготовило проект поправок в Налоговый кодекс относительно расширения действия закона о ТЦО.
Натисніть для перегляду документа |
Согласно ему, Кабмин решил изменить критерии операций, которые считаются контролируемыми. К таковым будут относиться операции при объеме дохода плательщика и связанных лиц от 20 млн грн или операции свыше 1 млн грн. Сейчас контролю подлежат операции на сумму не менее 50 млн грн.
Список контролируемых операций расширится и за счет сделок со связанными лицами-резидентами, которые имеют постоянные представительства. Также будут контролироваться операции по продаже товаров через комиссионеров-нерезидентов и сделки при участии одного или нескольких несвязанных посредников.
Сроки проведения проверок в рамках ТЦО Кабмин предлагает увеличить в три раза - с 6 до 18 месяцев - с возможностью продления на год "при необходимости".
Еще одно новшество - санкции за невключение контролируемой операции в отчет. Размер штрафа - 1% от суммы операции, но не более ста минимальных зарплат или 3% объема операций, по которым не была подана документация.