Який бюджет готував Янукович напередодні Москви

Який бюджет готував Янукович напередодні Москви

Четвер, 19 грудня 2013, 21:30 -
Фото pic.com.ua
Обсяг бюджетного дефіциту закладався на рівні 39,7 млрд грн. Це 2,4% від офіційного прогнозу ВВП, що дозволяло б вкластися у вимоги МВФ. Вочевидь, попередній варіант бюджету верстався саме з розрахунком на отримання чергового кредиту від Фонду. За останнім проектом, дефіцит вже склав 59,5 млрд грн. Це 3,6% від офіційного прогнозу ВВП. Інакше кажучи: мова про співпрацю з МВФ в 2014 році вже не йде.

"Отчего у вас портфель такой пухлый? Вероятно, в нем – проект госбюджета-2014?"

Этот вопрос несколько обескуражил заместителя министра финансов Сергея Рыбака, но он тут же нашелся, что ответить. "В портфеле – треть проекта", - сказал Рыбак ЭП.

Заседание бюджетного комитета Рады, которое состоялось 18 декабря после обеда, он покидал в настроении приподнятом. Предполагалось, что проект главного финансового документа на следующий год правительство внепланово внесет в парламент в среду, и тут же направит в бюджетный комитет, чтобы его одобрили к принятию в первом чтении. Однако этого не произошло.

"Пишем еще. Анатолий Мярковский (первый заместитель министра финансов – ЭП) пишет, всю ночь будет писать. А как допишет, придет в комитет",-  сказал Сергей Рыбак, и отбыл на работу.

Реклама:

Проект бюджета был зарегистрирован в парламенте утром следующего дня. Вместе с проектом, спикер Рады Владимир Рыбак зарегистрировал постановление №3000-П, в котором в нарушение всех терминов подготовки бюджета предложил следующую неделю сделать рабочей.

По задуманной схеме: до 12:00 субботы, 21 декабря, депутаты пишут и направляют в бюджетный комитет свои предложения, а уже 24 декабря подают закон в Раду, чтобы в тот же день его принять.

Похоже, что все будет как в прошлом году. Депутаты проголосуют за документ, который видели пару секунд приоткрытым глазом. Но никто не скажет и слова против. Потому что парламент уже давно не главный в бюджетном процессе.

Фото vz.ua

Das ist fantastisch!

Ошибкой будет считать, что главным в бюджетном процессе является правительство.

В среду 18 декабря члены Кабмина одобрили проект Закона "О госбюджете Украины на 2014 год". Одобрили, как и в сентябре, не имея на руках и перед глазами никакого документа.

Даже больше: глава правительства Николай Азаров не смог точно назвать едва ли не главный бюджетный параметр - объем доходов. В общем-то, это было сделать довольно сложно, поскольку Минфин и Минэкономразвития к моменту начала заседания не согласовали прогноз объема номинального ВВП, расходясь в его оценке миллиардов на 50 гривен.

Забегая вперед заметим, что в итоге был одобрен прогноз Минэкономразвития - завизированный, кстати, 17 декабря. Правки же в сам законопроект продолжали вноситься и 18 декабря - перед заседанием правительства, и даже после его заседания.

В окончательном виде на заседании Кабмина было одобрено только постановление "Об одобрении основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины на 2014 год". По сравнению с ранее обнародованным проектом прогноза, в нынешнем произошло сокращение на 42 млрд грн объема номинального ВВП в 2014 году. Сокращение, естественно, по сравнению с прежними ожиданиями.

Остальные показатели оказались, по сути, нетронутыми.

Не может не бросаться в глаза прогноз инфляции на 2014 год. Похоже, правительство решило бороться с застоем в экономике простым методом – разгоняя цены. После мизерной инфляции 2012 и 2013 года (0,8% и 0,1%) цифра в 8,3% не может не настораживать. Это или невероятная ложь, или огромная угроза для сбережений граждан Украины.

Фото sumynews.com

А вот рост ВВП Украины на 3% в 2014 году – это точно ложь. Не потому что такой рост не может быть достигнут. Может. Но не за счет роста, а за счет глубочайшего падения производства в 2013 году. Это все равно, что говорит об ожирении, если человек худеет на 20 кг, а потом добирает 1 кг.

А вот еще одна красноречивая цифра. В сравнении с еще более ранними прогнозами, относящимися к концу 2011 года, ВВП Украины "похудел" куда более существенно - на 201-247 млрд грн. Что является ярким свидетельством "достижений" правительства.

Благо, Кабмин хотя бы сократил прогноз роста ВВП с совсем фантастического до просто лживого. Это означает, что правительство частично признало провал своей экономической политики в 2013 году.

Хотя даже после корректировок размер роста ВВП является явно завышенным. Все просто. В 2013 года номинальный ВВП составит примерно 1435 млрд грн. Чтобы в следующем году увеличиться до 1653 млрд грн, ему нужно "подрасти" на 15,2%. Но прогнозный реальный рост и индекс-дефлятор ВВП в сумме дают не более 12%.

Не растет ВВП – не с чего собирать налоги. Просто математически. Следовательно, почти 55 млрд грн из указанного в проекте закона объема доходов в прогнозе бюджета-2014 являются "мыльным пузырем". Они запланированы, но никогда не будут собраны.

Прибыль прибыльных предприятий также нещадно завышена. А это означает, что недавнее поручение президента об отказе от практики взимания налогов наперед, по сути, вряд ли реально выполнить. И Янукович об этом знает. Значит, он попросту "включает дурака". В условиях, когда прибыльность будет гораздо меньше запланированной, выполнять планы поступлений по налогу на прибыль можно будет только путем взимания налогов наперед.

Наконец, рост производительности труда запланирован на мизерном уровне - ни о какой модернизации или перевооружении в экономике речь не идет. Ее нет даже в планах.

Основные прогнозные макропоказатели на 2014 год

Показатель

Прогноз

ВВП:

        номинальный, млрд грн.

1653

        процентов к предыдущему году

103,0

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), %

108,3

Индекс цен производителей промышленной продукции (декабрь к декабрю предыдущего года), %

108,6

Прибыль прибыльных предприятий, млрд грн.

302,1

Фонд оплаты труда наемных работников и денежного обеспечения военнослужащих, млрд грн.

511,6

Среднемесячная зарплата работников, брутто:

       номинальная, грн.

3575

       номинальная, скорректированная на индекс потребительских цен, % к предыдущему году

102,8

Количество занятых экономической деятельностью в возрасте 15-70 лет, млн лиц

20,9-20,7

Уровень безработицы в возрасте 15-70 лет, % к экономически активному населению

7,1-7,4

Производительность труда, % к предыдущему году

102,0

Сальдо торгового баланса, млрд долл. США

-14,6

Экспорт товаров и услуг:

       млрд долл США

104,7

       % к предыдущему году

108,6

Импорт товаров и услуг:

       млрд долл США

119,3

       % к предыдущему году

107,1

Примечательно в прогнозе не только явное завышение номинального ВВП, но и тот факт, что власти и в следующем году не собираются предпринимать никаких шагов по импортозамещению. Даже в условиях 1,5-кратного снижения цен на российский газ запланирован дефицит торгового баланса на уровне 14,6 млрд дол США - ненамного меньше, чем будет в 2013 году. Возможно, разгадка лежит в том, что газ станет дешевле, но импортировать его будут больше.

По сути, Россия остается главным "пылесосом" золотовалютных резервов Нацбанка Украины. И валюту для этого "пылесоса" дает тоже Россия, в виде кредитов. В этой зависимости усматривается невероятная угроза для экономического самочувствия нашей страны.

Но, по большому счету, это не волнует никого. И прежде всего, самого Виктора Януковича. Согласно последним социологическим исследованиям, Євромайдан активно поддерживает молодежь, но по отношению к нему критически настроены люди старше 50 лет.

Взрослое население страны – вот опорный электорат действующего президента. Этой части электората, по большому счету, даже не известно, что такое ВВП, импортозамещение или авансовый сбор налогов. Для нее главное – прибавки социальных выплат. А они в проект бюджета заложены: в июле, октябре и декабре 2014. В каком бы состоянии ни была экономика, "социалка" сделает свое дело. По крайней мере, на это наверняка рассчитывает Янукович.

Фото news.online.ua

Янукович рассчитывал на МВФ

Чтобы убедиться в том, как видит 2014 год действующая власть, достаточно взглянуть на один документ.

В распоряжении "Экономической правды" есть тот самый проект бюджета, который правительство собиралось принимать до поездки Виктора Януковича в Москву. Проект в редакции 17 декабря дает ответы на многие вопросы.

Документ предполагался невероятно жестким.

 

Согласно этому варианту, доходы госбюджета были запланированы на уровне 403 млрд грн. То есть, даже без учета местных бюджетов, Пенсионного и других социальных фондов только через госбюджет планировалось перераспределить 25% реального (а не "дутого") ВВП. С учетом же остальных бюджетов и фондов, из экономики изымалось бы традиционно около 50% добавленной стоимости. Что, конечно же, не дало бы ей никакой возможности развиваться.

Кроме того, в сравнении с планом сбора денег в бюджет 2013 года, доходы в 2014 должны были бы вырасти на 33 млрд грн ( почти на 9%). Но поскольку доходная часть бюджета 2013 года не будет выполнена на десятки миллиардов гривен, то реальный запланированный рост составляет уже добрых 20%.

Понятно, что у экономики таких ресурсов роста нет. Эти планы не были бы реализованы ни при каких раскладах.

По "домосковскому" проекту, расходы были запланированы на уровне 443,6 млрд грн. С учетом возврата кредитов госбюджету и выдачи новых, объем бюджетного дефицита был заложен на уровне 39,7 млрд грн. Это 2,4% от официального прогноза ВВП, что позволяло бы комфортно уложиться в требования МВФ. Очевидно, предыдущий вариант бюджета верстался именно с расчетом на получение очередного кредита от Фонда.

Таким образом, изначально нарисованный в проекте на 2014 год дефицит был существенно меньше того, который заложен в бюджет 2013 года (50,6 млрд грн). Но на самом деле, дефицит бюджета в 2013 году существенно превысит планируемый. Наиболее вероятно, что так же будет и в следующем. Но по проекту, все довольно скромно.

В окончательно редакции от 19 декабря, объем планируемых к взиманию доходов немного уменьшится - до 392,4 млрд грн. Таким образом, рост к плану на 2013 год составил не очень весомые 21,8 млрд грн, или 5,9%.

Но ведь бюджет в этом году не выполняется! А значит, к реальным доходам 2013 года рост все равно будет слишком необоснованным  - на 13%.

Расходы в последнем доступном проекте тоже выросли - до 447,3 млрд грн. При этом дефицит составил уже 59,5 млрд грн. Это не только больше прогнозного дефицита на 2013 год. Это еще и составляет 3,6% от официального прогноза ВВП. Иначе говоря: речь о сотрудничестве с МВФ в 2014 году уже не идет. Этот вопрос можно считать закрытым.

Фото пресс-службы президента

А вот социальные показатели бюджета - прожиточный минимум и минимальная зарплата - изменения не претерпели. Два проекта – от 17 и 19 декабря – в этом смысле идентичны.

В свете ожидаемых в начале 2015 года выборов, власть изначально озаботилась их ростом.

Прожиточный минимум должен будет последовательно вырасти до:

- 1176 грн с 1 января;

- 1207 грн с 1 июля;

- 1256 грн с 1 октября 2014 года.

Минимальная зарплата - до:

- 1218 грн с 1 января;

- 1250 грн с 1 июля;

- 1301 грн с 1 октября 2014 года.

Посчитана в доходах уже и "прибыль" НБУ - Нацбанк должен будет "напечатать" и перечислить в госбюджет не менее 22,8 млрд грн. По закону – поквартально. В реальности – когда потребуется.

На 14,9 млрд грн. планируется профинансировать национальную "черную дыру" под названием НАК "Нафтогаз". Это произойдет традиционно за счет выпуска ОВГЗ и выкупа за них акций дополнительной эмиссии НАКа. С учетом "Нафтогаза", общий дефицит госфинансов "выстреливает" до уровня 3,9% от "дутого" ВВП.

Однако возможно наиболее интересные положения содержит не сам проект госбюджета, а идущий с ним в "пакете" проект изменений в Налоговый кодекс (а точнее даже несколько проектов).

Приведем один лишь пример. Находясь в безвыходной ситуации, правительство планировало отсрочить на год снижение НДС до 17%, а также ввести налог на все операции с недвижимостью – даже на первичном рынке.

В этом смысле, бизнес должен радоваться, что Янукович подписал соглашение с Москвой. Обо всех "прелестях" несостоявшегося проекта бюджета-2014 ЕП расскажет в самое ближайшее время.

Остается добавить, что, по замыслу власти, Верховная Рада должна принять Закон о госбюджете в "пакете" с налоговыми изменениями. Также не глядя.

Кабмин это уже сделал.

 

Реклама: