Занепад російської пивної індустрії
Всемирно известные производители пива когда-то сделали огромные ставки на знаменитую любовь россиян к алкогольным напиткам.
Они вложили миллионы долларов в строительство заводов и системы сбыта в надежде на рост популярности пива в стране, где долго властвовала водка.
В течение многих лет эти инвестиции приносили хорошую прибыль.
Однако теперь, по словам производителей, кремлевская антиалкогольная кампания нанесла серьезный удар по их бизнесу.
Новые законы и акцизы, направленные на улучшение ситуации с удручающе низкими показателями средней продолжительности жизни российских мужчин, привели к оседанию пивного рынка.
"Вести бизнес в России стало очень тяжело. Отчасти это объясняется мировым кризисом, отчасти - скудными урожаями, но главная причина - резкое повышение акцизов", - говорит президент Carlsberg Group Йорген Буль Расмуссен.
За последние 20 лет эта компания вложила 12 млрд долл в регион, который, по ее прогнозам, должен был приносить ей 40% ее суммарного дохода.
Представители крупных западных пивоваренных компаний - Carlsberg, SABMiller и Anheuser-Busch InBev - утверждают, что скорость принятия законов и введения налогов нанесла сокрушительный удар по производителям.
Пивовары возлагали большие надежды на рост продаж пива в России на фоне их спада в Европе и США. С 2010 года объем продаж пива в России сократился на 20%, а его потребление на душу населения - на 13%, что связано с ростом цен.
Представители местного филиала компании Anheuser-Busch InBev утверждают, что в первом полугодии 2013 года продажи пива снизились на 13% по сравнению с тем же периодом 2012 года.
Кроме того, за 2012 год им пришлось закрыть в России два завода по производству пива. Это связано с повышениями акцизов и введением нового нормативного режима, ставшего, по их словам, "одним из самых жестких в мире".
Недавно российский филиал компании Heineken продал одно из своих пивоваренных предприятий и уже выставил еще одно на продажу.
Глава уряду РФ Дмитро Медведєв. Фото independent.co.uk |
Представители альянса SABMiller и турецкой компании Andalou Efes заявили, что в 2013 году им не удастся достичь своих целей "в связи с негативным воздействием изменений в российском законодательстве".
Carlsberg Group, чьи заводы по выпуску пива "Балтика" контролируют 38% рынка РФ, считает, что в 2013 году ей не удастся реализовать прогнозы по росту производства из-за ужесточения нормативного режима.
Такое падение рынка нанесло серьезный удар по производителям.
Они хорошо помнят золотую пору пивоваренной индустрии в середине 2000 годов, когда пиво в России не считалось алкогольным напитком.
С 2005 года по 2007 год продажи пива в стране выросли на 30%, и очень часто на улицах городов можно было видеть людей, пьющих пиво из бутылки в 10 утра.
"До 2008 года рынок регулировался слабо. Не нужно было иметь лицензию для торговли пивом, налоги были низкими, не было ограничений на маркетинг. Пиво стоило дешевле, чем газировка", - говорит аналитик фирмы Nomura Йен Шэклтон,
По его словам, пивной рынок стремительно рос, и пивовары получали огромную прибыль. Вероятно, все было слишком хорошо, чтобы быть правдой.
В 2009 году российское правительство объявило войну алкоголизму, который президент страны Дмитрий Медведев назвал "национальным бедствием". По данным ВОЗ, причиной одной из пяти смертей среди российских мужчин был алкоголь, а средняя продолжительность жизни мужчин составляла всего 64 года.
В 2010 году тогдашний премьер-министр Владимир Путин подписал десятилетний план, направленный на сокращение уровня потребления алкоголя в стране на 50% к 2020 году. Медведев подписал закон, приравнивающий пиво к алкогольным напиткам, что привело к ужесточению контроля за его продажами.
До этого момента любой напиток с содержанием алкоголя менее 10% попадал в категорию продуктов питания. Согласно новому закону, продажа пива ночью оказалась под запретом. 1 января 2013 года вступил в силу закон о запрете рекламы пива и полном запрете на его продажу в киосках.
Однако, по словам представителей пивоваренных компаний, главным ударом стал постепенный рост акцизов. В 2009 году правительство получало всего 3 руб с одного литра пива. В 2013 году оно получает 15 руб с литра пива, и эта цифра увеличится до 18 руб в 2014 году и до 20 руб в 2015 году.
По словам Юлии Дроздовой из Euromonitor International, все это привело к тому, что розничные цены на пиво выросли на 10%, а его продажи сократились.
Акцизы на водку тоже резко выросли: в 2013 году они увеличились на 33%, в 2014 году их рост, вероятнее всего, составит 25%, а в 2015 году - еще 20%.
Фото ITAR-TASS-Corbis |
Кроме того, в 2013 году минимальная стоимость бутылки водки также увеличилась со 125 руб до 170 руб. Это привело к уменьшению объемов производства водки на 28% в первом полугодии.
По данным российской статистики, впервые за долгое время в первом полугодии 2013 года на долю водки пришлось менее половины объема потребляемого алкоголя, а доля пива составила всего 32%.
Производители пива предупреждают, что такие меры по борьбе с алкоголизмом могут привести к нежелательным результатам.
Они ссылаются на то, что в СССР при Михаиле Горбачеве подобные меры привели не только к снижению уровня употребления алкоголя, но и к росту объемов выпуска самогона и расцвету организованной преступности. В августе Путин уже озвучил подобные опасения и предложил снизить темпы роста налогов.
"Мы знаем, к чему привела борьба с алкоголем - просто начали самогонку варить, денатурат пить. Борьба с алкоголизмом - это сложная работа. Она требует больших усилий, финансирования, времени, настойчивости, изобретательности, но только она даст положительный и долгосрочный эффект", - заявил Путин.
Однако отношение к алкоголю некоторых людей со временем не меняется. "Пиво - напиток для детей. Настоящие мужчины пьют водку", - сказал Дмитрий Козлов, российский солдат в увольнении, сидя днем в московском баре за рюмкой водки.
Оригінал публікації: Russian Beer Fest Goes Flat for Brewers
Переклад російською: ИноСМИ