Чому російський кредит - це погана угода для Януковича
Президент не захотел брать деньги МВФ, так как побоялся начать реформы, болезненные для малообеспеченных украинцев. Но, отказавшись от евроинтеграции и приняв "братскую" помощь России, президент стал заклятым врагом для представителей отечественного среднего класса.
Виктор Федорович, это ошибка.
Прошлой ночью Виктор Янукович и Николай Азаров могли впервые за долгое время спать спокойно – угрозу дефолта отодвинули с весны 2014-го как минимум на два года. Обещанных Россией $15 млрд. с лихвой хватит на все выплаты Минфина и Нацбанка по внешним долгам в ближайшие два года ($13,9 млрд.).
Оставшиеся деньги можно будет потратить на поддержание курса гривны или заткнуть какую-то не очень большую дыру в бюджете. Судя по сверхоптимистичным прогнозам, заложенным в госбюджет-2014, таких дыр в нем будет немало.
Когда вечером 17 декабря стало известно, что Россия выкупит на $15 млрд. украинске гособлигации и снизит цену на газ с в 1,5 раза - до $268,5, премьер-министр Азаров заявил: "Что ожидало Украину (в случае отказа России – ред.)? Ответ очевиден: банкротство и социальный коллапс. Вот какой новогодний подарок ожидал бы народ Украины в этом случае".
Страна на грани дефолта при относительно стабильной экономической ситуации в мире – бесспорное доказательство выдающейся некомпетентности украинского правительства.
Азаров не сгущал краски, когда публично признавался, что довел экономику до банкротства – украинские финансы в плачевном состоянии. За первое полугодие 2014 года Минфин и Нацбанк должны были выплатить иностранным кредиторам более $4,3 млрд. – на погашение евробондов, выплаты МВФ и проценты по кредитам.
Реальный дефицит бюджета в этом году с учетом "Нафтогаза" составит около 7% ВВП, экономика продолжает стагнировать, чтобы платить по долгам, необходимо привлекать новые займы.
Поэтому без денег российских пенсионеров Украине действительно было бы худо - кредит будет выдан за счет средств Национального фонда благоустройства, из которого собирались платить пенсии россиянам.
О грозящих неприятностях правительство знало по меньшей мере полгода назад, когда стало очевидно, что прогноз темпов роста экономики и доходов бюджета не выполняется.
Янукович имел возможность выбирать кредитора – Россия, МВФ или финансовые рынки. Впрочем, последний вариант довольно быстро отпал, уже в сентября рыночная стоимость долга для Украины превысила 10% годовых.
Программа с МВФ могла пополнить резервы украинского Нацбанка на $15 – 20 млрд. При этом деньги Фонда вдвое дешевле российских (объявлено о 5% годовых), и выделяются на более длительное время – 4-5 лет, тогда как россияне готовы вкладываться в двухлетние еврооблигации Украины.
В итоге – обслуживание российского кредита в $15 млрд. будет стоить на $600 млн. больше, чем такой же займ от МВФ.
Можно предположить, что, выбирая кредитора, Янукович и Ко куда больше внимания обращали на электоральные риски в преддверии выборов 2015-го, чем на экономическую целесообразность.
Принципиальная разница между деньгами европейцев и россиян – первые указывают и контролируют, на что и как потратят их кредит, вторые – выделяют "братскую" помощь, которой можно распоряжаться на свое усмотрение.
Но основной недостаток денег МВФ – для их получения правительство должно было научиться "жить по средствам": удерживать дефицит бюджета в рамках 2%, а для этого заморозить расходы на госаппарат, поэтапно повысить цены на газ для населения, сделать обменный курс гривны гибким.
Отечественные экономисты солидарны в том, что настойчивые советы МВФ – необходимое условие, чтобы украинская экономика вернулась на траекторию роста. Однако Янукович и Азаров отвергали требования МВФ, уверяя, что эти меры окажутся неподъемными для самых бедных слоев украинцев.
Спорное утверждение: например, МВФ предлагал навести порядок в субсидировании и выделять адресную помощь тем, кому она действительно необходима - сейчас субсидии на оплату услуг ЖКХ нередко получают семьи среднего, а иногда и высшего класса. Таким образом, для наиболее бедных украинцев стоимость ЖКХ-услуг должна была вырасти не более чем на 20%, а для некоторых и вовсе не изменится.
Забота о стабильности гривны – пагубный для страны предвыборный популизм. Валюты большинства торговых партнеров подешевели за этот год на 10-40%, и "доллар по 8" это очень плохой подарок для всех украинских экспортеров.
Отказавшись сделать хоть что-то из требований МВФ, украинским властям оставалось искать спасения у России. До 9 ноября, когда состоялась встреча Януковича и Путина, Украина семимильными шагами приближалась к подписанию Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом.
Возможно, такой темп был взят, чтобы сделать Владимира Путина более сговорчивым в переговорах о кредите и цене на газ.
Об условиях, на которых Россия согласилась дать $15 млрд., пока что известно очень мало. Ставка купона 5%, срок, по крайней мере, первого выпуска 2 года. Путин мог потребовать за финансовую помощь все, что угодно: от не подписания Соглашения об ассоциации с ЕС до продажи российским компаниям ряда стратегических предприятий, но он точно не будет требовать проведения непопулярных реформ в Украине.
Но выиграл ли Янукович голоса избирателей, согласившись на "простой "российский кредит? Вряд ли.
Даже до отказа от евроинтеграции Янукович был не самым популярным политиком. По данным социологического исследования проведенного в октябре центром им Разумкова, действующий президент с треском проигрывал второй тур президентских выборов как Виталию Кличко, так и Арсению Яценюку.
Какова расстановка сил сейчас – неизвестно, социологических опросов послемайданного периода пока что нет.
Но уже можно сказать без социологических исследований: Майдан не сделал лидеров оппозиции героями нациями, но он сделал Януковича личным врагом половины украинцев.
Реформы МВФ стоили бы гаранту намного дешевле.
Российский кредит - плохая сделка. В первую очередь плохая для вас, Виктор Федорович.