Хто втопив хвилелом

Хто втопив хвилелом

Середа, 9 липня 2014, 19:42 -
Проблеми спіткали один з найважливіших елементів майбутнього одеського терміналу - хвилеломом. Він занурився у воду. Такого в Україні раніше не бувало. Без прикриття хвилелому судна ставити до причалу не можна. (Рос.)

В Одесском порту расследуется крупная авария на одном из ключевых объектов проекта "Карантинный мол", строительство которого финансировало государство.

Четыре года назад Одесский морской порт и ДП "ГПК-Украина" приступили к строительству нового контейнерного терминала на Карантинном молу.

К тому времени "ГПК-Украина", дочернее предприятие HPC Hamburg Port Consulting GmbH, уже управляла контейнерным терминалом в Одессе мощностью 700 тыс TEU.

Новый проект позволил бы компании нарастить объемы перевалки еще на 600 тыс TEU.

Реклама:

Это было сложное строительство - порт примыкает к городу. "Лишних" площадей там нет. Все компании, оперирующие причалами, ютятся вплотную друг к другу.

Новый терминал должен был возникнуть на намывных территориях площадью 19,3 га. Для этого требовалось большие провести гидротехнические и дноуглубительные работы, построить два причала общей протяженностью 650 метров, создать 112,4 тыс кв м складов, возвести 900-метровый волнолом.

В 2010 году на проект планировали потратить около 500 млн долл. Около 60% от запланированной суммы уже израсходовали.

В соответствии с проектом и инвестиционным соглашением, ГП "Одесский МТП" (после портовой реформы ГП АМПУ) в строительство причалов, дноуглубление акватории и строительство волнолома должен инвестировать 1,9 млрд грн без НДС. Аналогичную сумму выделяла "ГПК-Украина".

Частный инвестор брал на себя обустройство территории, строительство северного и южного берегоукреплений, установку контейнерных перегружателей, строительство подъездных автодорог, электроснабжение.

Стройка несколько лет была пиар-площадкой для чиновников транспортной отрасли и правительства. Ее показывали как парадную картинку - свидетельство успешного взаимодействия госструктур с иностранным инвестором.

Новый причал вот-вот должен был принять первые суда с яркими контейнерами. Однако в июне стало известно об аварии, которая отсрочила ввод в эксплуатацию нового терминала на довольно долгий срок.

Проблемы возникли с одним из важнейших элементов - новым волноломом, который частично погрузился под воду. Такого в Украине прежде не бывало. Без прикрытия волнолома суда ставить к причалу нельзя.

Масштаб проблемы заметен невооруженным глазом. Средняя часть волнолома - почти под водой, хотя должна возвышаться над морем минимум на пять метров.

Деформация волнолома и перенос сдачи проекта в эксплуатацию ставит под сомнение качество реализации совместных проектов в отрасли, для которой в последние годы разрабатывают множество других крупных инвестпроектов.

Фото А.Одайника

В "ГПК-Украина" не скрывают: это серьезная неприятность, но ответственность адресуют морской администрации порта. "Строительство волнолома в акватории относится к части работ администрации порта", - сообщила директор по связям с общественностью "ГПК-Украина" Светлана Яровая.

В Администрации морских портов подтверждают инцидент. Изменения технических характеристик фрагмента волнолома заметили еще 26 апреля 2014 года. Общественность и прессу не оповещали.

На тот момент было готово 330 метров волнолома из 900 запланированных. Больше половины от построенного объема - 180 метров - оказалось под водой. Сейчас строительные работы на объекте полностью законсервированы, сообщила ЭП пресс-секретарь АМПУ Елена Гиряева.

В ведомстве обещают провести тщательное расследование. По факту установления деформации приказом по АМПУ была создана комиссия, которая выясняет причины возникновения внештатной ситуации.

В состав комиссии включены представители заказчика, генпроектировщика, генподрядчика, субподрядчиков, организаций, осуществлявших авторский и технический надзор над строительством, профильных институтов. Результатов проверки комиссии ожидают в июле. Последствия могут быть серьезными.

"Мы планируем выполнить все процедуры по защите интересов госпредприятия в суде. Объект находится в состоянии незавершенного строительства, значит, является собственностью генподрядчика. Нам объект должен быть сдан в соответствии с проектными решениями", - говорит Гиряева.

Кто строил злополучный волнолом?

У Одесского порта как заказчика проекта было два основных подрядчика: ООО "Мебиус констракшн юкрейн" и украинская компания "Мастбуд". Проект строительства разрабатывали в ГП "ЧерноморНИИпроект".

Флот компании "Мебиус констракшн юкрейн" помимо прочих работ копал котлован для волнолома объемом дноуглубления 750 тыс куб м, укладывал георешетку, щебеночную и каменную подушку и намывал песок.

Массивы-гиганты - крупные железобетонные конструкции весом 2 тыс тонн - порт изготовливал самостоятельно на судоверфи "Украина", входящей в структуру Одесского порта. Их буксировали в море и затапливали в заданных точках, чтобы сформировать тело волнолома. Сейчас железобетонные конструкции просели.

Фото В.Трофимова 

Доставкой, установкой массивов и заполнением их песком занималась компания "Мастбуд", которая входит в группу мариупольца Михаила Беккера вместе с "Мостостроительным управлением "Мостострой" и "Гидромеханизацией".

Компания неоднократно выигрывала миллионные и миллиардные тендеры на строительство дорог, работы в портах, ремонты мостов во время президентского срока Виктора Януковича, о чем сообщал ресурс "Наші гроші".

Если строители - "Мебиус констракшн юкрейн", судоверфь "Украина" и "Мастбуд" - все сделали правильно, то вопросы следует адресовать проектантам.

"Разработанный нами проект прошел комплексную государственную экспертизу дважды", - отмечает директор Государственного проектно-изыскательного и научно-исследовательского института морского транспорта Сергей Никулин.

По его словам, у "ЧерноморНИИпроекта" огромный опыт проектирования: 83 года.

"Наши решения апробированы на многих объектах. Ничего нового для проекта на Карантинном молу мы не придумывали, в этом не было необходимости. Все эти факты защищают нас. Я не намекаю, что виноват кто-то другой. Комиссия ищет причины деформации. Только она сможет сказать, что произошло", - говорит он.

Никулин опасается, что шум в прессе приведет к "междоусобице" причастных к строительству организаций. По его мнению, если начнут искать виновного и обращаться в суды, стройка остановится на годы, что невыгодно никому.

Он уверен, что проверяющие будут устанавливать причину аварии и способы исправления ситуации, а не заниматься поиском виновных.

Вероятных причин деформации волнолома множество: ошибки в проекте, нарушение технологии при строительстве, природные явления.

"Нельзя исключить форс-мажорных обстоятельств. Например, на пляже произошел прилив, и никто не может объяснить причин этого явления. Возможно, в Черном море происходят какие-то донные процессы, может, смещается кора, или валы песка перемещаются под водой", - гадает Никулин.

Исправление деформации волнолома потребует денег и времени.

Среди возможных вариантов специалисты в области строительства портов указывают на такой: выкачать песок из массивов-гигантов, сдвинуть их, досыпать котлован и потом вернуть массивы назад. Однако кранов, способных поднять глыбы даже с сухим весом 2 тыс тонн, в Украине нет.

Фото В.Трофимова

Разрушить массивы можно под водой, но расчистка дна и установка новых железобетонных конструкций будет стоить очень дорого и займет много времени.

Наиболее простое решение - создание надстройки поверх волнолома. Однако проблема в том, что котлован был рассчитан на определенный вес массивов с песком. Если установить сверху дополнительную секцию, он может просесть еще глубже, тем более что массивы не только просели, но и накренились.

"После изучения дна, грунта, блоков, технологии укладки, возможно, получится поставить новые блоки рядом с установленными", - рассказывает Никулин.

Пока любое решение проблемы выглядит дорогостоящим и сложным.

Страховые выплаты могли бы быть хорошим выходом из аварийной ситуации в Одессе. Однако в АМПУ говорят, что закон "О страховании" не предусматривает обязательного страхования подобных объектов на предмет ошибок при проектировании и ведении строительных работ.

В то же время в крупных международных компаниях, осуществляющих проекты такого масштаба, страхование строительных работ и ошибок проектирования является нормой. Наличие страховки облегчило бы положение порта. Настоять на страховании должно было Мининфраструктуры, но оно не настояло.

Упущение четырехлетней давности попытаются исправить иным способом.

"В соответствии с договорными условиями предусмотрена ответственность проектировщика и подрядчика за выполненные ими работы. Говорить об ущербе и ответственности за его причинение преждевременно, потому что сейчас идет экспертное изучение ситуации", - отмечает Гиряева.

По ее словам, не исключена возможность достройки волнолома подрядчиком без увеличения первоначальной проектной стоимости, поскольку по закону подрядчик гарантирует качество объекта строительства.

Кого именно из подрядчиков - "Мебиус констракшн юкрейн" или "Мастбуд" - склоняют потратить деньги на достройку волнолома, в АМПУ не уточняют. Между тем, любая из этих компаний может не согласиться с финансированием дополнительных работ и найти юридические обоснования своему решению.

Пока неудачный проект на Карантинном молу бьет по репутации АМПУ. Экс-председатель администрации, а сейчас первый заместитель председателя Юрий Васьков перешел в АМПУ из кресла руководителя Одесского порта и был причастен к проекту "Карантинный мол" с самого начала.

Фото В.Трофимова

Упущенную выгоду подсчитывает "ГПК-Украина", ведь проект сулил компании улучшение позиций на контейнерном рынке. Сейчас ввод в эксплуатацию терминала перенесен на неизвестный срок.

Дополнительные расходы - болезненная тема для украинского правительства, которое пытается экономить и тратить деньги эффективнее предшественников.

Министерство инфраструктуры фигурирует в рядах получателей европейских траншей для решения стратегических задач в транспортной отрасли. Сложности в строительстве одного из крупнейших существующих проектов не лучшим образом сказываются на грандиозных планах министерства.

Реклама: