Шлапак TKO Кличко: поєдинок часів коаліційної угоди
На последнем заседании правительства произошла спекталь с элементами сюрреализма: министр финансов Александр Шлапак публично обвинил столичного мэра Киева Виталия Кличко в неэффективной бюджетной политике.
Сделано это было в весьма своеобразной манере. Во время открытия заседания правительства, сначала традиционно взял слово премьер-министр Арсений Яценюк. В конце своего выступления премьер акцентировал на необходимости "решить срочные вопросы социально-экономического развития Киева" и передал слово присутствующему на заседании Виталию Кличко.
Кличко говорил о вечном: необходимости отдавать в госбюджет 50% НДФЛ, нехватке средств на защищенные статьи расходов. Речь о выплате зарплат, расходах на питание в бюджетных учреждениях, медицину.
А после министр финансов Александр Шлапак представили журналистам и самому мэру презентацию показателей социально-экономического развития Киева, и разнес деятельность Кличко в пух и прах.
Практика публичных выговоров активно применялась в правительстве Азарова. Правда, тогда она проходила немного в другом формате. На расширенное заседание правительства приглашались губернаторы или главы госадминистраций, и кто-то из них обязательно подвергался жесткой критике. В вину ставились самые разные проблемы: большая задолженность населения за газ, рост долгов по выплате зарплаты, подорожание продуктов питания, провал регионом какой-нибудь реформы.
То, что решение этих вопросов далеко не всегда относилось к полномочиям местных властей, особого значения не имело. Таким образом власть демонстрировала, что "нашла" виновника проблемы, по факту перекладывая ответственность за ее решение со своего, высокого уровня, на более низкий – региональный.
С Кличко ситуация несколько другая.
Будучи первым номером в списке Блока Петра Порошенко, он имеет достаточно большой политический вес. В неформальных разговорах заинтересованные чиновники расценивают публичный выговор Кличко как перчатку, брошенную Арсеном Яценюком президенту Петру Порошенко в борьбе за "своего" человека в кресле министра финансов. По последним сведениям, это не будет Шлапак.
В перепалке, которая произошла, действующий министр финансов сыграл не чуждую ему роль жесткого фискала. Действуя в этом качестве, он отчитал нерадивого градоначальника, но по итогу все-таки решил помочь ему ресурсом.
По словам Шлапака, министерство финансов сейчас согласовывает с парламентским комитетом по вопросам бюджета проект постановления о выделении Киеву 665,6 млн грн на выплату зарплат бюджетникам.
Кто кого не понял
По информации издания, Кличко пригласили на заседание правительства во вторник поздно вечером. Разнос со стороны Шлапака-Яценюка стал для него неожиданностью.
"Городской голова говорил о том, что городу не хватает средств на делегированные полномочия по выплате защищенных статей расходов. А министр говорил о выполнении бюджета на текущий момент и возможных источниках экономии. Это совсем разные темы для разговора", – вступился за своего шефа в разговоре с ЭП директор финансового департамента Киевской городской государственной администрации Владимир Репик.
По его словам, если парламентский комитет согласует решение о выделении средств, то "в принципе это позволит выровнять ситуацию по делегированным полномочиям".
Нехватка средств на обеспечение делегированных государством полномочий – постоянная тема дискуссий между городами и Минфином. Эта проблема возникает с завидной регулярностью и уходит корнями в процесс формирования госбюджета.
Александр Шлапак. Фото zn.ua |
Каждый год, независимо от того, кто возглавляет правительство, ситуация повторяется. Кабмин доводит городам заниженные показатели по расходам, и завышенные по доходам, в связи с чем муниципалитеты испытывают дефицит ресурса.
Упрощенно это выглядит так. При планировании, Минфин говорит городу собрать 100 грн доходов, и обеспечить такие же расходы. По факту, Налоговая говорит, что реально собрать только 90 грн, а профильные министерства требуют выделить отраслям 110 грн – что город и пытается сделать. Отсюда и дефицит.
Особенно острой эта проблема становится ближе к концу года.
В этом году, согласно расчетам Ассоциации городов Украины, до секвестра нехватка средств на делегированные полномочия в госбюджете составляла 17,8%, а после – 14,5%.
На протяжении года о дефиците ресурса заявляли мэры и чиновники различных городов, и Киева в том числе. То есть, секретом это ни для кого не было.
Таким образом, происшедшая стычка министра финансов и мэра явно не связана с рабочими вопросами.
Цифровые парадоксы
Обоснована ли критика Минфина? Давайте разберемся.
Конечно же, бюджетная политика столичной власти далека от идеала.
На сегодняшний день смету доходов и расходов Киева трудно назвать реалистичной. После секвестра государственного бюджета (который таковым по сути не является – в реальности, он привел к повышению и расходов, и доходов) киевский так и не был урезан.
Напомним, бюджет города принят в феврале текущего года с доходами в 20,4 млрд грн и расходами 20 млрд грн. После этого он несколько раз пересматривался.
По итогам последней корректировки 9 октября, доходы города зафиксированы в размере 24 млрд грн, расходы – 23,8 млрд грн. С февраля размер субвенций Киеву из госбюджета увеличился с 3 млрд грн до 8,4 млрд грн. Естественно, получить эти деньги гораздо труднее, чем записать на бумаге.
Но презентация Министерства финансов – тоже не предел мечтаний. Это сплошная игра цифр, которая при более тщательном изучении вызывает множество вопросов.
Во-первых, по информации Минфина, за последние десять месяцев Киев перевыполнил на 0,1% доведенный министерством план по доходам, которые учитываются при определении трансфертов.
Сложно сказать наверняка, перевыполнение – это хорошо или плохо, и правда ли это вообще. Высока вероятность что "перевыполнение" - это просто результат технической уловки. Очень часто Минфин задним числом пересматривает план в зависимости от реалий, а не рассчитывает роспись, изначально исходя из них.
В любом случае, о выполнении плана по расходам Минфин умалчивает.
"Это перевыполнение по текущей росписи, а не в абсолютном значении по итогам года. По итогам октября, у нас неплохой темп роста по поступлениям от НДФЛ – по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объем доходов от этого налога увеличился на 5,6%" - говорит Репик.
Статистика КГГА о выполнении бюджета кардинально отличается от представленной в министерстве. По данным КГГА, за десять месяцев город выполнил план по доходам и расходам на 73,2% от плана. Дефицит горбюджета по итогам года прогнозируется в размере 1,7 млрд грн.
А вот еще один пункт. Критика Минфина касалась того, что город не полностью задействовал резервы по наполнению бюджета. Их использование могло бы обеспечить дополнительные поступления в объеме 1,4 млрд грн.
К резервам, в том числе, относятся низкие ставки арендной платы – только за счет их повышения можно было бы привлечь 0,2 млрд грн. Еще один источник – налоговый долг, который с начала года увеличился на 68,9%, составив по состоянию на 1 октября составил 0,6 млрд грн.
В качестве возможных резервов пополнения бюджета Киева, Минфин называет низкие ставки налогов и наличие большое количества предприятий, которые платят зарплату ниже минимальной. В связи с этим город недополучает налоги. Однако, учитывая более чем провальную работу Налоговой, такие доводы – скорее, риторические утверждения.
Из этих слайдов видно, как Минфин манипулирует цифрами. По расчетам министерства, доля таковых предприятий в Киеве составляет 18,5% от общего количества. Однако к ним относятся не только муниципальные объекты и зарегистрированные в Киеве частные компании, но и госбанки, учреждения, которые финансируются из госбюджета, и государственные предприятия.
Контроль за происходящим на этих предприятиях относится к полномочиям правительства, а не муниципалитета.
Помимо прочего, объектом для критики со стороны Минфина стало отсутствие оптимизации бюджетных учреждений. Речь о сокращении в целях экономии объектов здравоохранения, культуры, медицины. За счет этого, по расчетам министерства, город мог бы сэкономить 1 млрд грн.
Загвоздка в том, что оптимизация сети этих объектов находится в введении профильных министерств. Идея сокращения бюджетных структур обсуждается не первый год. В свое время при профильных министерствах были созданы четыре рабочие группы, которые занимались расчетами того, что, где и как оптимизировать.
Безусловно, местные власти в этом процессе также участвуют. Но официально их задача заключается в исполнении той политики, которую ведет профильное министерство. Условно, они лишь промежуточное звено в вертикали отношений между министерствами и конечными получателями бюджетных средств.
Министерство устанавливает стандарт и норматив услуги, которая должна предоставляться в той или иной сфере. Эти показатели закрепляются в законах или подзаконных актах. Например, количество детей в классах, учителей и прочего персонала, нагрузка на них, нормы питания, материально-технического обеспечения учебного процесса и т.д.
Но даже министерства не являются верхушкой цепочки. Самое главное, объем оплаты труда утверждается КМУ на основе данных МОН или МОЗ, Минсоцполитики и Минфина. Потом правительство делегирует эти полномочия местной власти, которая должна все это исполнять в соответствии с утвержденными стандартами и нормативами.
Проблема заключается в том, что в этом году в сфере образования и охраны здоровья введены моратории на реорганизацию и ликвидацию учреждений. Запреты вступили в силу при правительстве Арсения Яценюка.
Вот первый из них. А вот второй.
В связи с этим, с сугубо функциональной точки зрения, обвинения Минфина выглядят немного однобоко. Напрашиваются вопросы: почему ни министр, ни мэр не вспомнили о мораториях? И что с начала года сделало непосредственно правительство по всем этим направлениям?
Петр Порошенко и Виталий Кличко. Фото uainfo.org |
***
Есть мнение, что в Украине нет экономического кризиса, а есть кризис перераспределения ресурсов. До сих пор нет четкой определенности, какая политическая сила "сядет" на определенные финансовые потоки.
Коалиционное соглашение – это крайне нелепое прикрытие процессу передела потоков. Последнее столкновение Кличко и Шлапака – это яркая иллюстрация того же процесса. Публичный обмен словесными оплеухами – такой же безобидный для экс-чемпиона мира в тяжелом весе, как спарринг с младенцем.
Каким окажется окончательный "распил" потоков – вот вопрос куда более интригующий, чем отношения все-еще-мэра и скоро-не-министра-финансов.