Битва за гроші столиці
У правительства и столичных чиновников появилось излюбленное занятие - спасать Киев от дефолта.
За последние две недели делать это пришлось дважды.
Первый раз - по поручению премьер-министра Арсения Яценюка. На публике это выглядело так.
8 октября премьер поручил Минфину "до конца дня спасти столицу от дефолта", и министерство тут же перечисляет 1,8 млрд грн субвенций.
Средства пошли на оплату коммунальных услуг и энергоносителей - 0,8 млрд грн, на зарплаты - 0,4 млрд грн, а также на другие социальные расходы.
При этом все предпочли не вспоминать, что решение о выделении этих средств, как и порядок их предоставления, утверждены на заседании Кабмина 17 сентября.
Второй случай спасения от финансового краха совпал с первым и связан с проведением платежа по погашению облигаций внутреннего займа, выпущенных в мае 2012 года на 3,5 млрд грн под 15,25% годовых.
6 октября город должен был провести плановый платеж по погашению этих бумаг на сумму 1,125 млрд грн, однако этого не произошло. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings заявило о понижении долгосрочного рейтинга дефолта Киева в национальной и иностранной валютах с ССС до СС.
В заявлении Fitch отмечалось: если облигации не будут погашены до 9 октября, агентство может квалифицировать произошедшее как "ограниченный дефолт" и снизить рейтинг города до уровня RD, а рейтинг облигаций - до D - дефолт. До этого не дошло. Город в срочном порядке рефинансировал задолженность.
"Первый транш в размере 1,125 млрд грн уже выпущен, за счет чего мы и погасили долговые обязательства. Всего будет четыре транша. До декабря мы рассчитаемся за долги по займам 2012 года", - объяснил ЭП глава комиссии Киевсовета по вопросам бюджета Андрей Странников.
В КГГА говорят, что сложности с платежом возникли по техническим причинам.
"Все было договорено. Тут оказывается, что срок погашения - не 6 октября, а с 6 по 9 октября. Чисто по техническим причинам Нацбанк решил провести платеж 8 октября, а Fitch возьми да и понизь наш рейтинг. Если бы выплата произошла 6 октября, этого никто бы не заметил", - сетует источник ЭП в КГГА.
Даты следующих траншей облигаций внутреннего займа зависят от переговоров с Укрэксимбанком и Ощадбанком. Fitch подтвердило рейтинги столицы на прежнем уровне - долгосрочный в иностранной валюте на уровне СС, краткосрочный - С, и национальный долгосрочный рейтинг - BB (прогноз негативный).
Борг Києва, млн грн
До конца 2014 года у Киева не должно возникнуть сложностей с долговыми обязательствами. Впрочем, международные эксперты опасаются, что город в любой момент может вновь оказаться в шаге от дефолта.
С очередной порцией долговых проблем он столкнется в 2015 году. Не исключено, что Киев еще подбросит поводов рейтинговым агентствам для пересмотра своих оценок.
В долговой яме
В последние годы долги города росли, как снежный ком. Если в начале 2010 года городской долг составлял 6,8 млрд грн, то в июне 2014 года он достиг 11,9 млрд грн. 2015 год обещает оказаться наиболее сложным по уровню долговой нагрузки периода 2014-2016 годов.
По словам бывшего замглавы КГГА Руслана Крамаренко, в 2015 году городу придется погасить 1,9 млрд грн облигаций, которые выпускались на погашение разницы в тарифах, 3,5 млрд грн внутреннего займа и 250 млн долл евробондов, выпущенных в 2005 году.
По сегодняшнему курсу это 3,2 млрд грн, а каким он будет к ноябрю 2015 года, прогнозировать сложно.
"Киеву нужно будет выплатить 8,6 млрд грн из общего фонда бюджета. Если сравнивать с показателями 2014 года, то на погашение долгов городу пришлось бы направить больше половины общего фонда, которого из года в год не хватает даже на защищенные статьи", - говорит Крамаренко.
По официальным данным, 54,5% городского долга номинировано в долларах, остальные - в гривне. С гарантированным городом долгом ситуация другая. Он составляет 120 млн евро, а в структуре общего объема гордолга его доля - 14%.
Из-за девальвации гривны валютные долги стали проблемой. "Первые претенденты на реструктуризацию - обязательства по евробондам. Не имея доходов в долларах, городу рискованно иметь долларовые долги. За счет скачка курса и так нужно выплачивать на 1,2 млрд грн больше", - сетует Крамаренко.
Еще один пункт, который подпортит финансовую статистику столицы и может негативно повлиять на рейтинги, - задолженность муниципалитета перед Госказначейством по среднесрочным займам и нежелание Минфина ее списывать. Правда, это проблема не только Киева, но и остальных регионов.
Структура боргу Києва, млн грн
На 1 января 2014 года долг по среднесрочным займам украинских городов составил 9,7 млрд грн. Задолженность Киева - 3,76 млрд грн.
Одна из причин появления этих долгов, объясняет Крамаренко, - финансовый кризис 2008 года. Тогда из-за спада производства сократились поступления от основного источника наполнения местных бюджетов - налога на доходы физлиц.
Когда доходы оказались меньше прогнозируемых, местные власти стали обращаться за среднесрочными займами. С тех пор они переходят из года в год как балласт, ухудшая оценку финансового состояния городов.
Предложенный Минфином проект децентрализации списание предусматривает, но документ слишком спорный. Когда и в каком виде он будет принят - непонятно, а урегулировать этот вопрос отдельно парламент не спешит.
Зарегистрированные в Верховной раде акты на эту тему, например, проект закона о внесении изменений в госбюджет-2014 Юрия Шаповалова, депутатская группа "Суверенная европейская Украина", даже не были рассмотрены.
Проблемная децентрализация
Перспектива децентрализации - еще одна головная боль для города. Из разговоров с чиновниками понятно: если Минфин просто "забудет" о реформе госфинансов, это уже лучше, чем озвученная министерством схема.
По словам Крамаренко, если предложенные Кабмином изменения по децентрализации будут приняты, то сумма выплат по долгам превысит сумму сборов в общий фонд. Общий фонд на 80% формируется за счет НДФЛ, а объем изъятий НДФЛ в госбюджет в 2014 году составил 8,2 млрд грн или 50%.
В случае принятия правительственных бюджетных изменений изъятия будут еще больше - 75% НДФЛ. Единственная возможность для Киева не влезать в новые долги - изменение законодательства и возвращение НДФЛ в город, считает он.
Структура боргу Києва на 1 червня 2014 року, млн грн
"Если говорить о варианте Минфина, по которому за Киевом закрепляют 25% НДФЛ и 10% налога на прибыль, то мы принципиально против и намерены озвучивать эту позицию на всех уровнях. Никакой децентрализации тут нет", - заявил ЭП первый замглавы КГГА Игорь Никонов.
Минфин предлагает часть затрат, в том числе на здравоохранение и образование, передать на государственный уровень. Средства будут "спускаться" на уровень города в виде субвенций из госбюджета через профильные министерства.
"Политику в этих сферах должны определять министерства, но предложенная Минфином модель финансирования неправильная. Я предлагаю оставить городу 100% НДФЛ, и не надо нам никаких дотаций и субвенций", - отмечает чиновник.
По его словам, сейчас город не заинтересован уменьшать затраты и увеличивать доходы, ведь на них все равно "повлияет" Министерство финансов. Пока есть три приемлемых для города сценария развития межбюджетных отношений.
"Первый - все останется без изменений. Второй - 25% НДФЛ и налог на прибыль предприятий, а расходы на здоровье и образование берет на себя госбюджет. Третий - то же, что и второй, только часть НДФЛ в горбюджете составляет 40%. Именно этот вариант и есть для нас приоритетным", - отмечает Странников.
Правда, Минфин отказываться от своего не намерен. По словам министра финансов Александра Шлапака, принятие изменений в бюджетное законодательство позволит увеличить финплан столицы почти на 40%.
"Бюджет Киева по новой модели составит 17,8 млрд грн, то есть вырастет почти на 40%", - заявил министр. Он уточнил, что в Киеве останется 25% НДФЛ. Помимо прочего, дополнительный ресурс обеспечит введение 5-процентного налога с розничных продаж, который планируется оставлять в местных бюджетах.
Бюджет в новом стиле
Вместе со сложностями с погашением долгов обретать реальные черты начинают и анонсированные ранее проблемы с выполнением столичной сметы.
По официальной отчетности, за девять месяцев по доходам бюджет выполнен лишь на 54%. Период к периоду показатели лучше. По сравнению с январем-сентябрем 2013 года за три квартала 2014 года бюджет Киева по доходам выполнен на 90%. Удалось собрать 7,4 млрд грн из 8,4 млрд грн плана за период.
Коли слід повернути борг Києва
Руководство КГГА уже анонсировало старт подготовки финплана на 2015 год. Подойти к этому решили креативно. Идея в том, чтобы новый бюджет оказался не таким, как бюджеты предыдущих лет. Начать решили с публичного обсуждения.
"В октябре мы планируем провести круглые столы, собрать мнения экспертов и общественности о том, какими должны быть приоритеты горбюджета-2015. В ноябре мы попробуем наработать новые цифры", - говорит Странников.
Пока город ориентируется на действующую систему взаимоотношений между центральным и местным бюджетами.
Рвение к публичности со стороны столичных чиновников похвально, но выглядит подозрительно: слишком уж совпало оно с предвыборной компанией.
Первый номер в списке "Блока Петра Порошенко" столичный мэр Виталий Кличко на все вопросы журналистов отвечает одинаково: он будет отстаивать интересы киевлян. Публичное обсуждение проекта городского бюджета - более чем удобная площадка для демонстрации "учета" мнения жителей столицы.