Війна портам не перешкода
Война на востоке Украины негативно сказывается на транспортной сфере.
"Укрзалізниця" ожидает падения грузоперевозок по итогам 2014 года на 4,2%.
Значительно упадет и пассажиропоток.
За восемь месяцев 2014 года перевозки пассажиров железными дорогами уже сократились почти на 60% в сравнении с аналогичным периодом 2013 года.
Схожая ситуация в авиационной сфере.
За восемь месяцев 2014 года было перевезено 7,63 млн человек, аэропорты не досчитались 23,2% пассажиров в сравнении с этим же периодом 2013 года.
Украинские авиакомпании за этот же период потеряли 14,8% пассажиров. Услугами отечественных компаний воспользовались 4,53 млн человек.
В портах - совершенно другая ситуация. По данным Администрации морских портов Украины - АМПУ - за восемь месяцев 2014 года грузооборот в секторе вырос на 7,1% до 91,2 млн тонн в сравнении с аналогичным периодом 2013 года.
В условиях войны это выглядит удивительно. Почему же в авиационной и железнодорожной сфере все плохо, а в портах хорошо? Хорошо не все.
Экспортный драйвер
Статистика АМПУ подается без учета крымских портов, которые неподконтрольны Украине. Если учитывать крымские порты, то в 2014 году общий объем перевалки грузов меньше, чем в 2013 году примерно на 1%.
Порты Крыма за восемь месяцев 2013 года переработали примерно 8 млн тонн грузов. В 2014 году крымские порты отражались в статистике АМПУ три месяца. За этот период их грузопоток составил около 2 млн тонн. То есть своим успехам материковые порты частично обязаны Крыму, который отдал им свой грузопоток.
Основной драйвер роста - экспорт. За восемь месяцев 2014 года через отечественные порты было экспортировано 66,3 млн тонн грузов, что на 15,7% или 9 млн тонн больше, чем годом ранее. Главный экспортный товар - зерно.
За восемь месяца 2014 года через порты было прошло 18,3 млн тонн хлеба, что на 50% больше, чем за этот же период 2013 года. Для многих портов перевалка зерна сыграла ключевую роль. Без него многие порты ушли бы "в минус".
Так, экспорт зерна через Бердянский порт вырос на 220% до 749,2 тыс тонн. Это почти 50% в структуре грузооборота порта. Общая перевалка грузов в этом порту за восемь месяцев - 1,5 млн. тонн.
В Николаевском порту экспорт зерна вырос на 123% до 3,9 млн тонн, это примерно 40% от грузооборота порта.
Порт "Южный" нарастил экспорт этой продукции почти вдвое в сравнении с аналогичным периодом 2013 года до 4,9 млн тонн.
Одесский порт нарастил перевалку зерновых на 38% до 3,6 млн тонн. На 24,6% до 728 тыс тонн вырос экспорт зерна в Херсонском порту.
Севастопольський порт. Фото uspa.gov.ua |
Частично росту перевалки зерна материковые порты обязаны Севастопольскому порту. В 2013 году компания "Авлита" (Севастополь) собственника СКМ Рината Ахметова перевалила более 1,4 млн тонн зерна. Однако в большей степени росту перевалки хлеба способствует рекордный урожай.
Экспорт зерна в текущем маркетинговом сезоне - с июля 2014 года по июнь 2015 года - идет высокими темпами, рассказала ЭП руководитель аналитического департамента консалтингового агентства ААА Мария Колесник.
"Исходя из наших оценок, урожая зерна будет рекордным - 63,7 млн тонн. Значит, экспорт может превысить показатели 2013 года. С начала маркетингового года по 23 сентября уже вывезено 7,8 млн тонн", - сообщила она.
Значительную роль в хороших показателях грузооборота портов сыграл экспорт черных металлов, прежде всего металлопроката и чугуна. За восемь месяцев 2014 года рост составил 20% - 12,2 млн тонн.
Хорошо шли за рубеж подсолнечное масло - рост 58%, 2,8 млн тонн, и руда - рост 2,4%, 15,7 млн тонн. Здесь аннексия Крыма сыграла портам на руку. Только "Авлита" в 2013 году переработала 2,9 млн тонн металлопродукции.
Некоторым портам сохранить позитивную динамику грузооборота помог экспорт угля. За восемь месяцев 2014 года через порты на экспорт ушло 4,7 млн тонн угля, что на 30% больше, чем за аналогичный период 2013 года.
В Ильическом порту экспорт этого товара вырос на 278,5% до 285 тыс тонн. Порт "Октябрьск" нарастил его экспорт на 240% до 615 тыс тонн. Николаевский порт увеличил экспорт угля на 84,4% до 541 тыс тонн, Бердянский - на 53,2% до 161 тыс тонн. На 50,2% вырос экспорт угля в Измаильском порту до 666,1 тыс тонн.
В Мариупольском порту экспорт товара вырос на 6,8% до 1,1 млн. тонн. "Южный" отправил на экспорт 1,4 млн тонн угля, что на 4,1% больше, чем годом ранее.
В нынешних условиях, когда из-за войны перестали работать угольные шахты, рост экспорта этого сырья выглядит странно. Уже ясно, что будет дефицит угля, а в августе на экспорт через порты отправлено 350 тыс. тонн угля.
В Министерстве энергетики и угольной промышленности это объясняют так: "В период 2010-2014 в Украине добыча угля постоянно росла. Прирост добычи в 2013 году в сравнении с 2010 годом составил 11,3%, а запланированный прирост добычи за 2014 к 2010 – 12,2%. Ежегодный профицит угля составлял около 2 млн тонн. Поэтому для сбалансирования добычи и реализации угля госпредприятия, которые подчиняются министерству энергетики и угольной промышленности и ГП "Уголь Украины" заключили контракты, и реализовывали уголь на экспорт".
Импортный тормоз
С импортом и транзитом в морских портах Украины все плохо даже с учетом "прибавки" от портов Крыма. За восемь месяцев 2014 года порты сократили перевалку импорта на 15,5% до 9,6 млн. тонн.
Іллічівський порт. Фото uspa.gov.ua |
В Ильичевском порту переработка импортных грузов упала на 28% до 1,7 млн тонн, в Одесском - на 18% до 2,2 млн тонн, Николаевском - на 10% до 2,8 млн тонн. Упал импорт строительных материалов, руды, тарно-штучных грузов.
За восемь месяцев 2014 года перевалка транзитных грузов сократилась на 3,6% до 14,5 млн тонн. Самые ощутимые потери понесли "Южный" - перевалка таких грузов сократилась на 17,3% до 4,6 млн тонн, Ильичевский порт - падение на 18% до 2,7 млн тонн и Мариупольский порт - падение на 40% до 460 тыс тонн.
Перевалка контейнеров снизилась на 11,2% до 450 тыс TEU.
По итогам 2014 года за счет потери крымских портов и хорошего урожая украинские порты покажут рост. В 2015 году, если дела с экономикой Украины не пойдут на лад, картина может быть совершенно другой.