Нельотний час

Нельотний час

П'ятниця, 30 травня 2014, 04:04 -
Аеропорти Донецька і Харкова зазнають втрат через російське терористичне вторгнення. Пасажиропотік, а значить, і прибутки, неухильно скорочуються. Надія - на "відкрите небо" з Європою і відновлення миру на сході країни. (Рос.)

Российская военно-политическая агрессия в отношении Украины негативно сказывается на работе украинских аэропортов и авиакомпаний.

Начиная с марта, украинские и российские авиаперевозчики значительно сократили количество рейсов и маршрутную сеть между городами двух стран.

Сокращены или прекращены полеты на внутренних рейсах в Крым и на восток Украины. Падение перевозок наблюдается на некоторых других направлениях.

Все это негативно сказывается на работе аэропортов, которые теряют пассажиропоток. Многие компании уже пересмотрели свои прогнозы на 2014 год.

Реклама:

Украинские власти пытаются нейтрализовать негативные настроения на рынке европейскими перспективами. Министр инфраструктуры Максим Бурбака заявил, что после начала действия соглашения об "открытом небе" с ЕС пассажиропоток на европейском направлении будет расти на 10-15% ежегодно.

Подписание соглашения запланировано на 5 июня 2014 года, а примерно с лета 2015 года оно начнет работать. Не дожидаясь этого, компании начинают переориентироваться на другие регионы - Европу, Турцию и Египет.

Впрочем, российское направление перевозчики терять тоже не хотят. Все ждут, когда отношения между странами стабилизируются.

Воздушные бои

Главный аэропорт страны "Борисполь" больше других ощутил обострение отношений между Киевом и Москвой. В 2013 году из аэропорта в Россию летало девять авиакомпаний: МАУ, "Аэросвит", "Ютейр Украина", "Сибирские авиалинии", "Россия", "Аэрофлот", "Барс аэро", Yamal Airline, Orenair.

Они соединяли Киев с тринадцатью городами России. Сегодня с РФ работают пять авиакомпаний: МАУ, "Ютейр Украина", "Аэрофлот", "Сибирские авиалинии" и "Россия". При этом авиаперевозчики сократили маршрутную сеть и число рейсов.

Так, МАУ перестала летать в московский аэропорт "Шереметьево" - в 2013 году компания выполняла 21 рейс в неделю, а число рейсов в "Домодедово" упало с 24 до 15 в неделю. С мая авиакомпания прекратила авиасообщение с Екатеринбургом, Новосибирском, Нижневартовском и Ростовом-на-Дону.

Авиакомпания "ЮТейр-Украина" сократила программу регулярных полетов в Сургут с двух до одного рейса в неделю. По этому направлению наблюдается самый большой спад по пассажиропотоку - 67%.

"Сибирские авиалинии" сократили количество рейсов в Москву с двенадцати до семи, а "Россия" - в Санкт-Петербург с 14 до 11. Уходом конкурентов воспользовался "Аэрофлот". Если в 2013 году авиаперевозчик делал 27 рейсов в неделю в Москву, то теперь - 31. Пассажиропоток при этом вырос на 24%.

Сокращение рейсов и прекращение полетов в некоторые города России уже привело к падению пассажиропотока в "Борисполе": на 5% в марте и на 26% в апреле в сравнении с аналогичными периодами 2013 года.

Однако за счет удачного января и февраля по итогам четырех месяцев аэропорт пока сохраняет положительную динамику: прирост пассажиропотока на 19% в сравнении с январем-апрелем 2013 года - 248 тыс человек.

Фото kbp.aero

Впрочем, компания уже приготовилась к негативным последствиям российской агрессии. "В январе аэропорт закладывал на 2014 год рост пассажиропотока на 15%. Однако в марте из-за снижения объемов перевозок прогнозный показатель был понижен до 4,5%", - сообщили ЭП в пресс-службе госкомпании.

Пассажиропоток аэропорта "Киев", Жуляны, на российском направлении упал еще больше: по итогам апреля 2014 года - на 69,8% в сравнении с 2013 годом. По итогам первого квартала 2014 года падение составило 23,5%.

"Трансаэро" из-за низкого спроса отказалась летать в Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь и Уфу. Компания выполняет только рейсы в Москву.

Прекратила полеты в столицу России компания "Ютэйр", отдав это направление украинской дочке - "Ютэйр Украина". В 2013 году "Ютэйр Украина" также летала в Санкт-Петербург. В 2014 году полеты в этот город остановлены.

По итогам 2013 года рейсы в Россию дали аэропорту 290,6 тыс пассажиров. Это почти 16% от общего пассажиропотока "Жулян". С учетом наметившейся динамики на российском направлении, а также проблем на других маршрутах "Киев" ожидает по итогам 2014 года падения пассажиропотока на 30% до 1,2-1,3 млн человек. В 2013 году компания перевезла почти 1,84 млн пассажиров.

Крайне сложно предугадать, что ждет аэропорт "Донецк". Из-за вторжения России в Украину авиакомпании с конца марта перестали летать в РФ. С 26 марта приостановил полеты "Ютэйр", с 1 мая - "Трансаэро", со 2 мая - "Аэрофлот". Сроки возобновления полетов постоянно переносятся.

Ранее из Донецка ушла компания Wizz Air Ukraine. Причина - слабая загрузка рейсов. Лоукост летал из Донецка в Рим, Милан, Ларнаку, Будапешт и Дортмунд. С 26 мая из-за боевых действий в аэропорту он и вовсе прекратил работу.

В 2013 году Россия дала "Донецку" 229,2 тыс пассажиров. Это почти 21% пассажиропотока аэропорта. В 2013 году "Донецк" обработал 1,1 млн пассажиров, а 2014 год аэропорт закончит с серьезным падением пассажиропотока. Впрочем, многое будет зависеть от развития ситуации в регионе.

Со Львова в Россию в 2013 году летали "Ютэйр" и "Ютэйр Украина". Они соединяли Львов с Москвой и Сургутом. По итогам 2013 года российское направление дало аэропорту 66,4 тыс пассажиров - чуть менее 10%.

В 2014 году во Львове осталась только компания "Ютэйр". При этом количество рейсов в Москву сократилось с семи до трех раз в неделю. Полеты в Сургут планировалось начать в конце мая. По итогам четырех месяцев 2014 года пассажиропоток на российском направлении упал на 36% до 11,6 тыс человек.

Потери от российской агресии несет и аэропорт "Харьков". В 2013 году его пассажиропоток составил 605 тыс человек, из которых около 15% принесло российское направление.

Терористи на даху аеропорту в Донецьку. Фото novosti.dn.ua

Из Харькова в Россию летали две авиакомпании: "Аэрофлот", которая выполняла по 14 рейсов в неделю в Москву, и "Ютэйр" - семь рейсов в неделю в московский аэропорт "Внуково". После активизации пророссийских активистов в Харькове авиационные власти запретили полеты в Россию. Пока этот запрет действует.

А вот аэропорт "Одесса" пока не ощутил потерь из-за проблем с Кремлем. За четыре месяца 2014 года пассажиропоток на российском направлении вырос примерно на 10% и составил 70 тыс пассажиров. Всего за этот период "Одесса" приняла 264 тыс человек, то есть доля российского направления - почти 27%.

В 2013 году в Россию летали шесть компаний: "Трансаэро", "Сибирь", "Аэрофлот", "ЮТэйр" и "Ямал" - в Москву, "Россия" - в Санкт-Петербург. На 28 мая 2014 года в РФ - в Москву - летают "Трансаэро", "Сибирь" и "Аэрофлот".

После запрета Европейской организацией по безопасности аэронавигации полетов в Крым работать с Симферополем и Севастополем перестали украинские и иностранные компании - Turkish Airlines, Atlasjet, Yanair, МАУ, "Днеправиа". Оба аэропорта принимают только воздушные суда российских компаний.

Авиагражданская оборона

Падение пассажиропотока на российском направлении вынуждает украинские авиакомпании и аэропорты активно искать новые рынки.

"Борисполь" пытается привлечь новых авиаперевозчиков и расширить сети маршрутов. Так, в ближайшее время авиакомпании AtlasJet, в планах которой базирование в главном столичном аэропорту, и Georgian Airways намерены совершать перелеты из Киева, говорят в пресс-службе "Борисполя".

МАУ планирует компенсировать потери на российском и внутреннем рынках за счет рейсов в Стокгольм, Дюссельдорф, Самарканд, Эрбиль, Тегеран и Душанбе, а также возобновить перелеты в Батуми. Авиаперевозчик Meridiana Fly намерен освоить маршрут Киев - Кальяри (Сардиния).

Ellinair с июня добавила в полетную программу из "Борисполя" рейсы на о. Корфу, а МАУ с 25 апреля выполняет регулярные рейсы по маршруту Киев - Нью-Йорк.

Традиционно спрос на туристические направления активизируется летом. Учитывая оккупацию Крыма, туроператоры рассматривают новые маршруты в Грецию, Турцию и другие курортные страны.

Уже в начале мая в "Борисполе" возрос пассажиропоток. С 5 по 12 мая на рейсах в Анталию - на 31%, в Хургаду - на 9%, в Шарм-Эль-Шейх - на 7% в сравнении с объемами предыдущей недели. В этот период из "Борисполя" были открыты два направления: МАУ начала летать в Таба (Египет) и Аликанте (Испания).

Бойовики, які 26 травня захопили Донецький аеропорт, мали сучасну російську зброю. Фото прес-служби МВС

Надеется на лучшее и аэропорт "Киев". "Мы готовы к трудностям. Это реалии жизни, они нас не пугают. Мы сокращаем расходы и заморозили инвестиционную деятельность", - говорит гендиректор компании "Мастер-авиа" Алексей Яковец.

По его словам, оживить пассажиропоток может нормализация ситуации на востоке страны. Тогда возобновятся рейсы в Харьков, Луганск и Донецк. Если все стабилизируется, то за три-четыре месяца пассажиропоток начнет расти.

Впрочем, российское направление аэропорты тоже терять не хотят. Россия дает крупнейшим украинским компаниям 15-20% пассажиропотока.

"Запрет Госавиаслужбы на полеты в Харьков и Донецк временный. Мы надеемся, он вскоре будет отменен, и полеты в данном направлении будут возобновлены", - говорят в пресс-службе харьковского аэропорта.

Реклама: