Нельотний час
Российская военно-политическая агрессия в отношении Украины негативно сказывается на работе украинских аэропортов и авиакомпаний.
Начиная с марта, украинские и российские авиаперевозчики значительно сократили количество рейсов и маршрутную сеть между городами двух стран.
Сокращены или прекращены полеты на внутренних рейсах в Крым и на восток Украины. Падение перевозок наблюдается на некоторых других направлениях.
Все это негативно сказывается на работе аэропортов, которые теряют пассажиропоток. Многие компании уже пересмотрели свои прогнозы на 2014 год.
Украинские власти пытаются нейтрализовать негативные настроения на рынке европейскими перспективами. Министр инфраструктуры Максим Бурбака заявил, что после начала действия соглашения об "открытом небе" с ЕС пассажиропоток на европейском направлении будет расти на 10-15% ежегодно.
Подписание соглашения запланировано на 5 июня 2014 года, а примерно с лета 2015 года оно начнет работать. Не дожидаясь этого, компании начинают переориентироваться на другие регионы - Европу, Турцию и Египет.
Впрочем, российское направление перевозчики терять тоже не хотят. Все ждут, когда отношения между странами стабилизируются.
Воздушные бои
Главный аэропорт страны "Борисполь" больше других ощутил обострение отношений между Киевом и Москвой. В 2013 году из аэропорта в Россию летало девять авиакомпаний: МАУ, "Аэросвит", "Ютейр Украина", "Сибирские авиалинии", "Россия", "Аэрофлот", "Барс аэро", Yamal Airline, Orenair.
Они соединяли Киев с тринадцатью городами России. Сегодня с РФ работают пять авиакомпаний: МАУ, "Ютейр Украина", "Аэрофлот", "Сибирские авиалинии" и "Россия". При этом авиаперевозчики сократили маршрутную сеть и число рейсов.
Так, МАУ перестала летать в московский аэропорт "Шереметьево" - в 2013 году компания выполняла 21 рейс в неделю, а число рейсов в "Домодедово" упало с 24 до 15 в неделю. С мая авиакомпания прекратила авиасообщение с Екатеринбургом, Новосибирском, Нижневартовском и Ростовом-на-Дону.
Авиакомпания "ЮТейр-Украина" сократила программу регулярных полетов в Сургут с двух до одного рейса в неделю. По этому направлению наблюдается самый большой спад по пассажиропотоку - 67%.
"Сибирские авиалинии" сократили количество рейсов в Москву с двенадцати до семи, а "Россия" - в Санкт-Петербург с 14 до 11. Уходом конкурентов воспользовался "Аэрофлот". Если в 2013 году авиаперевозчик делал 27 рейсов в неделю в Москву, то теперь - 31. Пассажиропоток при этом вырос на 24%.
Сокращение рейсов и прекращение полетов в некоторые города России уже привело к падению пассажиропотока в "Борисполе": на 5% в марте и на 26% в апреле в сравнении с аналогичными периодами 2013 года.
Однако за счет удачного января и февраля по итогам четырех месяцев аэропорт пока сохраняет положительную динамику: прирост пассажиропотока на 19% в сравнении с январем-апрелем 2013 года - 248 тыс человек.
Фото kbp.aero |
Впрочем, компания уже приготовилась к негативным последствиям российской агрессии. "В январе аэропорт закладывал на 2014 год рост пассажиропотока на 15%. Однако в марте из-за снижения объемов перевозок прогнозный показатель был понижен до 4,5%", - сообщили ЭП в пресс-службе госкомпании.
Пассажиропоток аэропорта "Киев", Жуляны, на российском направлении упал еще больше: по итогам апреля 2014 года - на 69,8% в сравнении с 2013 годом. По итогам первого квартала 2014 года падение составило 23,5%.
"Трансаэро" из-за низкого спроса отказалась летать в Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь и Уфу. Компания выполняет только рейсы в Москву.
Прекратила полеты в столицу России компания "Ютэйр", отдав это направление украинской дочке - "Ютэйр Украина". В 2013 году "Ютэйр Украина" также летала в Санкт-Петербург. В 2014 году полеты в этот город остановлены.
По итогам 2013 года рейсы в Россию дали аэропорту 290,6 тыс пассажиров. Это почти 16% от общего пассажиропотока "Жулян". С учетом наметившейся динамики на российском направлении, а также проблем на других маршрутах "Киев" ожидает по итогам 2014 года падения пассажиропотока на 30% до 1,2-1,3 млн человек. В 2013 году компания перевезла почти 1,84 млн пассажиров.
Крайне сложно предугадать, что ждет аэропорт "Донецк". Из-за вторжения России в Украину авиакомпании с конца марта перестали летать в РФ. С 26 марта приостановил полеты "Ютэйр", с 1 мая - "Трансаэро", со 2 мая - "Аэрофлот". Сроки возобновления полетов постоянно переносятся.
Ранее из Донецка ушла компания Wizz Air Ukraine. Причина - слабая загрузка рейсов. Лоукост летал из Донецка в Рим, Милан, Ларнаку, Будапешт и Дортмунд. С 26 мая из-за боевых действий в аэропорту он и вовсе прекратил работу.
В 2013 году Россия дала "Донецку" 229,2 тыс пассажиров. Это почти 21% пассажиропотока аэропорта. В 2013 году "Донецк" обработал 1,1 млн пассажиров, а 2014 год аэропорт закончит с серьезным падением пассажиропотока. Впрочем, многое будет зависеть от развития ситуации в регионе.
Со Львова в Россию в 2013 году летали "Ютэйр" и "Ютэйр Украина". Они соединяли Львов с Москвой и Сургутом. По итогам 2013 года российское направление дало аэропорту 66,4 тыс пассажиров - чуть менее 10%.
В 2014 году во Львове осталась только компания "Ютэйр". При этом количество рейсов в Москву сократилось с семи до трех раз в неделю. Полеты в Сургут планировалось начать в конце мая. По итогам четырех месяцев 2014 года пассажиропоток на российском направлении упал на 36% до 11,6 тыс человек.
Потери от российской агресии несет и аэропорт "Харьков". В 2013 году его пассажиропоток составил 605 тыс человек, из которых около 15% принесло российское направление.
Терористи на даху аеропорту в Донецьку. Фото novosti.dn.ua |
Из Харькова в Россию летали две авиакомпании: "Аэрофлот", которая выполняла по 14 рейсов в неделю в Москву, и "Ютэйр" - семь рейсов в неделю в московский аэропорт "Внуково". После активизации пророссийских активистов в Харькове авиационные власти запретили полеты в Россию. Пока этот запрет действует.
А вот аэропорт "Одесса" пока не ощутил потерь из-за проблем с Кремлем. За четыре месяца 2014 года пассажиропоток на российском направлении вырос примерно на 10% и составил 70 тыс пассажиров. Всего за этот период "Одесса" приняла 264 тыс человек, то есть доля российского направления - почти 27%.
В 2013 году в Россию летали шесть компаний: "Трансаэро", "Сибирь", "Аэрофлот", "ЮТэйр" и "Ямал" - в Москву, "Россия" - в Санкт-Петербург. На 28 мая 2014 года в РФ - в Москву - летают "Трансаэро", "Сибирь" и "Аэрофлот".
После запрета Европейской организацией по безопасности аэронавигации полетов в Крым работать с Симферополем и Севастополем перестали украинские и иностранные компании - Turkish Airlines, Atlasjet, Yanair, МАУ, "Днеправиа". Оба аэропорта принимают только воздушные суда российских компаний.
Авиагражданская оборона
Падение пассажиропотока на российском направлении вынуждает украинские авиакомпании и аэропорты активно искать новые рынки.
"Борисполь" пытается привлечь новых авиаперевозчиков и расширить сети маршрутов. Так, в ближайшее время авиакомпании AtlasJet, в планах которой базирование в главном столичном аэропорту, и Georgian Airways намерены совершать перелеты из Киева, говорят в пресс-службе "Борисполя".
МАУ планирует компенсировать потери на российском и внутреннем рынках за счет рейсов в Стокгольм, Дюссельдорф, Самарканд, Эрбиль, Тегеран и Душанбе, а также возобновить перелеты в Батуми. Авиаперевозчик Meridiana Fly намерен освоить маршрут Киев - Кальяри (Сардиния).
Ellinair с июня добавила в полетную программу из "Борисполя" рейсы на о. Корфу, а МАУ с 25 апреля выполняет регулярные рейсы по маршруту Киев - Нью-Йорк.
Традиционно спрос на туристические направления активизируется летом. Учитывая оккупацию Крыма, туроператоры рассматривают новые маршруты в Грецию, Турцию и другие курортные страны.
Уже в начале мая в "Борисполе" возрос пассажиропоток. С 5 по 12 мая на рейсах в Анталию - на 31%, в Хургаду - на 9%, в Шарм-Эль-Шейх - на 7% в сравнении с объемами предыдущей недели. В этот период из "Борисполя" были открыты два направления: МАУ начала летать в Таба (Египет) и Аликанте (Испания).
Бойовики, які 26 травня захопили Донецький аеропорт, мали сучасну російську зброю. Фото прес-служби МВС |
Надеется на лучшее и аэропорт "Киев". "Мы готовы к трудностям. Это реалии жизни, они нас не пугают. Мы сокращаем расходы и заморозили инвестиционную деятельность", - говорит гендиректор компании "Мастер-авиа" Алексей Яковец.
По его словам, оживить пассажиропоток может нормализация ситуации на востоке страны. Тогда возобновятся рейсы в Харьков, Луганск и Донецк. Если все стабилизируется, то за три-четыре месяца пассажиропоток начнет расти.
Впрочем, российское направление аэропорты тоже терять не хотят. Россия дает крупнейшим украинским компаниям 15-20% пассажиропотока.
"Запрет Госавиаслужбы на полеты в Харьков и Донецк временный. Мы надеемся, он вскоре будет отменен, и полеты в данном направлении будут возобновлены", - говорят в пресс-службе харьковского аэропорта.