Бізнес під окупацією

Бізнес під окупацією

Середа, 30 квітня 2014, 23:37 -
Великі кримські компанії, крім держпідприємств, поки працюють у звичайному режимі. Однак це затишшя триватиме недовго. Незабаром Росія почне висувати їм свої вимоги, і тоді багато хто може позбутися місця під сонцем. (Рос.)

Потеря Украиной контроля над Крымом уже сказывается проблемами для ряда украинских частных компаний, работающих на полуострове.

Однако пока уходить на "материк" бизнес не собирается: все ждут, как будет развиваться ситуация. Однако это положение временное.

Российский бизнес уже прощупывает почву для расширения своего влияние на "новых" землях, и многим украинским компаниям там едва ли найдется место.

Первые шаги новых властей Крыма в сфере бизнеса - национализация государственного имущества Украины.

Реклама:

Из подчинения Киева были выведены "Черноморнефтегаз", входящие в сферу влияния украинских олигархов морские порты, производители вин, КрымТЭЦ, завод "Фотон", предприятия ВПК - Севастопольский авиаремонтный завод и феодосийская судостроительная компания "Море".

Также России достались госпакеты частных компаний. Речь идет о ПАО "ДТЭК Крымэнерго" - основной собственник Ринат Ахметов, государству принадлежит 25% акций, а также о производителе корабельного оборудования заводе "Фиолет" - 32,9% акций принадлежит американской Benefit Electrotechnics LLC.

Для руководства компаний, где нет частного капитала, сегодня Киев не указ.

"Из Киева у нас недавно запрашивали информацию, но мы им больше не подчиняемся и ничего давать не должны", - сказали в приемной начальника Севастопольского морского порта. Примерно таких же формулировок придерживаются в Керченском, Феодосийском и Евпаторийском портах.

"Раньше планировалось, что мы войдем в "Росморпорт" - российское госпредприятие, учрежденное Минтрансом России и Минимущества России. Сейчас все переиграли и создают схожее предприятие в Крыму - "Крымморпорт", - рассказал и. о. начальника Евпаторийского порта Евгений Леонов.

Помимо отказа подчинятся Киеву и замены новыми властями ряда руководителей госпредприятий Крыма, компании работают в режиме презентации. Чуть ли не каждую неделю они принимают у себя представителей российских министерств и российских инвесторов. Несколько иная ситуация - в частных компаниях.

В непростых условиях оказался Севастопольский морской завод, ключевым собственником которого является кандидат в президенты Петр Порошенко.

Петро Порошенко. Фото vinnitsaok.com.ua

"Работа предприятия зависит от "материковой" Украины. Металл, трубы, краски, другие материалы нам поставляли из Запорожья, Мариуполя, Николаева. Сегодня эти связи разрушены", - говорит начальник отдела маркетинга завода Сергей Тертышников. Однако Порошенко не спешит избавляться от проблемного актива.

Дело в том, что россияне обещают завалить севастопольские верфи заказами. Как заявлял замминистра промышленности РФ Юрий Слюсарь, Москва не собирается обижать частные судоремонтные компании Крыма. Россия говорила о планах разместить на крымских вервях заказы на сотни миллионов долларов.

Кроме того, россияне могут предложить Порошенко за завод хороший выкуп. Предприятием уже интересовались представители российского госхолдинга "Объединенная судостроительная корпорация".

На подконтрольном Константину Жеваго керченском судостроительном заводе "Залив" считают, что с "материком" им будет проститься легко. С мая 2013 года завод остановил производство судов, а судоремонт сведен к минимуму. Большая часть коллектива не появляется на предприятии, получая две трети зарплаты.

"Когда мы выпускали суда, иностранные заказчики выставляли жесткие требования, поэтому с Украиной мы работали мало. Разве что сталь поставлял ММК имени Ильича. По расходным материалам мы работали с Румынией, Италией", - сообщил один из руководителей завода на правах анонимности.

После оккупации Крыма Россией значительно упала перевалка грузов в подконтрольной Ахметову стивидорной компании "Авлита".

"Экспортного груза вовсе нет. Ждем решений Киева и Москвы для стабилизации отношений. Затем - оценка перспектив и принятие решений. Продажи активов в планах нет. Выходом может быть закон "О специальной экономичной зоне "Крым", который прорабатывают в Кабмине", - сказал ЭП аналитик, знакомый с ситуацией в компании.

Выжидательную позицию заняли компании "ДТЭК Крымэнерго", принадлежащий американской Horizon Capital винзавод "Инкерман", финская Hartwall Capital, Первый национальный винодельческий холдинг Валерия Шамотия, мобильные операторы МТС, "Киевстар" и "Лайф". Их ответы предельно схожи.

Рінат Ахметов. Фото informator.su

"Киевстар" будет продолжать работу в Крыму, пока законы и нормативные акты Украины это позволяют и отсутствуют физические или организационные ограничения. Никаких новых условий нам пока не выдвигали", - сказал директор по корпоративным связям компании Михаил Шуранов.

"Мы осуществляем свою деятельность, в том числе в Крыму, в соответствии с украинским законодательством и будем предоставлять услуги своим крымским абонентам до тех пор, пока технически это будет возможно с учетом ситуации на полуострове", - сообщила компания МТС.

Пока вольготно чувствуют себя компании, подконтрольные Дмитрию Фирташу.

"Крымский титан" работает стабильно. Прирост производства диоксида титана составил 6%, серной кислоты - 9%. В 2012 году мы произвели 106 тыс тонн диоксида титана, в 2013 году 108 тыс. тонн, в 2014 году можем выпустить 110 тыс тонн продукта", - сказал председатель правления завода Сергей Косенко.

Не опасаются в Group DF и того, что сырьевая база оказалась вне Крыма. "Нет каких-либо оснований утверждать, что у нас могут возникнуть перебои с поставками сырья", - убеждены в Group DF. Видимо, в компании надеются на способность Фирташа находить общий язык с и Кремлем, и с Киевом.

У другого крымского актива Фирташа - Крымского содового завода - проблем тоже нет. В первом квартале 2014 года он увеличил реализацию кальцинированной соды на территории Украины на 4,6%.

"Есть три основные причины роста продаж кальцинированной соды.

Во-первых, увеличился спрос со стороны производителей стеклотары. Сода используется как сырье для производства стекла.

Во-вторых, повышенный спрос на соду возник из-за нестабильной экономической ситуации. Производители, которые используют соду как сырье, старались сформировать повышенные запасы.

Дмитро Фірташ. Фото svit24.net

Также в связи с девальвацией валют и их дефицитом на рынке резко сократились импортные поставки соды", - отметил руководитель департамента проектов новых видов деятельности Group DF Дмитрий Нечитайло.

По большому счету, пока каких-либо серьезных изменений в работе крупных крымских компаний нет - за исключением государственных предприятий. Однако это затишье продлится недолго. Пока власти РФ не могут "выгнать" украинские компании из Крыма или заставить их работать по своим правилам.

Если указать "на выход" мобильным операторам, Крым надолго останется без связи. Аналогичная ситуация складывается и с компанией "Крымэнерго", от которой зависит снабжение полуострова электроэнергией, и с судостроительными и стивидорными компаниями, на которых работают тысячи крымчан.

Однако по мере решения этих проблем РФ начнет выдвигать свои требования, и тогда некоторым бизнесменам может не найтись места под крымским солнцем.

Реклама: